Как владельцы электромобилей выживают в Петербурге

Петербургские власти пытаются постепенно пересадить горожан на электромобили

Владельцам таких авто разрешают бесплатно парковаться на платных парковках, их освобождают от транспортного налога, для них открывают бесплатные зарядные станции. В планах разрешить им ездить по выделенным полосам. «МК» в Питере» узнал у питерских владельцев электромашин, почему этих мер недостаточно и во сколько обходится содержание «автомобиля будущего».

Петербургские власти пытаются постепенно пересадить горожан на электромобили
Фото: из личного архива Алексея Трофимова

Сила тока и сопротивления

Сейчас в городе, по данным «Автостата», числится всего 47 электромобилей. Их владельцы прекрасно друг друга знают и даже состоят в неком подобии клуба. Около четырех лет назад к немногочисленному сообществу присоединился и питерский инженер Алексей Трофимов. Он тогда купил российский электрокар ElLada Kalina за 680 тысяч рублей. Можно сказать, получил бесплатно, ведь цена на «машины будущего» может легко достигать 5–8 миллионов.

— В 2013 году завод в Тольятти выпустил 100 электрокаров, каждый из которых стоил тогда 1,2 миллиона рублей, — рассказывает Алексей Трофимов. — Годы шли, но эти машины никто не покупал. Их раздали дилерам, которые, чтобы избавиться от автомобилей, стали распродавать машины с 50-процентной скидкой. А я тогда как раз начал заниматься электроникой и, соответственно, заинтересовался электромобилями. Узнав в интернете о распродаже ElLada, я тут же купил ее. И ни разу пожалел. Хотя эти автомобили больше не производят. Нет спроса.

Сейчас у Трофимова уже два других электрокара — Nissan Leaf за 1,1 миллиона рублей и Renault ZOE за 1,5 миллиона. В месяц на зарядку обеих машин он тратит 1000–1500 рублей. При этом проезжает в день чуть больше 100 километров.

— Чтобы полностью зарядить электромобиль, надо закачать 20 киловатт электроэнергии,— рассказывает Алексей Трофимов. — Если заряжать его ночью по более дешевому тарифу, то поездка длиной в 150 километров обойдется примерно в 35 рублей. А если заряжать днем, то в 44 рубля. Это в разы дешевле, чем общественный транспорт!

Проблема в том, что зарядных станций в Петербурге всего 25 (даже в Москве ненамного больше — около 40), а значит, вероятность, что одна из таких заправок будет находиться рядом с вашим домом или работой, ничтожна мала.

— Я пытался добиться, чтобы зарядную станцию установили недалеко от моего дома, — говорит Трофимов. — У нас ТСЖ, а потому можно вынести этот вопрос на голосование. Каждый год «за» выступают 2–3 человека, все остальные — против. Говорят, мы не знаем, что такое электромобиль и зачем это все вообще нужно. А пожилые люди и вовсе думают, что машина, которая ездит на электричестве, — это розыгрыш.

Поэтому большинство владельцев электрокаров в России заряжают свои авто дома от бытовой сети (и это притом, что до конца года использовать городские станции можно бесплатно). Те, кто живет на первом этаже, считаются счастливчиками: им можно протянуть удлинитель от розетки в квартире к машине прямо через окно. Алексею Трофимову не повезло — он живет на 13-м этаже.

— У меня хитрая схема: я сделал очень большой удлинитель, спустил его вниз и через специальное окно в подвале вывел на улицу. Так и заряжаюсь, а что делать?! — рассказывает Трофимов. — Чтобы полностью «наполнить бак», требуется 6–7 часов. Зарядная станция справится с этой задачей быстрее: от 30 минут до 4 часов.

«Больше не сяду за руль бензиновой машины»

Зимой батарея электромобиля разряжается чуть быстрее, чем летом. А все из-за того, что примерно 20 процентов аккумулятора «забирает» электрическая печка для обогрева авто. Это надо учитывать, чтобы внезапно не остаться «сухим» в городе, где всего 25 заправок. Впрочем, «умная машина» заранее предупреждает своего владельца. Сначала на табло появляется надпись «Зарядитесь». Если эта просьба не выполнена, автомобиль через некоторое время сам ограничивает мощность. В таком режиме можно проехать еще несколько километров.

— Пару раз случалось, что мой автомобиль разряжался, когда до дома оставалось всего два километра, — говорит Алексей Трофимов. — Тогда я подъезжал к ближайшему шиномонтажу и 20–30 минут подзаряжался через их розетку, а сам в это время рассказывал о машине. Мне ни разу не отказали в помощи и даже не брали денег за электричество. Наоборот, проявляли огромный интерес: как же, приехал чудо-автомобиль, редкий экземпляр.

Если в Петербурге даже с малым количеством электрозаправок можно довольно легко жить (все-таки мало кто за день проезжает больше 150 километров), то за город на электромобиле уехать не так просто. Даже на знаменитой Tesla (модель самого известного электрокара, производство США. — Ред.). А ведь дальность поездки на последних моделях этого авто составляет примерно 350 километров. Но потом придется заряжаться по новой.

Есть сайт Plug Share, где указаны все существующие в мире зарядные станции. Судя по нему, в Ленинградской области есть только пара электрозаправок, включая Кобрино Гатчинского района и Кирполье Всеволожского района. В соседней Новгородской области работают пять зарядок в самом Великом Новгороде и одна на Валдае. В Псковской области единственная электрозаправка открыта в Великих Луках, а в Вологодской и вовсе ни одной. В общем, далеко не уедешь. Для сравнения: соседние Финляндия, Эстония, Латвия и даже Белоруссия буквально утыканы зарядными станциями. По крайней мере если судить по карте Plug Share.

— На электромобиле я ездил от Комендантского проспекта в Волхов, это около 140 километров, — говорит Трофимов. — Дальше пока не забирался. Я думаю, малое количество заправочных станций — это практически единственное, что останавливает людей от покупки таких машин. Что касается их высокой стоимости, то она окупается почти полным отсутствием расходов на электромобили. Ну и самое главное, стоит один раз сесть за руль такой машины — и ты понимаешь, что только так и стоит ездить: без резкого запаха бензина, в тишине и комфорте. А представляете, как хорошо стало бы дышать в городе, если бы все пересели на электромобили? Например, Норвегия планирует достичь этого уже к 2025 году. К тому времени там хотят полностью запретить продажу бензиновых и дизельных авто.

Путь от сена до электричества

Владельцы электромобилей утверждают, что их машины практически не требуют никакого обслуживания, там даже ломаться в общем-то нечему. Но по крайней мере к одному «элементу» электрокара надо относиться крайне внимательно. Это батарея. При правильной эксплуатации срок ее службы достигает 15 лет, при неправильной — 5–8 (это может произойти, если батарею заряжать не до 100 процентов, как необходимо по правилам, а, например, только наполовину). Чем хуже себя «чувствует» батарея, тем меньше пробег авто. В конце концов ее и вовсе придется заменить. Вот только стоит она как новый электрокар — около миллиона рублей! Но самих владельцев «машин будущего» это не очень пугает. Все-таки 15 лет при хорошей эксплуатации — достаточный срок для авто.

— Раньше все ездили на лошадях, а на первых автомобилистов смотрели с изумлением: вот странные, им заправляться где-то надо, не то что нашим лошадям, для которых сено везде можно найти, — говорит владелец электрокара Tesla за три миллиона рублей Алексей Лебедев (фамилия изменена по его просьбе. — Ред.). — Так же на меня смотрят сейчас. При этом понятно, что за электромобилями будущее. Я знаю только одного человека, который вернулся с электрокара на бензин. Сказал: «Я не могу ездить на такой машине, она слишком тихая, нет грохота и шума, когда газуешь. А надо, чтобы на тебя в этот момент все смотрели». И продал ее. Я готов поменять свою Tesla только на более современную модель. Например, с автопилотом. Я уже ездил на такой по прямой на трассе. Она даже руль не дает повернуть, если не та разметка или рядом едет другой автомобиль. Это особенные ощущения, когда машиной управляет автоматика, да еще и на огромной скорости!

~ Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга ~

Сюжет:

Платные парковки

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру