Ситуация на авторынке Петербурга продолжает оставаться тревожной: даже несмотря на отложенный спрос, продажи новых автомобилей очень нескоро выйдут на «довирусный» уровень. Помочь могла бы господдержка (как это происходило во время прежних кризисов), но ее еще надо дождаться.
Для начала приведем сухие цифры. В мае автозаводы Петербурга выпустили машин вчетверо больше, чем в апреле. Сказался эффект «низкой базы» (рост после резкого провала), а общий уровень по-прежнему выглядит малоприятно. В мае 2020 года, по данным Петростата, выпуск новых автомобилей снизился на 44% по сравнению с тем же месяцем прошлого года (который, кстати, также нельзя было назвать вполне благополучным — не из-за коронавируса, а из-за очевидного падения платежеспособного спроса).
Тем не менее в мае 2020 года петербургские заводы Nissan, Toyota и Hyundai все вместе произвели 16,3 тысячи машин. В апреле общий выпуск составлял совсем уже неприличные (и минимальные за все время подсчетов) 4,1 тысячи единиц. Причины понятны: автосалоны в Петербурге и Ленинградской области были закрыты, в большинстве регионов тоже, и даже экспорт в СНГ не смог помочь автопредприятиям загрузить конвейер.
Между тем продажи автомобилей в Петербурге в мае упали более чем вдвое по сравнению с тем же месяцем прошлого года (данные агентства «Auto-Dealer-СПб»). При этом лидером спроса в мае 2020-го в Петербурге стала Lada. На втором месте по продажам — KIA, затем — Hyundai (автомобили обеих марок выпускаются на петербургском заводе Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус).
Интересно, что еще в декабре бюджетная Lada была на третьем месте после двух «корейцев». В число лидеров не попали ни Renault, ни модели группы Volkswagen, ни Toyota. Судя по всему, после «коронакризиса» покупательная способность горожан еще больше упала.
«Как мы и прогнозировали, падение продаж автомобилей в Петербурге вновь, как и в апреле, составило более 50%, — сказал ведущий эксперт «Auto-Dealer-СПб» Евгений Еськов. — Возможно, этот тренд будет сломлен в июне».
По словам участников рынка, помочь в этой ситуации могли бы реальные антикризисные меры, наподобие тех, что уже применялись: скидки за утилизацию старого авто (старт этой программе был дан еще в 2010-м) или субсидируемый кредит, например, на отечественные модели. Некоторые новые программы поддержки уже начали работать (например, льготный кредит «Первый / Семейный автомобиль»). Проблема в том, что все эти меры еще не учитывали результатов пандемии.
Сегодня в очереди на получение льгот покупатели новых автомобилей явно в числе последних. Возможно, фокус внимания власти сместится в их сторону только после того, как всерьез заявят о своих проблемах крупнейшие налогоплательщики — автозаводы.