«Мне говорили: убивать — нормально»

Планировавшего устроить взрыв в Казанском соборе юношу приговорили к пяти годам колонии строгого режима

Увлекшись исламом, 18-летний Евгений Ефимов решил «бороться с неверными» и самоподорваться в Казанском соборе Петербурга в один из христианских праздников, когда в храме особенно многолюдно. Впоследствии несостоявшийся смертник от своего намерения отказался и раскаялся. Но от колонии строгого режима парня это не спасло.

Планировавшего устроить взрыв в Казанском соборе юношу приговорили к пяти годам колонии строгого режима
В зале суда Евгений Ефимов выглядел спокойным. Фото: скриншот видео из зала суда

Двое из пяти вину признали

Дело о теракте расследовалось на удивление споро. Как выяснило следствие, взрыв должен был прогреметь 17 декабря 2017 года, в день памяти святой Варвары Илиопольской. Задержали Ефимова 13 декабря, его четверых предполагаемых подельников (прихожан той же мечети, что и Ефимов) — 14 декабря 2017 года. Мужчин обвинили в том, что они знали о готовящемся взрыве, но не донесли. Судебные слушания начались уже в июне 2018 года. Сначала вынесли приговоры двоим, приз­навшим вину: Шамилю Омаргаджиеву (он намерен добиваться расследования по поводу пыток во время расследования дела) и Алисхану Эсмурзиеву. Оба получили по 2,5 года колонии общего режима. Третий обвиняемый, Фируз Калавуров вину не признал, приговор ему еще не вынесен. Четвертый подельник по «взрывному» делу, Антон Кобец, еще под следствием. Дело главного обвиняемого — Евгения Ефимова — закончили расследовать к августу 2018 года.

Собрал бомбу, разобрал бомбу

Фабула события такова. Молодой парень, Евгений Ефимов, увлекся идеями запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ и задумал устроить самоподрыв в Казанском соборе. Датой взрыва избрали 17 декабря — православный праздник, день святой Варвары Великомученицы. В этот день в соборе обычно проходит большая служба, собирается много людей. Готовясь к теракту, Ефимов собирал бомбу в арендованном им гараже на Литовской улице. Кто помог спецслужбам узнать о планируемом взрыве, доподлинно неизвестно. По одной версии, ФСБэшникам позвонили коллеги из ЦРУ. По другой — владелец гаража проходил мимо, учуял странный запах, заглянул внутрь и, обнаружив там кучу странных предметов, позвонил в полицию. По третьей версии, как рассказал адвокат Ефимова Александр Почуев, после того, как Евгений принял ислам, правоохранители несколько раз проводили с ним профилактические беседы. Возможно, «присматривали» за ним, потому и о готовящемся теракте узнали. А еще Почуев уверяет, что за сутки до задержания Евгений Ефимов одумался, отказался от идеи теракта и извлек из бомбы взрывчатку.

9 августа состоялось первое — оно же единственное — слушание по делу «недотеррориториста». Провел его Московский окружной военный суд, но на выездном заседании в Петербурге. Ефимов свою вину признал и попросил судить его в особом порядке — без исследования и оценки доказательств по делу. Суд пошел навстречу.

«Все было как в тумане»

Еще до начала процесса Александр Почуев рассказал, что его подзащитному, грубо говоря, «промыли мозги».

— Психологического воздействия на Евгения во время следствия не было, — отметил Александр Почуев. — А вот на этапе приготовления к преступлению психологическое воздействие было. Евгений говорил, что все «было как в тумане».

По словам адвоката, исламом Ефимов увлекся по молодости и неопытности. Еще когда парень учился в школе, преподавательница по ОБЖ упоминала детям об опасности радикальных исламских группировок. Для Евгения ее слова послужили толчком поинтересоваться: что же это за религия? Ислам привлек парня тем (как говорит Александр Почуев), что не противоречил принципам добра и правильности, которым Евгения учили с детства. Дальше — больше. В поисках информации тогда еще несовершеннолетний Женя полез в соцсети, нашел группу сторонников ИГИЛ (запрещена в России. — Ред.), оттуда отправился в популярный мессенджер. Там и попался в руки вербовщикам. Они «промыли» Евгению мозги и уговорили включиться в борьбу против неверных. Почему взорвать хотели именно мирное население? Как объяснил адвокат (со слов Ефимова), Евгения обманули. Ему сказали, что, мол, российские солдаты убивают в Сирии женщин и детей. И что, дескать, своим самоподрывом в соборе он привлечет внимание к этим проблемам. Парень повелся. Потом, правда, забеспокоился и несколько раз уточнял у «кураторов»: неужели убивать людей — хорошо? Ему отвечали: ради правды — нормально. Даже нужно.

Не дорос до 18

Мать Евгения Оксана Ефимова на суде подчеркнула, что сын сильно изменился. По ее словам, до осени 2016 года Евгений был добрым, честным, отзывчивым. А потом его словно в одночасье подменили.

— Он начал изучать какие-то странные группы в соцсетях, слушать арабскую музыку, стал очень скрытным, — рассказала Оксана Ефимова.

О настороживших ее переменах женщина сообщила в ФСБ. Очевидно, именно после этого с парнем и проводились те самые профилактические беседы.

После полугода в СИЗО Евгений Ефимов снова стал таким, каким мать его знала прежде.

— Теперь он нормально общается, шутит. Поверьте, он все осознал, — поделилась она с прессой перед началом судебного заседания.

Сам Ефимов в зале суда держался уверенно. Улыбался родным, пришедшим его поддержать. Выслушивая последние наставления адвокатов, на прессу внимания не обращал...

Суд проходил в закрытом режиме. Об этом попросил адвокат Ефимова. По его словам, во-первых, на мать подсудимого уже оказывалось давление, и нужно ее от этого защитить. А во-вторых, на суде будут говорить об особенностях личности подсудимого, а это — очень «интимно». Потом, правда, уже после приговора защитники не стали темнить, сообщив, что, по версии эксперта (которого на суде не стали допрашивать), психологический возраст Евгения меньше, чем физический. Проще говоря, до своих 18-ти лет Евгений еще не дорос.

Публичное покаяние

Последнее слово Евгений Ефимов произносил уже публично. Начал с покаяния.

— Я хочу извиниться за то зверское преступление, которое намеревался совершить, — слезу парень не пустил, но выглядел искренним. — Когда я решил принять ислам, у меня не было наставника, все знания я черпал в Интернете… Наткнулся на людей, проповедовавших радикализм.

В последнем слове Евгений Ефимов рассказал, что несколько раз спрашивал у «наставников» об убийстве людей, сомневался. И каждый раз они говорили, что так и надо, а он верил.

На время отбывания наказания у Евгения Ефимова большие планы. Уже сейчас он учит сокамерников английскому языку. Этим намерен заниматься и впредь. Хочет подготовиться к экзаменам. А, освободившись, поступить в СПбГУ на факультет иностранных языков.

Пять лет на исправление

Прокуратура просила для Евгения Ефимова 5,5 лет колонии строгого режима и штраф в размере 100 тысяч рублей. Адвокаты надеялись на снисхождение — колонию-поселение. Приговор суда: 5 лет в колонии строгого режима и штраф в 100 тысяч рублей.

Услышав приговор, Оксана Ефимова расплакалась: «Это мой сын, мой единственный ребенок».

Защита будет обжаловать суровость приговора. По мнению адвоката, Ефимов уже не опасен, и для его социализации лучше отбывать наказание в колонии-поселении. Беспокоит адвоката и размер штрафа, ведь семья Ефимовых не из состоятельных: отец работает прорабом на стройке, мать — администратор в салоне красоты.

— Зачем молодого человека загонять помимо того, что в тюрьму, еще в долговую яму, — говорит Александр Почуев. — Штраф желательно бы назначить такой, чтобы он смог рассчитаться с государством теми деньгами, что заработает, будучи в заключении, в том числе, и преподавая иностранный язык сокамерникам.

Сюжет:

Сирия: угроза большой войны

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 15 августа 2018

Заголовок в газете: «Мне говорили: убивать — нормально»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру