Как 70-летняя петербурженка работала волонтером на Олимпиаде в Рио

Заплатить 70 тысяч рублей за билеты, жить в криминальном районе Рио-де-Жанейро, работать по 8 часов в день «забесплатно» — и получить от этого огромное удовольствие

На такое оказалась способна 70-летняя пенсионерка Наталия Косарева, которая все Олимпийские игры проработала волонтером, помогая спортсменам со всего мира улаживать их бытовые проблемы.

Заплатить 70 тысяч рублей за билеты, жить в криминальном районе Рио-де-Жанейро, работать по 8 часов в день «забесплатно» — и получить от этого огромное удовольствие

«Мама, может, лучше в кругосветку?»

Наталия Косарева всю жизнь могла лишь мечтать о заграничных путешествиях — по образованию она программист, работала на оборонном предприятии и была «невыездной». Уже после выхода на пенсию появились личные обстоятельства — на руках Наталии оказались старенькая мама и ее сестра, за которыми нужно было ухаживать.

— Потом мама и тетя ушли из жизни, сын вырос, а я захотела активности. И подала заявку как волонтер на Олимпийские игры в Сочи, — рассказала Наталия Ивановна. — В 2013 году меня вместе с другими новичками пригласили в этот город на «тестовый» чемпионат по хоккею. Так и завертелось.

С тех пор Наталия Косарева в качестве волонтера уже успела побывать и на Универсиаде в Казани, и на Паралимпиаде в Сочи. Но этим летом сбылась главная мечта — попасть на летние Олимпийские игры в Рио.

— Желающих стать волонтером гораздо больше, чем мест, поэтому организаторы с каждым беседуют по «скайпу», проверяя знание английского, — говорит Наталия. — Мой уровень языка их устроил, и меня пригласили работать в Олимпийской деревне.

Всего в Рио приехало около 70 тысяч волонтеров со всего мира — и лишь чуть более ста человек из России.

— Некоторые из добровольцев в последний момент отказались, испугавшись вируса Зика, но это не про русских, — объясняет Наталия Ивановна. — Для наших решающим фактором стала дороговизна, ведь вопреки распространенному мнению о том, что волонтеры ездят «на халяву», мы дорогу и жилье оплачиваем себе сами. Организаторы обеспечивают нас только питанием во время рабочей смены.

Билеты в Рио и обратно на нужные даты стоили от 70 до 80 тысяч рублей, сумма для пенсионерки неподъемная. Но Наталии Косаревой повезло — в этом году женщина отмечала свой 70-летний юбилей и попросила у сына такой подарок — оплатить дорогу в Бразилию.

— Сын сначала отговаривал, боялся за меня, ведь все наслышаны о трущобах Рио, куда вообще опасно заходить туристу. «Мама, может, лучше в кругосветку?» — предлагал он. Но потом сдался, увидев, как велико мое желание, — рассказывает Наталия Ивановна.

«Рио наводнили люди с оружием»

Жилье на нужные даты найти тоже оказалось непросто.

— Мне помог такой же доброволец из Петербурга Стас Солощенко, — говорит Наталия Ивановна. — Он нашел для нас дом в одном из отдаленных районов города, хозяин которого согласился недорого сдать комнаты для олимпийских волонтеров. Я оказалась в одной комнате с колумбийкой и бразильянкой, платили мы по десять долларов в день. На жилье у меня ушло 400 долларов за 40 дней, это очень бюджетно! Другие волонтеры селились ближе к центру, но и платили в три раза больше. Когда рассказываю, что жила в одной комнате с двумя другими девушками, мне отвечают: ой, я в такие условия никогда бы не поехала! К счастью, у меня есть одна особенность — я могу спать при любом шуме, в любых условиях. Например, во время работы на фестивале в Хельсинки волонтеры ночевали на пенках в спальниках в финской школе — по 19 человек в комнате. И это было здорово и весело! Так и здесь у меня не возникло никаких проблем с соседками, а с колумбийкой мы вообще подружились. Хотя этот район считается не очень благополучным даже среди самих бразильцев. Первое время я старалась не ходить одна по вечерам, а на работе попросила перенести мне все смены на утро. Но ближе к концу Игр уже спокойно возвращалась домой часов в 10–11 вечера, в конце концов, что у меня можно украсть?! Правда, сыну я об этом не рассказывала. На самом деле Рио на время Игр наводнили военные с оружием — они были везде: в метро, на стадионах, в центре города, на улицах. Поэтому я чувствовала себя в безопасности.

Австралийцы недовольны, африканцы благодарны

Олимпийская деревня в Рио представляла собой целый квартал 17-этажных новостроек, где жили спортсмены из разных стран. Наталия Ивановна оказалась в команде бразильских волонтеров, работавших в домах российских и южноафриканских делегаций. Русскоязычная Наталия пришлась как нельзя кстати для наших спортсменов, приехавших в Рио в большой растерянности из-за допингового скандала. Многие не знали, где в Олимпийской деревне банк, обмен валюты, магазин. Косарева везде их сопровождала и помогала.

— Наши ребята были очень сосредоточенны, видно было, как они волнуются, как нацелены на победу, — говорит Наталия. — Поэтому я, как волонтер, не отвлекала лишний раз их разговорами.

Во время Олимпийских игр в прессе не раз писали о каких-то проколах бразильского оргкомитета: например, спортсмены из австралийской сборной отказались жить в своих номерах, ссылаясь на проблемы с горячей и холодной водой, неработающие туалеты и отсутствие освещения. В итоге австралийцы массово переселились из Олимпийской деревни в гостиницы, пока оргкомитет пытался устранить все недостатки. Но Наталия Ивановна говорит, что в ее кондоминиуме такого не было.

— Я подозреваю, что эта история раздута журналистами, потому что в тех домах, где я работала, все было чисто, — удивляется пенсионерка. — Номера были скромнее, чем в Сочи, но тоже просторные и уютные. Чаще всего нас «вызывали» из-за каких-то проблем с вай-фаем, но и они решались оперативно. Кстати, спортсмены тоже читают новости в Интернете, и, когда появилась информация о недовольных австралийцах, один южноафриканский спортсмен специально подошел к нашей стойке в холле и поблагодарил за нашу работу, сказав, что его делегацию все устраивает.

Еще один скандал в прессе был уже из-за условий для волонтеров — интернет-газеты писали, что многие из них отказались выйти на работу из-за проблем с питанием — дескать, предложили лишь легкие закуски за восемь-девять часов работы.

— Это просто газетная утка! — убеждена Наталия Ивановна. — Нас кормили очень сытно, хотя иногда во время обеда приходилось стоять в очереди по 15–20 минут. Но можно было набирать на тарелку столько еды, сколько хочешь. Некоторые из наших соотечественников часть блюд даже откладывали в контейнер, чтобы потом поужинать. А если утренняя смена была длиннее восьми часов, то давали талоны и на завтрак.

Особый вид мазохизма?

Основная трудность для Наталии Косаревой заключалась в том, что дорога от дома до Олимпийской деревни у нее первое время занимала по три часа в один конец — чтобы успеть на работу, надо было вставать в четыре утра.

— Транспорт в Рио очень загружен, жуткая давка, в час пик удавалось протиснуться лишь в четвертую электричку, — говорит она. — В субботу и воскресенье расписание автобусов и метро полностью меняется, причем об этом нигде заранее не сообщают, сами бразильцы не знают, когда придет следующий поезд. Это было очень неудобно, но потом я стала ездить по новой олимпийской трассе — всего полтора часа в один конец!

После перечисления трудностей может создаться ощущение, что волонтерство на Олимпиаде — какой-то особый вид мазохизма: работаешь бесплатно, ездишь в час пик в давке, не можешь уединиться в своей комнате, потратив уйму денег на билеты и жилье... Но Наталия Косарева приехала из Рио в полнейшем восторге.

— Во-первых, у меня были выходные дни, в которые мне давали билеты на соревнования, я видела бокс, гандбол, баскетбол, — перечисляет пенсионерка. — Попала бесплатно на генеральную репетицию открытия Олимпийских игр, хотя билет на само открытие стоил около 150 долларов! А в Олимпийской деревне каждый день проходили презентации делегаций, каждая страна представляла свою культуру. Во-вторых, в роли туристки я бы не смогла так проникнуться бразильским дружелюбием и жизнерадостностью: каждый день по пути на работу знакомилась с новыми людьми. Многие не знали английского, но все равно старались мне помочь, что-то подсказать, куда-надо отвести. А уж находиться среди бразильских болельщиков — это кайф! Они так ярко и эмоционально болеют за своих, что нам есть чему у них поучиться. И в-третьих, существует своего рода волонтерское международное братство — союз людей, любящих быть в самой гуще спортивных событий. Это и молодежь, и люди моего возраста, даже видела волонтера на инвалидной коляске. Мы все равны, никто не делает скидку на мой возраст, не называет меня по имени-отчеству. Это заряжает позитивом и энергией. Я теперь не могу без этого жить— уже подала заявку на зимние Игры в Корее и очень хочу через четыре года попасть на летние Игры в Токио.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру