Несколько слов в защиту стоматологов

В Петербурге каждую неделю вспыхивает «зубной» скандал

За последние две недели Петербург потрясли сразу две истории, связанные с работой стоматологов. Сначала пациентка одной из частных клиник пожаловалась, что врач удалила ей 22 здоровых зуба ради корысти. А затем произошла трагедия — 55-летний балетмейстер Мариинского театра Сергей Вихарев сел в кресло частного стоматолога для имплантации верхних зубов, получил наркоз и больше не проснулся. После такой порции «ужастиков» многие решили и вовсе к стоматологам не ходить. Но и сами врачи в ужасе — от той травли, которой их подвергла общественность.

В Петербурге каждую неделю вспыхивает «зубной» скандал

 

«И протез сохранить, и деньги вернуть»

32-летняя Алина Шигаева (фамилия по ее просьбе изменена. — Ред.) — врач-стоматолог-ортопед, занимается протезированием зубов. Уже более 10 лет она работает в клиниках Петербурга (в последнее время — в государственной). По ее словам, никого из ее коллег эти две истории «о злых стоматологах» не оставили равнодушными. Одни пишут петиции, другие пытаются отстоять врачебную честь по телевидению или в интернете, третьи обсуждают случившееся между собой.
— Что касается истории про 22 якобы «удаленных» здоровых зуба, то это просто неправда, ведь зубы по факту никто не удалял, — говорит Алина. — Это видно на тех снимках, которые показывала сама недовольная пациентка по телевизору. Их депульпировали, то есть удалили нервы. Она обратилась в клинику с жалобами на боли в височно-нижнечелюстном суставе. На первом снимке «до лечения» видно, что на боковых зубах немало больших пломб. При таком раскладе предложенное ей тотальное протезирование с удалением нервов — достаточно грамотный вариант. И на втором снимке «после» видно, что зубы хорошо пролечены, все нервные каналы плотно запломбированы, работа сделана качественно. Пациентка говорит, что не подозревала, что ей удалили нервы. Но это просто абсурд! Ей что, снотворное подсыпали в чай или по голове стукнули? Такие процедуры всегда происходят только с согласия пациента. Тем более ее же никто не привязывал к креслу: предложили тебе вариант лечения, в котором ты сомневаешься, всегда можешь развернуться и сходить еще в несколько других клиник, посоветоваться... Но ее все устроило, более того — после лечения женщина три года проходила с коронками, не высказывая недовольства, лишь затем подала в суд. Похоже, что кризис, с деньгами стало туго. Вот она, как юрист, нашла способ вернуть себе деньги.
По словам Алины, подобные попытки пациентов возвратить потраченные на лечение деньги — не такая уж и редкость, многие стоматологи с этим сталкиваются.

— У одной моей коллеги, работавшей в частной клинике, был пациент, которому она сделала съемные протезы, — вспоминает Шигаева. — Причем он обратился к ней после нескольких неудачных опытов, предыдущие конструкции были ему неудобны. Она потратила много времени и сил, сделав ему новый протез. Мужчина был доволен, приходил пару раз к ней на коррекцию (это в порядке вещей), ушел счастливый. И вдруг спустя полгода он появляется на пороге и начинает жаловаться: протез не держится, жевать не могу. Коллега смотрит ему в рот и видит: все держится хорошо, протез свои функции выполняет. Но пациент заладил свое: верните мне деньги, иначе я подам на вас в суд. Врач взяла его протез, сломала у него на глазах и отправила в кассу — получать назад деньги. Видели бы вы огорченное лицо пациента! Стало понятно, что он хотел и протез хороший сохранить, и деньги за него получить. 

«Люди умалчивают о своих диагнозах»

Трагедия, произошедшая с балетмейстером Мариинского театра, вызывает у врачей очень много вопросов.

— Почему решили использовать внутривенный наркоз? — удивляется Алина. — Гораздо чаще используют местную анестезию, которая полностью блокирует болевые ощущения. Общий наркоз делают только детям, да и то лишь тем, с которыми врач не смог договориться «по-хорошему». А тут взрослый человек!

Пока проводятся экспертизы, об окончательной причине смерти Сергея Вихарева говорить рано. Не исключено, что он страдал какими-то заболеваниями, о которых либо не знал сам, либо не счел нужным сообщить лечащему врачу.

— Сейчас среди пациентов это распространенное явление, — говорит Алина. — Люди не знают о своих диагнозах или умалчивают о них, чтобы им сделали побыстрее ту процедуру, которая требуется, не отсылая на лишние анализы или осмотры. Например, могут не сказать, что они являются носителями гепатита B. Хотя если я, работая с таким пациентом, уколю себе руку, то теоретически могу заразиться. Бывает, что люди не говорят об аллергии. Врач всегда должен быть готов к тому, что у человека в его кресле может случиться аллергический приступ вплоть до анафилактического шока: нужно знать, как себя вести, иметь набор для первой помощи. Аллергии сейчас стали серьезной проблемой. У людей все чаще возникает непереносимость даже к тем материалам, которые раньше считались гипоаллергенными. Например, аллергия на титан, из которого делают имплантаты. У одной из моих пациенток после очередной процедуры протезирования начались зуд, отеки, боли в суставах. Оказалось, это накопительный эффект от старых коронок, которые много лет были у нее во рту, а новые процедуры спровоцировали аллергию. И таких историй много. 

В 30 сантиметрах от лица пациента

«Травля», которой подверглись стоматологи, многих из них уже не удивляет. 

— О нас ходят мифы даже в среде врачей других специальностей, — говорит Алина. — Мол, получив диплом, они сразу начинают грести деньги лопатой, дескать, это самая завидная врачебная специальность. В стоматологии медпомощь давно превратилась в медуслугу. И мы являемся заложниками этого: пациенты приходят и, начитавшись интернета, начинают диктовать нам, как именно их надо лечить. Мол, вы должны вылечить мне пульпит за одно посещение. Хотя зубы бывают разные, кому-то нужно положить лекарство, несколько дней отходить, еще раз положить лекарство... Но не всех удается убедить. Многие с детства боятся стоматолога, считая его каким-то «исчадием ада». Иногда обидно — знакомишься с новым человеком, а он тебе сразу: «Вы стоматолог? Ой, как я вас не люблю!» При этом мало кто задумывается, насколько это тяжелая работа. Недавно изучала одно исследование, в нем было сказано, что стоматологи находятся на четвертом месте по шкале профессионального выгорания. На шкале — полторы тысячи профессий! Во-первых, мы целый день находимся в 30 сантиметрах от лица пациента — это очень маленькое расстояние, в котором любому человеку подсознательно психологически некомфортно. (Иногда очень хочется попросить людей перед визитом к стоматологу хорошенько почистить зубы и не курить!) Во-вторых, мы получаем от пациентов много негатива — их страхи, боль, жалобы. Эта та психологическая нагрузка, которую мы несем домой.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру