Расстрел беременных лосих привел браконьеров к сроку, увы, условному

Громкое дело о хладнокровном убийстве лосих в охотхозяйстве «Свирь» в 2019 году закончилось лишь условными сроками для семерых браконьеров

В феврале 2019 года, в запрещенный для охоты на лосей период, браконьеры застрелили шесть животных, трое из которых были самками, через пару месяцев ожидавшими потомства. Их, судя по всему, попросту «загоняли» в глубоком снегу на снегоходах. После сообщений о стрельбе на место выехали егеря и полиция. В ходе погони злоумышленники сбросили туши животных, фотографии которых обошли многие СМИ.

Громкое дело о хладнокровном убийстве лосих в охотхозяйстве «Свирь» в 2019 году закончилось лишь условными сроками для семерых браконьеров
Охота на лосей с 7 января по 15 октября запрещена, но браконьеров это не останавливает. Фото предоставлено охотничьим клубом «Свирь»

В итоге под подпиской о невыезде, а затем и на скамье подсудимых оказались Андрей Корнилов, Андрей Павлов, Александр Сазонов, Рад Сармаев, Сергей Токалов, Юрий Усевич и Сергей Чуенков. В Лодейнопольский городской суд дело пришло в декабре 2019 года. При этом летом 2020 года двое подсудимых — Усевич и Павлов — были снова задержаны на территории охотхозяйства, предположительно — они опять занимались незаконной охотой.

Суд шел больше года, и 16 февраля 2021 года был вынесен приговор по статье 258 ч.2 УК РФ («Незаконная охота»). Двое из осужденных своей вины не признавали, но суд все же счел виновными всех семерых. Трое приговорены к 3 годам условного заключения, четверо — к 3 годам и 6 месяцам условно. Кроме того, у всех изъяты снегоходы, оружие и охотничьи билеты.

Такой мягкий приговор вызывает вопросы. По словам сотрудников охотхозяйства «Свирь», за совершённое браконьерами преступление хорошим наказанием стал бы реальный тюремный срок, ведь расстреливать беспомощных животных — это фактически хладнокровное убийство.

Однако в Комитете по охране, контролю и регулированию животного мира Ленобласти приговором в целом удовлетворены.

— Это большая победа, — прокомментировали «МК» в Питере» в ведомстве, — нарушителей лишили права заниматься охотой, конфисковали орудия преступления. Это очень хороший результат для уголовных дел о браконьерстве.

Мы ни в коем случае не можем заподозрить сотрудников комитета в симпатиях к убийцам животных. Видимо, дело в том, что правоприменительная практика по делам о браконьерстве действительно требует пересмотра. Хладнокровные убийцы могли получить несколько лет тюрьмы. Теперь же нет никакой гарантии, что браконьеры не выйдут в лес снова (тем более что двое из фигурантов задерживались в охотничьем хозяйстве уже в то время, когда официально были подсудимыми).

ОКРОВАВЛЕННАЯ ПОЛЯНА

Об истории с убийством шестерых беззащитных животных не в охотничий сезон «МК» в Питере» уже писал. Случилось это 16 февраля 2019 года недалеко от деревни Заостровье в Ленобласти. Там располагается охотничье хозяйство «Свирь».

Охота на лосей запрещена с 7 января по 15 октября каждого года. Связано это с тем, что весной лосихи рожают, по глубокому снегу животным трудно передвигаться, и перед охотниками они просто беспомощны. За браконьерство суровые законы Российской Федерации предусматривают лишение свободы сроком до 5 лет.

О стрельбе в угодьях охотхозяйства «Свирь» егерям сообщили жители Заостровья:

— Это территория охотничьих ресурсов, там вообще запрещена охота, — рассказывает директор охотничьего клуба «Свирь» Светлана Варенцова.Это место, где животные могут отдохнуть. Оно расположено на миграционных путях — в тот год лоси мигрировали из Карелии, их там было много. И снега было много.

После сообщения о стрельбе на место происшествия выехал егерь. Он увидел залитую кровью поляну и удаляющие­ся снегоходы, которые волокли за собой туши убитых лосей. Егерь вызвал подмогу и полицию, но задержать браконьеров не успели. Скинув со снегоходов лосиные туши, браконьеры скрылись. Удирая, один из них обернулся, и егеря его узнали. Им оказался Андрей Павлов, житель Лодейного Поля.

Поляна, на которой лежали туши животных, была залита кровью. Фото предоставлено охотничьим клубом «Свирь»

Распутав следы, егеря выяснили, где нарушители оставили автомашины (спрятали за высоким забором из профлиста). Некоторые из машин были егерям знакомы. Шаг за шагом удалось вычислить, кто же все-таки был на окровавленной поляне.

— Они, конечно, сначала не признавались. Пытались заявить, что это мы сами расстреляли животных, говорили, что их там не было. Дознавателю было непросто, — вспоминает Светлана Варенцова. — Но уголовное дело в итоге все же возбудили, правда, только в конце февраля, когда дело забрал себе Следственный комитет.

Арестовывать мужчин не стали, оставив под подпиской о невыезде и надлежащем поведении.

Всего браконьеры застрелили шесть животных, трое из которых были самками. Все три лосихи ждали потомства: они были беременными, причем каждая носила по два уже полностью сформировавшихся плода. Рожать лосихи должны были в апреле.

— Там было много снега. Лось в таком снегу просто не может передвигаться. Животных попросту загоняли на снегоходах. Я не могу представить их ужас перед происходившим! — описывает жуткую картину Светлана Варенцова.

РЕШИТЬ ДО СУДА НЕ УДАЛОСЬ

Мужчины пытались решить дело миром. Еще до суда они хотели возместить ущерб, переведя на счет Комитета по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Ленобласти 1 миллион 800 тысяч рублей — в такую сумму был оценен нанесенный браконьерами ущерб бюджету региона. Чиновники в переговоры вступать отказывались, реквизиты ведомства для перевода денег не давали. Браконьеры все же сумели перевести средства и снова предложили мировую. Комитет на это не пошел.

— Мы хотели полностью все компенсировать и выйти на нормальный разговор с потерпевшей стороной — государством. Мы думали, что будет лояльней с нашей стороны поступить так. Это правильно, я считаю, все равно пришлось бы гасить ущерб, — говорит один из осужденных Сергей Токалов.

Примечательно, что возбуждение уголовного дела и статус подсудимых не стали основанием для примерного поведения всех фигурантов истории. Когда уже шли судебные слушания, двое из ныне осужденных браконьеров снова попались на предполагаемом аналогичном преступлении. Как рассказывал «МК» в Питере», 26 июля 2020 года — опять в запрещенный для охоты период — егеря все того же охотничьего хозяйства «Свирь» встретили Андрея Павлова и Юрия Усевича в застрявшей в грязи машине примерно в пяти километрах от деревни Заостровье. В машине мужчин егерь и полицейские нашли несколько патронов. Оружия при мужчинах не было. Зато были топоры, мешки и лопаты — предметы, необходимые, полагают егеря, для того, чтобы разделать тушу убитого животного и закопать внутренности.

ПЕРВАЯ ПОБЕДА

30 июля 2020 года проходило очередное заседание Лодейнопольского городского суда. Представители охотничьего клуба «Свирь» рассказали суду о том, что задержали двух подсудимых на территории охотхозяйства и что, предположительно, они опять хотели нарушить закон. Представитель гособвинения ходатайствовал о заключении Усевича и Павлова под стражу до окончания судебных слушаний. Но суд не принял ходатайство к рассмотрению.

Это стало основанием для возникновения опасений, что приговор будет неоправданно мягким. Ведь, как правило, браконьерские дела часто разваливаются и вообще не доходят до суда. Лодейнопольское дело дошло до приговора, но насколько действенным станет условный срок — трудно сказать. Возможно, в данном случае эффективнее подействует конфискация дорогостоящих снегоходов и ружей.

Сергей Токалов — один из тех, кто сразу же безоговорочно признал свою вину. «Виноваты — надо отвечать, — говорит он. — Я считаю, все справедливо». Оспаривать наказание он не намерен. Получить комментарии других осужденных не удалось. Некоторые из них не ответили на звонок, а Андрей Павлов и Юрий Усевич обсуждать завершившийся процесс отказались.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №9 от 30 ноября -0001

Заголовок в газете: Преступление. И наказание?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру