Платные скорые в Петербурге увеличили цены, но не снизили время ожидания

Пока эксперты рассуждают о близости плато, петербуржцы не могут дождаться скорой помощи, причем даже за деньги.

Количество новых заболевших COVID‑19 последовательно растет уже полтора месяца: 15 июня власти зафиксировали 902 новых инфицированных за сутки, а спустя месяц показатель вырос до 1954 человек. Пока эксперты рассуждают о близости плато, петербуржцы не могут дождаться скорой помощи, причем даже за деньги. «МК в Питере» обратил внимание, что за год цены на услуги платной скорой ощутимо выросли.

Пока эксперты рассуждают о близости плато, петербуржцы не могут дождаться скорой помощи, причем даже за деньги.

КОВИДНЫЙ КОЛЛАПС

Очереди из машин скорой помощи у городских больниц вновь начали появляться в Петербурге еще в начале лета 2021 года. «Доковидный» норматив в виде 20 минут для прибытия скорой в условиях перегрузки стал невыполним: в июне петербуржцы могли ждать скорой как 5 часов, так и несколько дней.

«Да уже месяц [такая] жесть. Сейчас приехали на вызов за 20 минут, здесь инфаркт. На COVID‑19, конечно, с такой скоростью мало к кому приезжают. В порядке очереди, потому и едем до некоторых несколько дней», — рассказывает сотрудник одной из служб петербургской скорой.

Все понятно: в июле суточное количество вызовов скорой помощи в Петербурге побило многолетний рекорд. Дежурные приняли более 9000 обращений за сутки. Это исторический максимум за последние 25 лет.

В этих условиях некоторые захворавшие петербуржцы готовы раскошелиться и обратиться в платную скорую помощь. Но и это не всегда является гарантией скорой встречи с медиками. «Ближайшая бригада может быть у вас через 4–5 часов», — сказали корреспонденту «МК в Питере» при обращении в службу «Петербургская неотложка». За час выезда самой обычной бригады — 7,7 тысячи руб­лей. Снизить скорость ожидания не помогло даже предложение «доплатить за скорость».

В более дорогих платных скорых — «Приоритет» (11 тысяч руб­лей за час работы бригады) и Coris (12,5 тысячи руб­лей за час) — корреспонденту «МК в Питере» в момент обращения пообещали приехать за полчаса, но и там случаются коллапсы. Среди множества благодарных отзывов за скорость и профессионализм попадаются грустные истории.

«Утром вызывала врачей маме, находящейся в критическом состоянии. Ей было очень плохо из-за реакции на прививку от ковида. Девушка сказала, что врачи приедут в течение часа. Это было очень долго, но я согласилась, так как мама сказала, что там хорошие врачи, а бесплатная помощь еще дольше будет ехать, — пишет петербурженка в отзывах про скорую «Приоритет». — Час [ожидания] был мучительным для нее. Когда я перезвонила, мне сказали, что только заявку приняли к сведению, никто еще не выезжал и ждать еще час. Конечно, я бы не стала ждать 2 и более часов, если бы она (диспетчер. — Ред.) сразу так сказала. И вызывала бы другую [скорую] помощь».

Интересно, что «Приоритет» и Coris из той категории платных скорых, которые за пандемийный год подняли цены на свои услуги. Час бригады у первой подорожал на 2800 руб­лей, в то время как вторая подняла цену на 2600 руб­лей. Также подорожали услуги компании Euromed clinic — с 6000 до 8000 руб­лей. «Петербургская неотложка» не изменила цену, так же как и MedSwiss03, у которой час работы бригады стоит 5,7 тысячи руб­лей.

При этом общая стоимость вызова редко когда ограничивается часом работы бригады. Иногда требуется транспортировка больного в стационар и другие услуги. В итоге время работы медиков растягивается на несколько часов, ведь платные скорые стоят в тех же многочасовых очередях перед больницами, что и бесплатные.

Поэтому некоторые коммерсанты в белых халатах изменили маркетинговые стратегии. Некоторые сделали скидку на ожидание в очереди, другие ввели специальные тарифы. И все равно постоять в очереди из скорых может обойтись пациенту в сумму до 65 тысяч руб­лей.

Среди врачей и пациентов есть мнение, что некоторые недобросовестные связки из операторов и бригад могут за дополнительные деньги приехать быстрее, когда «завал», но на поток подобное не поставлено. Диспетчеры возможность ускорения приезда скорой отрицали. Оно и понятно — вызовы записывают и, если всплывет факт такой услуги, дело может дойти и до уголовного разбирательства.

Корреспондент «МК в Питере» с разных сторон пытался вывести фельдшеров и медсестер на тему «ускорения» доезда за доплату, но медики ни в какую не хотели на эту тему говорить. Хотя дают понять, что такое возможно.

«Рядовые сотрудники идут на это не от хорошей жизни. Уже больше года продолжается пандемия, было несколько волн. В «мирное» время все же ­как-то поспокойнее работалось. Конечно, в этих условиях многие обросли панцирем», — рассказывает один из врачей платной скорой.

СКОРАЯ НЕ ЕДЕТ

Главное, как говорят врачи, не паниковать. Они напоминают, что в городе работают бригады не только скорой, но и неотложной помощи. Как рассказал «МК в Питере» сотрудник скорой, есть ряд симптомов, при которых скорость прибытия врачей составит не больше получаса. Это удушье, признаки инфаркта, инсульта и другие вещи, требующие немедленного врачебного вмешательства.

Главное при вызове скорой — максимально точно описать состояние больного, температуру, можно и другие параметры. Оператор сам сделает правильный выбор, и в критичном случае скорая помощь прибудет быстро.

Существующая в Петербурге система здравоохранения предполагает, что с симптомами COVID‑19 граждане в первую очередь должны обратиться в районную поликлинику или хотя бы в отделение неотложной помощи при поликлинике. По нормативу бригада неотложки (если нет угрозы жизни) должна прибыть не позднее чем через 2 часа после вызова, но из-за текущей перегрузки медики не всегда могут в него уложиться.

Если такое произошло и бригада неотложной помощи ­где-то задержалась, у петербуржцев есть право обратиться с жалобой в комитет по здравоохранению. Это запустит бюрократическую цепочку по наказанию «провинившегося». Но главный виновник — COVID‑19 — наказан все равно не будет.

СЧАСТЛИВЫЙ ФИНАЛ НЕДАЛЕКО

И врачи на местах, и чиновники от медицины перед журналистами говорят, что нынешние трудности из-за COVID‑19 этим летом достигли своего максимума. Теперь нагрузка на систему здравоохранения будет постепенно снижаться. Штамм «Дельта», кажется, стал наиболее смертоносным и сложным для Петербурга.

Вместе с третьей волной коронавируса город на Неве накрыло цунами из желающих вакцинироваться. Очереди в районных поликлиниках расписаны более чем на месяц вперед. К середине июля привито более 1,1 млн человек, из которых почти треть получила два укола. По расчетам Смольного, коллективный иммунитет выработается, когда вакцинируется 2,6 млн петербуржцев. По разным прогнозам, это может случиться как уже осенью, так и в конце года. Это значит, что очереди из скорых сначала сократятся, а потом и вовсе прекратятся.

Ситуация со скорыми, возможно, изменится еще до появления в Петербурге коллективного иммунитета и новой, четвертой, волны. Как заявил главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Алексей Бойков, и чиновники, и доктора озадачены поиском более эффективной схемы работы и, кажется, нашли ее.

Раньше бригады подчинялись алгоритмам работы своих больниц, теперь же разработана единая система: линейно-­контрольная служба отслеживает свободные машины, а каждая скорая может подать сигнал о помощи другим бригадам, если попала в пробку или случилась непредвиденная ситуация. Кроме того, дежурный оператор в режиме онлайн видит машины скорых, где есть скопления, а где свободно.

А от комитета по здравоохранению подоспели дополнительные машины скорой для больниц. Теперь у каждого стационара есть минимум 10 скорых, а у некоторых еще больше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №30 от 21 июля 2021

Заголовок в газете: Кошелек или жизнь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру