542 нарушения Серезлеева: за что именно уволили главу Комитета

В работе Комитета по печати нашли больше 500 нарушений. И, возможно, обнаружили ещё не всё

20 марта 2019 года врио петербургского губернатора Александр Беглов уволил главу петербургского же Комитета по печати Сергея Серезлеева. Как справедливо отмечают эксперты, весьма показательна формулировка: Серезлеев не сам подал в отставку, а был в нее отправлен. Связано увольнение чиновника с результатами проверки Контрольно-счетной палаты, как следует изучившей работу серезлеевской вотчины и обнаружившей немало нарушений. Между тем, есть еще некоторые факты, на которые проверяющим органам, возможно, стоит обратить внимание.

В работе Комитета по печати нашли больше 500 нарушений. И, возможно, обнаружили ещё не всё
Примечательно, что Серезлеев не ушел, а был отправлен в отставку. Фото: static.life.ru

4 МИЛЛИАРДА УЩЕРБА

В Комитет по печати Контрольно-счетная палата (КСП) пришла еще в середине прошлого года. Подсчеты закончились к январю 2019 года. Как сообщается на официальном сайте КСП, во время проведения контрольного мероприятия специалисты Палаты обнаружили 542 нарушения, допущенные Комитетом по печати и его подведомственными организациями: «Городским центром рекламы и праздничного оформления» и «Городской рекламой и информацией». Сумма ущерба составила более четырех миллиардов рублей. При этом, как видно из информации на сайте, причиненный ущерб год от года возрастал. Так, в 2014 году он составил не менее 177,5 миллионов рублей. В 2015 году – не менее 294 миллионов рублей. В 2016 году ущерб составил почти 260 миллионов рублей. В 2017 году размер ущерба резко возрос и составил 3 миллиарда 309 миллионов 100 тысяч рублей. За неполный 2018 год потерь насчитали меньше – 62,9 миллионов рублей.

Как пишет Контрольно-счетная палата, 3,9 миллиарда рублей – это деньги, недополученные городским бюджетом. При этом потери 2017 года связаны с торгами по наружной рекламе. Комитет по печати не заложил инфляцию в цену 10-летней аренды мест для билбордов. В результате конкурс принес в бюджет 9,7 миллиардов рублей, а мог бы на 3,1 миллиарда рублей больше.

В январе Сергей Серезлеев заявлял, что Комитет по печати уже разработал план устранения выявленных недостатков. Но воплотить план в жизнь чиновник не успел, потому что его уволили.

В ЭПИЦЕНТРЕ СКАНДАЛОВ

Сергей Серезлеев, напомним, в Комитете по печати проработал более 15 лет. В чиновники пришел после силовых структур: по некоторым данным до 2004 года Сергей Серезлеев служил сначала в ФСБ, а затем в налоговой службе. Потом окончил ФинЭк и стал замглавы Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. До 2015 года Серезлеев был замом и и.о. главы. В 2015 году наконец занял кресло руководителя.

Между тем, во время работы Серезлеева в Смольном Комитет по печати оказался в центре не одного скандала.

Так, к примеру, многие участники рынка наружной рекламы заявляли, что конкурс на ее размещение проводился с нарушениями. Однако результата эти жалобы не принесли.

Вызывала вопросы и практика комитета без конкурса заключать с подведомственным городским «Центром размещения рекламы» контракты на праздничное оформление города. Управление Федеральной антимонопольной службы воевало примерно три года, пытаясь признать эти действия комитета незаконными. В 2017 году арбитражный суд встал на сторону антимонопольщиков. Тогда Комитет преобразовал Центр в казенное учреждение «Городской центр рекламы и праздничного оформления», которое имеет право все так же получать бюджетные деньги без конкурсов и тендеров.

Были и другие истории.

В 2010 году прошла волна возмущений из-за субсидий на выпуск и распространение периодических районных изданий. Комитет раздавал бюджетные деньги на конкурсной основе. Некоторые из проигравших участников пожаловались в УФАС, что победу в конкурсах неизменно одерживают ИД «Курьер-медиа» и информационно-издательский центр «Петроцентр», хотя их предложения значительно менее выгодны для городского бюджета, нежели предложения проигравших участников. УФАС все проверило и признало, что нарушения действительно были, но аннулировать результаты конкурса не стало. Тем не менее, комитет учел ошибки и в 2011 году конкурсные условия отсекли всех, кроме «Петроцентра» и «Курьер-медиа». В УФАС не прошедшие по требованиям компании обращаться не стали.

В 2014 году, как пишет «Лениздат.ру», эти же субсидии стали выделяться «Петроцентру» и «Курьер-медиа» вообще без конкурса, их просто стали финансировать из бюджета по целевым статьям. Одновременно из публичного доступа исчезла информация о работе упомянутых организаций.

В 2017 году этот факт привлек внимание депутата ЗакСа Максима Резника. Он обратился к тогдашнему губернатору Петербурга, прося все проверить и разобраться. «Следует отметить, что должной оценки со стороны губернатора Санкт-Петербурга не получил тот факт, что Сергей Серезлеев, будучи заместителем председателя Комитета по печати, совмещал курирование процесса предоставления и контроля расходования средств обсуждаемых субсидий с процессом их освоения, в качестве председателя Совета директоров данных ОАО», - писал Максим Резник.

Резник обращал внимание администрации и на другие нарушения в работе Серезлеева, в том числе связанные с размещением наружной рекламы и рекламы в метро. Но результата это обращение не принесло. Ничего не изменилось, а депутату пришел пространный ответ, суть которого была в том, что нарушений, мол, обнаружено не было. Между тем, многое из того, что в 2017 году заметил Максим Резник, год спустя обнаружила и Контрольно-счетная палата.

БЕСПЛАТНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗА 26 МИЛЛИОНОВ РУБЛЕЙ

Субсидии же продолжали выделяться. Как пишет «Лениздат.ру», на выпуск печатной версии и поддержку сайта газеты «Петербургский дневник» «Петроцентр» в 2018-м получил 153 миллиона рублей, в 2019-м уже 259,2 миллиона. Расходовались же деньги, мягко говоря, не всегда эффективно. В частности, большие вопросы вызывает распространение издания. «МК» в Питере» провел собственное расследование и обнаружил любопытные вещи.

В 2018 года «Петроцентр» искал подрядчика на доставку газеты «Петербургский дневник» в метро. Компания запрашивала коммерческие предложения. Оказалось, что откликнулась на запрос (что тоже удивительно) только одна фирма – ООО «Метропресс». С ней «Петроцентр» в конце 29018 года и заключил контракт. «Метропресс» обязалась доставлять тираж «Петербургского дневника» на станции метро, где размещаются брендированные стойки для газет «Петроцентра». Согласно документам, которые размещены на сайте госзакупок, стоимость договора с учетом заключенного в том же 2018 году допсоглашения составила почти 20 миллионов рублей. Правда, сканы самих договоров на сайте не размещены, поэтому подробности об обязательствах сторон остались неизвестны. Зато на госзакупках есть информация о договоре аренды брендированных газетных стоек, который «Петроцентр» заключил с рекламным агентством «Камея». Стоимость этого контракта на 2019 год – почти семь миллионов рублей. Простой подсчёт показывает, что распространение газеты «Петербургский дневник» в метро в 2019 году обходится бюджету города примерно в 26,7 миллионов рублей. Сумма немаленькая.

ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫЙ КОНТРАКТ

Это, впрочем, еще не все. ОАО «Петроцентр» распространяет свое издание еще и через сети газетных киосков «Первая полоса». Контракт на это размещение тоже заключен с «Метропрессом», который, кстати, является владельцем «Первой полосы» и, как следствие, обладает исключительным правом размещения стоек для бесплатного распространения прессы в этих киосках. За эти услуги «Петроцентр» платит «Метропрессу» почти 9,5 миллионов рублей.

Разовый тираж «Петербургского дневника», распространяемый в метро, составляет 130500 экземпляров, а в «Первой полосе» - 7600 экземпляров. Итого распространение газеты с брендированных стоек обходится бюджету в 95 копеек за экземпляр, а из «Первой полосы» - в пять рублей 75 копеек за газету.

Но самое любопытное в деталях. Дело в том, что в рамках заключенного договора «Петербургский дневник» поставляется только в те киоски «Первой полосы», которые располагаются в здании метрополитена либо не дальше, чем в 50 метрах от них.

На некоторых станциях газета распространяется и в киоске и со стоящей в двух метрах от него стойки.

При таком раскладе логично предположить, что, отвозя газеты на стойки в метро, «Метропресс» заодно прихватывает и пару пачек издания для «Первой полосы». В таком случае этот контракт становится для «Метропресса» еще более выгодным, потому что фактических затрат на доставку и распространение компания почти не несет. Для «Петроцентра» выбор «Первой полосы» в метро в качестве места для распространения выглядит как минимум странным, ведь почти все посетители газетного киоска на станции метро как раз и являются пассажирами метрополитена.

Если глава комитета по печати добросовестно исполнял свои обязанности, то о подобной неувязке он должен был бы узнать и сделать соответствующие выводы. Если же действий никаких предпринято не было, очевидно, руководство Комитета по печати не интересовало, как подведомственные организации тратят бюджетные деньги. А возможно, наоборот, чиновники хорошо знали, куда идут деньги, и их это устраивало.

КСТАТИ

В 2017 году главным редактором «Петербургского дневника» вместо Алексея Дементьева стал Кирилл Смирнов, несколько лет до этого работавший заместителем председателя Комитета по печати Сергея Серезлеева.  А Алексей Дементьев занял место Смирнова в Комитете.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру