На что жалуются петербургские предприниматели?

"МК в Питере" разбирался, можно ли помочь малому бизнесу в Северной столице

Малый и средний бизнес в Петербурге все еще надеется выжить. Конкуренция с Китаем серьезно бьет по местным предпринимателям. Но еще больше помех создают недобросовестные чиновники.

"МК в Питере" разбирался, можно ли помочь малому бизнесу в Северной столице
Даже малый бизнес – это огромный труд. Фото: biz911.net

ДВЕРЬ ОТКРЫВАЮТ С НОГИ

Малый бизнес в Петербурге на удивление разнообразен. Предприниматели Северной столицы заняты в разных сферах: и торговля, и услуги, и мелкое производство. Петербург нельзя назвать столицей малого и среднего бизнеса, но на территории города зарегистрированы примерно 400 тысяч компаний.

Однако развиваются они с трудом. Отчасти так происходит из-за того, что многие товары дешевле импортировать из Китая. Торговые монополисты так и делают. Обороты позволяют им снижать цены. Мелкие компании в таких условиях просто не выживают.

Но большей проблемой сами предприниматели, сумевшие занять востребованные ниши, называют нехватку государственной поддержки. Ее не просто нет — она фактически в минусе. Вместо помощи недобросовестные чиновники зачастую просто мешают работать.

— Чиновники среднего звена часто не понимают, что малый бизнес — это создатель рабочих мест, донор бюджета, ведущий свой бизнес на свои средства и под свою личную персональную ответственность, кормилец, его надо беречь, — сетует исполнительный директор Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Татьяна ПОДСУХИНА.Зарегистрировать свое предприятие в нашем городе легко — можно на сайте госуслуг, можно через МФЦ. А потом могут начаться бесконечные проверки. Например, к нам вот недавно обратился центр реабилитации пожилых людей и инвалидов. К ним пришла миграционная служба чуть не с автоматчиками, проверять сотрудников. В центре все в порядке. В нем трудятся три приехавших с Украины женщины, у них есть документы и патенты на работу. И проверка — это не всегда плохо. Контролировать надо, но ведь можно это делать без лишнего драматизма, грубости, накачки. Какая необходимость с ноги открывать дверь? Зачем хамить сотрудникам? Генеральный директор приехала к концу проверки и предложила, чтобы протокол о результатах подписал тот сотрудник, который присутствовал с самого начала. В ответ протокол был демонстративно порван, а проверяющие сообщили, что придут еще раз. Пришли, все проверили снова, все опять в порядке. Но руководитель центра, вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями, успокаивала себя и подчиненных, занималась бумаготворчеством, готовила справки и объяснительные. И это в ситуации, когда все хорошо. Со стороны чиновников к предпринимателям существует предвзятое отношение, презумпция виновности, и это отношение необходимо в корне менять.

КОГДА РЕМОНТ ДОРОЖЕ ПРОДУКЦИИ

Помогать малому бизнесу надо на государственном уровне. Так считают эксперты. И лучше бы оказывать помощь практическую. В Петербурге время от времени проводятся обучающие семинары для представителей малого и среднего бизнеса. Это, конечно, неплохо. Но появление техноцентров, которые предоставляли бы мелким производителям место для установки оборудования (по разумной цене) помогло бы бизнесу значительно больше.

— В городе крайне сложно арендовать участок земли под производство за нормальные деньги, — сетует Татьяна Подсухина, — предпринимателя, желающего взять его в аренду, отправят на аукцион, а там цена земли возрастет до неподъемных высот. Или предложат участок без коммуникаций. Для малого бизнеса это не подъемно.

Предприниматели часто балансируют на грани самоокупаемости, и какой-нибудь, даже самый рядовой, негативный фактор, зачастую отбивает у предпринимателей желание дальше работать. Им оказывается дешевле закрыться. Так, к примеру, в прошлом году бизнесмен из Ленобласти просто не стал собирать выращенный урожай картофеля. Когда поля нужно было убирать, у бизнесмена сломался комбайн. Новый ему был не по карману. А сумма за ремонт оказалась такая, что убирать четыре поля картошки предпринимателю стало невыгодно. Он решил поставить комбайн в ангар до лучших времен, а картошку просто предложил выкопать и забрать жителям близлежащих деревень.

Впрочем, что касается сельхозпроизводителей Ленобласти, то проблема здесь заключается еще и в том, что реализация брошена государством практически на самотек. Дело в том, что торговые сети не очень любят брать товар у мелкого местного производителя. Им выгоднее и удобнее купить сразу крупную партию, пусть даже и за рубежом. Фермеры Ленобласти редко могут предложить торговым сетям такой же объем. И даже если их продукция качеством выше импортной, они вынуждены продавать ее по бросовой цене или отказаться от производства.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №25 от 12 июня 2019

Заголовок в газете: Как помочь малому бизнесу

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру