Владельцы закусочных в Петербурге уже стали «внесистемной оппозицией»

Градоначальству на заметку: когда откроют кафе на фуд-кортах, колонны оппозицио­неров на улицах сильно поредеют. Нет, это не точно. Но ведь вы даже не пробовали?

Мы не сами придумали этот рецепт общественного согласия. Такое мнение, не лишенное горькой иронии, не раз приходилось слышать от предпринимателей, которые владеют маленькими кафе на фуд-кортах в ТРК. Заметим, что это — наиболее заметная часть бизнеса, которая всегда на виду, да и вовсе не маленькая: по некоторым подсчетам, таких кафе в Петербурге около тысячи, и занято в них несколько тысяч человек (немногим меньше, чем в автопроме). И еще это самый народный бизнес. Практически каждый, кто несмотря ни на что ощущает в себе «предпринимательскую жилку», способен попробовать свои силы на фуд-корте.

Градоначальству на заметку: когда откроют кафе на фуд-кортах, колонны оппозицио­неров на улицах сильно поредеют. Нет, это не точно. Но ведь вы даже не пробовали?
Едва ли не целый год кафе могли работать только на доставку. Фото: сanva.com

Проблема вот в чем: сами бизнесмены, которым под очень спорным предлогом не дают работать, сами уже почти готовы радикализироваться. Ничто так не объединяет, как внешнее давление. Но сперва напомним, с чего все начиналось.

ЧУЖИЕ ОТКРЫТИЯ

С 30 января Смольный отменил 70 % действовавших в январе антиковидных ограничений, но почему-то сохранил запрет на работу фуд-кортов и фуд-холлов (или «фуд-плейсов», как их называют в постановлении № 121), а также детских площадок в торговых центрах.

Многие заинтересованные лица посчитали этот запрет «демонстративным».

Конечно, это не совсем так. «МК» в Питере» еще на «первой волне» пандемии коронавируса предсказывал, что ТРК (и особенно фуд-корты) откроются самыми последними. Дело в том, что борьба с ними — наглядное доказательство активности чиновников. Простые решения сложных проблем всегда заманчивы. Добавим к этому, что владельцы «забегаловок» и прочие мелкие лавочники — наиболее разобщенная часть бизнеса, и бороться с их недовольством — легче легкого.

В качестве последнего аргумента всегда можно сослаться на Роспот­ребнадзор.

Под сохранение запрета, кстати, легко подвести и научную базу. По крайней мере, именно об этом говорил 1 февраля в эфире телеканала «Санкт-Петербург» заместитель главы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Александр Ситов.

По его словам, именно фуд-корты меняют «проходимость» и структуру посещения торговых центров. Когда они закрыты, посетители якобы проводят меньше времени в ТРК и ТЦ, при этом сглаживаются «вечерние пики».

«Фуд-корты — самый проходимый объект общественного питания, соответственно, с [повышенной] возможностью распространять коронавирусную инфекцию», — рассказал в эфире Александр Ситов.

Однако тут же добавил: «Как только позволит ситуация, соответствующие решения будут приняты». Вот уже прямо сейчас с предпринимателями обсуждаются стандарты, которые позволят «демпфировать» данное негативное воздействие.

Что под этим понимается — неясно. Зато ясно, что петербургские регламенты и ограничения в отношении работы ТРК по-прежнему жестче большинства региональных норм, в том числе и московских. Уже высказывалось и объяснение этому: в Москве есть и более зримые примеры успеха в борьбе с пандемией. А вот управленцы в Петербурге этим похвастать не могут, зато имеют стойкую генетическую память о возможной ответственности «в случае чего».

КРУЧЕ, ЧЕМ ВЕЗДЕ

Странно и печально, что мнение малых предпринимателей по-прежнему не слышат городские власти. Еще в конце августа 2020 года более четырехсот предпринимателей — владельцев торговых точек на фуд-кортах в торговых центрах, «островков» и «корнеров», а также кинотеатров в тех же ТЦ — написали письмо губернатору Александру Беглову. В письме говорилось, что торговые точки на «островках» в ТЦ закрыты вот уже пять месяцев, и на исходе не только материальные, но и моральные ресурсы предпринимателей: нужно как-то продолжать жить.

На воззвание о помощи, по словам самих «подписантов», уже отреагировал депутат Госдумы Сергей Боярский «и другие известные люди». «Также готовится жалоба президенту Путину», сообщали авторы письма.

Ранее письма президенту Путину уже отправлял туристический сектор. По счастливому совпадению, после этого часть ограничений для «индустрии гостеприимства» сняли — разрешили работать ресторанам, речным трамвайчикам (правда, без кафе), музеям — и наконец (с 27 июля 2020 года) торговым центрам. Но про «островки» на фуд-кортах забыли (называлась в том числе и такая причина: там негде «мыть руки». Где можно мыть руки на прогулочном теплоходе — остается только гадать).

Предприниматели уже тогда подозревали, что их торговые точки остались без внимания именно потому, что не принадлежат к туристическому сектору (который так или иначе генерирует прибыль для бюджета). Они рассчитаны прежде всего на горожан — а уж горожане потерпят. Если это предположение верно, — писали мы тогда, — то шансов у фуд-кортов действительно мало.

И действительно: лето прошло, но послаблений для фуд-кортов не вышло. Более того: создалось впечатление, что ограничения остались исключительно в Петербурге.

А ведь полномочий у городских властей и тогда, и сейчас более чем достаточно. В ноябре 2020 года Министерство промышленности и торговли РФ предложило российским регионам самим установить «коронавирусные регламенты» работы фуд-кортов, фуд-плейсов и подобных общественных пространств для общепита.

Общие положения были понятны: по возможности сократить количество посетителей, чтобы избежать очередей при оплате и выдаче заказов, и обслуживать посетителей силами собственных официантов, как это уже сделано, например, в популярной американской сети фастфуда. Трафик должен был напрямую зависеть от количества столиков: на каждого посетителя должно приходиться не меньше 4 кв. м. площади.

Кроме того, на фуд-кортах должно быть проведено новое зонирование, при котором между столиками должно соблюдаться расстояние не менее 1,5 метров.

Федеральные рекомендации в Петербурге «не прижились». Как в то время отмечал заместитель главы КППиТ Александр Ситов, полученный документ «требовал обсуждения с Роспотребнадзором». По его словам, ряд вопросов вызывает практика применения новых регламентов: например, что делать, если в фуд-корте будет образовываться очередь на вход?

Результат: запрет по факту продлился до весны 2021 года.

РАБОТАТЬ «ВТИХУЮ»?

Дьявол, как говорится, кроется в деталях. Правда, в нашем случае «дьявол» тоже какой-то внесистемный. В его действиях не прослеживается никакой логики.

Взять, к примеру, частичные «лазейки» для работы кафе на фуд-кортах, которые существовали и существуют. Так, начальник управления развития предпринимательства КППИиТ Сергей Кузин рассказывал еще перед Новым годом, что теоретически на фуд-кортах можно работать на «доставку». Но — «при обеспечении закрытия территории фуд-корта, в том числе закрытия пространства кухни, в том числе с помощью жалюзи».

Заведение может обслуживать и посетителей — но только при наличии отдельного входа с улицы, либо в том случае, если у ТЦ есть входной тамбур, из которого посетители могут попасть прямо в ресторан, не пересекаясь с посетителями торгового центра. При этом ходить «в гости» на другие этажи нельзя, предупредил Сергей Кузин.

Далее: кафе в ТРК могут торговать выпечкой и сладостями (известно, что многие кафе — и даже продовольственные магазины — в пандемию выжили только потому, что вовремя «перековались» в пекарни и булочные). Но вот продавать кофе навынос точки на фуд-кортах не могут, хотя расположенный по соседству продовольственный магазин вполне может себе это позволить.

Наконец, возмущает многих и «территориальная» дискриминация. В расположенных буквально в нескольких сотнях метров от города ТРК областного подчинения (к примеру, в «Мегах») фуд-корты преспокойно работают, причем посещают их, разу­меется, те же жители Петербурга.

Впрочем, есть и позитивные слухи. Фуд-корты в петербургских ТРК все-таки могут открыть на пороге весны. Об этом в первых числах февраля говорил глава Межведомственной комиссии по противодействию новой коронавирусной инфекции в Петербурге Евгений Шляхто.

Что такого должно случиться и какие показатели должны быть достигнуты, чтобы общепит в ТЦ наконец заработал, власти по-прежнему не разъясняют. Скорее всего, такие пояснения будут даны «задним числом» — но и на этом спасибо.

КСТАТИ

В торговых центрах откроют пункты вакцинации

Еще одна хорошая новость: 8 февраля губернатор Петербурга объявил о старте «пилотного проекта» по вакцинированию горожан от COVID прямо в торговых центрах.

«Эпидемическая ситуация в Петербурге стабилизировалась. Поэтому от временных и чрезвычайных мер по борьбе с коронавирусом власти будут переходить к постоянным и планомерным действиям, — пообещал губернатор в своем традиционном радиообращении к горожанам 8 февраля 2021 года. — И главное оружие против коронавирусной инфекции — профилактика».

Александр Беглов не мог не отметить и серьезные успехи, которые уже достигнуты в этом деле.

«Интерес к вакцинации в нашем городе растет, — сказал он. — Каждые десять дней мы удваиваем число сделанных прививок».

На следующем этапе, объяснил градоначальник, в Петербурге к вакцинированию горожан привлекут и частные медицинские компании. (Речь об использовании каких-нибудь альтернативных вакцин, уже признанных в Европе, по понятным причинам в радиоэфире не шла).

Наконец, рассказал губернатор и о том, что весьма волнует бизнес, особенно тот, который так или иначе связан с торговыми центрами.

«В ближайшее время стартует пилотный проект по вакцинированию в одном из ТЦ», — объявил Александр Беглов.

Все прививки, независимо от места вакцинации, будут бесплатными, еще раз напомнил он.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2021

Заголовок в газете: Фуд-корт — опасный спорт

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру