Можно ли при списании долгов обойтись без юристов

В Санкт-Петербурге был зафиксирован самый большой в России интерес к новой, «упрощенной» процедуре внесудебного банкротства, но первые результаты должников не порадуют: в ряде случаев лучше судиться

Из 530 заявлений, принятых перед Новым годом через МФЦ в Петербурге, только 20 были приняты в работу. И ни одна процедура не была завершена. Почему так вышло? Прежде всего, «упрощенная» услуга оказалась для большинства должников непонятной. Во-вторых, чтобы воспользоваться «упрощенным» форматом, необходимо не только отсутствие имущества у должника, но и законченное исполнительное производство. В то же время известно, что исполнительное производство в отношении должников «зависает» и может тянуться годами.

В Санкт-Петербурге был зафиксирован самый большой в России интерес к новой, «упрощенной» процедуре внесудебного банкротства, но первые результаты должников не порадуют: в ряде случаев лучше судиться

Сегодня нам предстоит разобраться, какие риски таит в себе банкротство и с какими сложностями в принципе может столк­нуться должник, причем в разных форматах процедуры и на разных ее этапах.

НЕПРИЯТНЫЕ НЕОЖИДАННОСТИ

1. Этап составления заявления и подготовка пакета документов. Заявление однозначно следует доверить юристу. Во внесудебной (упрощенной) процедуре его можно составить на приеме в МФЦ. В судебной процедуре все сложнее. Ошибки обернутся затягиванием банкротства, отказом и возможными претензиями со стороны кредиторов.

2. Этап поиска финансового управляю­щего. Иногда найти его довольно трудно! Именно поэтому исполнительное производство тянется долго (см. выше). Здесь, собственно, тоже может помочь юрист.

3. Этап делопроизводства (ходатайства, отводы и прочая процессуальная документация). В ходе банкротства нередко возникает потребность в составлении процессуальной документации. Должник может оспорить действия кредиторов или не согласиться с решением финансового управляющего или кредиторов — но вряд ли он сможет сделать это без консультации с юристом.

4. Этап обжалования в вышестоящих инстанциях (например, если решение Арбитражного суда не устраивает должника). Пожалуй, здесь тоже не обойтись без специалиста с опытом работы в адвокатуре. Адвокат знает, в какую инстанцию обратиться, как должно выглядеть обжалование и какой результат необходим по вашему делу.

Помимо этого, могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства. Например — типовые обвинения в мошенничестве (например, завышении реального дохода в заявке на кредит) или подлоге со стороны кредиторов. Это чревато тем, что должнику не только не спишут долги, но и наложат штрафные санкции, отправят на принудительные работы и ограничат в свободе действий. Возможно даже прямое посягательство на имущество должника, которое, например, изначально было выведено из конкурсной массы (то есть из-под действия процедуры банкротства).

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ ЮРИСТА?

Обращаясь к юристам, нужно понимать разницу между одноразовыми и комплексными услугами. Весьма возможно, что должнику по факту потребуется помощь юриста лишь на нескольких этапах. Однако банкротство в целом — длительный процесс, и оценивать отдельно разовые услуги не всегда выгодно. 

В то же время сотрудничество с юристом часто предполагает полноценное сопровождение процедуры банкротства. А именно (по опыту ведущих компаний):

  • консультирование на всех этапах;
  • помощь при сложных обстоятельствах дела;
  • составление и подготовку, подачу документации;
  • проведение переговоров и переписки с кредиторами;
  • поиск финансового управляющего для дела; защиту позиции в суде;
  • обжалование невыгодных решений;
  • защиту имущества от посягательств кредиторов;
  • защиту от привлечения к ответственности;
  • ускорение сроков признания несостоятельности;
  • наконец, гарантированное списание долгов.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Среди процессуальных нюансов довольно частая, хотя и очевидная ошибка — это отсутствие ходатайства о переходе к реализации имущества при обращении в арбитражный суд за признанием банкротства. А именно: если должник не укажет, что хочет пройти именно реализацию имущества, суд может начать с реструктуризации долгов. И тогда должнику придется платить дважды за услуги финансового управляющего, за необходимые по закону публикации и так далее.

Другая ошибка связана уже не столько с недостатком опыта, но и с внешними факторами (например, с недобросовестной рекламой). Некоторые финансовые управляющие (как следует из тщательно «отмодерированных» отзывов) могут согласиться вести дело за минимальную плату, или в рассрочку, или по другим «договоренностям». Однако, как уже говорилось, в ходе процедуры банкротства возможны претензии со стороны кредиторов, затяжки процесса и другие неожиданные нюансы, к которым должник может быть не готов. И тогда случается именно то, о чем мы уже говорили: исполнительное производство затягивается, управляющий вообще выходит из дела, а суд по закону дает должнику на поиск другого специалиста два месяца (не больше). Можно ли найти за такой срок финансового управляющего, да еще такого, чтобы история не повторилась — задача непростая. Задержка и «просрочка» грозит закрытием дела, и долги остаются несписанными.

Довольно часто возникают дополнительные денежные траты, связанные уже с защитой своих позиций в суде. Любые ошибки при подаче заявления, в других процессуальных документах могут дать кредиторам возможность для того, чтобы оспорить ваши действия. Тут-то и начинаются поспешные поиски юристов (в частности, уже адвокатов), заключение договоров на оказание разовых услуг, как следствие — проигранные процессы и непомерные затраты времени на обжалование решений в вышестоящих инстанциях. Это именно тот случай, когда «скупой платит дважды».

МЕЖДУ ТЕМ

«ХОРОМЫ ДОЛЖНИКА»

История одного удивительного судебного процесса, которую обсуждают все специалисты по банкротству физических лиц, обещает быть показательной, хотя прецедентом все равно не станет. Цитируем юриста и эксперта Алексея Люкшина.

Известно, что единственное жилье должника не подлежит ни аресту, ни продаже. Это справедливо. Нельзя человека, пусть и должника, выгонять на улицу. Но всегда возникал вопрос, а насколько большим может быть это единственное жильё — и если оно реально огромно, то не следует ли забрать эти хоромы у должника, но предоставить ему жилье поскромнее?

Правда, тут появляются противоречия между оценивающими — слишком большое жильё у должника или нет?

И вот свежий судебный кейс: директор компании, в будущем должник, за пару лет до банкротства приобрел две квартиры площадью 230 кв. м и 460 кв. м. Ближе к банкротству (так уж вышло) он объединил две квартиры в одну. Простая математика говорит, что единственное жилье должника стало площадью 690 кв. м. Много это или нормально?

Должник потребовал исключить жилое помещение из конкурсной массы в качестве единственного пригодного для проживания его семьи. Финансовый управляющий, напротив, добивался другого: продажи квартиры.

Суд первой инстанции решил, что жилье «очевидно не соответствует разумному уровню для удовлетворения конституционно значимых потребностей должника, его супруги и детей в жилище». А значит, квартиры нужно продать, а должнику и его семье приобрести жилье, которое будет отвечать минимальным социальным нормам по жилплощади на человека.

Но следующий (апелляционный) суд указал, что в законе нет алгоритмов по замене одного жилья на другое, и исключил 690-метровую квартиру из конкурсной массы. Тогда кредитор (банк) обратился с жалобой в Верховный суд. Верховный суд также решил оставить эту скромную квартирку должнику, но указал на другое: законодатель до сих пор не разъяснил, как продавать с торгов единственное жилье должника, пусть даже и не отвечающее критериям «разумной достаточности». «Правила обмена роскошного жилья на необходимое не выработаны, критерии определения последнего не закреплены», — указал суд.

Остается дождаться разъяснений законодателя!

«МК» ЭКСПЕРТ

Арбитражный управляющий юридической компании «Правовая защита» Наталья САВИЦКАЯ:

«РЕЗУЛЬТАТ ГАРАНТИРУЮТ ТОЛЬКО  ПРОФЕССИОНАЛЫ»

Риски во время прохождения процедуры имеются, однако они минимальны, как минимальны и ограничения. Должник должен понимать, что объявление себя банкротом — это не просто списание долгов без последствий, это процесс доказательства своей финансовой несостоятельности.

Если гражданин намерен проходить процедуру банкротства, и на нем зарегистрировано какое-либо имущество, он должен быть готов с ним расстаться на этапе реализации. Исключение составляет единственное жилье, которое неприкосновенно. Имущество, находящееся в совместной собственности супругов (бывших супругов), также подлежит выставлению на торги. Однако после продажи имущества супруг получает 50 % от стоимости.

Отдельный вопрос — можно ли всерь­ез рассчитывать на успех при самостоятельном прохождении внесудебной процедуры банкротства через МФЦ. Действительно, внесудебное банкротство, проходящее через МФЦ — абсолютно новый юридический механизм, по нему очень мало практики. Более того, в законе много условий, и подойти под них могут лишь единицы граждан. Например, если у вас все ещё не окончено исполнительное производство, то вы не можете воспользоваться данной процедурой. Кроме того, банкротиться в новом порядке смогут граждане, у которых нет собственности, кроме единственного жилья и объектов, защищенных от изъятия: личные вещи, домашний скот, мебель, техника и т. п.

Пожалуй, наиболее частый вопрос, который приходится слышать от граждан, это «Как пройти процедуру банкротства с минимальными финансовыми затратами?». Но здесь следует для начала ответить на важный вопрос: вы хотите качественнее и с минимальными последствиями пройти процедуру банкротства — или же вам важнее просто сэкономить? Точно такой же ответ и на другой частый вопрос: какие действия можно предпринять самостоятельно, а какие необходимо доверить только юристам? Как раз тут все просто. Доверяя работу опытным юристам, вы гарантируете себе положительный результат. Если в вашей ситуации будет необходимо самостоятельно предпринять какие-либо действия, то юрист вам об этом сообщит. Говоря проще, вы можете сами собрать определенные личные документы, а остальное доверить профессионалам.

Сюжет:

Санкции

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 17 февраля 2021

Заголовок в газете: Ваше банкротство — ваши проблемы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру