Очереди по полгода
«МК» в Питере» уже не раз писал о грядущей «автошкольной реформе», призванной усовершенствовать устаревшие нормы получения автомобильных прав, убрать «коррупционную составляющую» и обязать автошколы обучать будущих водителей качественно и в полном объеме. Постановление Правительства «О допуске к управлению транспортными средствами» вступило в силу еще в конце 2014 года, поэтому регламент от гаишников, где будут расписаны все детали сдачи экзаменов и получения прав, ждали еще в начале 2015 года. В МВД «тянули» целый год, и, наконец, после долгих общественных обсуждений и регистрации Минюста он таки вступит в силу с 1 сентября 2016 года. Но, по мнению экспертов, в Петербурге сама ГИБДД к этому не готова. В новом регламенте не предусмотрено использование во время экзамена «материальной базы» автошкол. То есть теперь сдавать на права вместе со своей автошколой, на привычной машине собственного инструктора будет нельзя — кандидаты в водители должны будут записываться на экзамен сами (через сайт госуслуг) и показывать навыки вождения только на автомобилях ГИБДД.
— До сих пор не появился приказ МВД о взаимодействии автошкол и экзаменационного отдела ГИБДД, — объясняет руководитель учебного центра Лесотехнического университета Владимир Сажин. — Пока что я видел только его проект. Но к сентябрю этот приказ точно не успеет — общественные слушания, проверка на антикоррупцию и утверждение в Минюсте займут минимум полгода, а то и больше.
По словам Владимира Сажина, как гаишники будут справляться с потоком будущих водителей, в ведомстве и сами еще не знают.
— В Петербурге есть единственный экзаменационный отдел на шоссе Революции, который физически не может принять всех желающих сдать на права, — говорит эксперт. — Поэтому уже сейчас есть многомесячные виртуальные очереди — через сайт госуслуг сегодня можно записаться на сдачу лишь на ноябрь. И это притом, что пока большинство учеников сдают экзамены вместе со своими автошколами. Когда этой возможности у них не будет, очереди растянутся на полгода. Можно представить, что произойдет с навыками вождения у ученика, который окончил автошколу несколько месяцев назад. А не сдав с первого раза, он будет вынужден снова встать в очередь на несколько месяцев.
При этом будущим водителям категории «B» еще повезло — отстояв очередь, они все-таки смогут попытать счастья. А вот желающим получить права на управление мотоциклом, автобусом или автомобилем с прицепом это сделать не удастся, потому что в экзаменационной автобазе ГИБДД этих транспортных средств нет.
— Везде, где не обеспечен нормальный доступ к услуге, возникают различные «серые схемы», — считает Владимир Сажин. — Например, уже сейчас через соцсети можно попробовать «купить» себе место в виртуальной очереди. Пока что «перекупщики» просят всего 500 рублей, но с сентября спрос резко возрастет, и цена может увеличиться.
Кстати, петербуржцы нашли еще одну «лазейку»: они стали записываться на сдачу экзаменов в соседние, не столь загруженные регионы, например, в Ленобласти или в Карелии.
— Там и очередей особо нет, и движение гораздо спокойнее, иногда один светофор на весь населенный пункт, сдать экзамен намного проще, — говорит Владимир Сажин. — Например, в Выборге, Приозерске, Тихвине, Петрозаводске. Но, с другой стороны, они тоже не «резиновые» и не рассчитаны на поток питерских кандидатов в водители. А материально-техническая база у провинциальных гаишников еще беднее, чем у нас.
Расписано по секундам
Внутри самого регламента тоже есть нестыковки. С 1 сентября каждый автомобиль, на котором можно сдать на права, должен быть оборудован четырьмя видеокамерами. Но где они будут находиться и каким нормам соответствовать, в регламенте толком не прописано. По слухам, одна из камер должна быть направлена на лицо сдающего экзамен, две другие — на дорогу спереди и сзади, а четвертая — на ноги впереди сидящего пассажира, у которого есть дублирующие педали — чтобы он не мог незаметно вмешиваться в управление.
— Но точной информации нет, а камеры на лобовом стекле, между прочим, ограничивают обзор и противоречат ПДД, — считает Владимир Сажин.
Еще одна лазейка для коррупции во время сдачи на права — временной фактор. На площадке экзаменуемому будут давать в среднем по две минуты на каждый элемент, не успел — не сдал. Во время езды по городу максимальное время экзамена увеличили аж в три раза — с 20 до 60 минут. При этом списка обязательных элементов новый регламент не предусматривает.
— То есть «неугодного» кандидата в водители инспектор может гонять по городу целый час, заставляя разворачиваться и делать другие трудные маневры, — говорит Владимир Сажин. — А того, кто чем-то «угодил», отпустить через пять минут после парочки поворотов направо.
У экспертов есть подозрение, что новый регламент, хоть и вступит в силу с 1 сентября, но еще долгое время либо будет работать лишь частично, либо не будет соблюдаться вообще.
— Ведь в ГИБДД тоже понимают, что иначе начнется хаос и получение прав превратится в многомесячную пытку, — говорит Владимир Сажин.