Продажа Халка в Китай продемонстрировала новые грани талантов топ-менеджеров клуба

На презентации нового главного тренера «Зенита» Мирчи Луческу я поинтересовался у президента клуба Александра Дюкова, не считает ли он ошибкой самый громкий за время его правления трансфер

Босс сине-бело-голубых ответил отрицательно, порассуждав о необходимости соответствовать европейскому уровню и добиваться успехов не только в чемпионате России, но и в Лиге чемпионов. Забыв при этом упомянуть, что впервые за последние шесть сезонов «Зенит» не сумел завоевать даже серебро в чемпионате России и не попал в отборочный раунд главного клубного турнира Старого Света.

На презентации нового главного тренера «Зенита» Мирчи Луческу я поинтересовался у президента клуба Александра Дюкова, не считает ли он ошибкой самый громкий за время его правления трансфер
Фото Замира Усманова

Деньги — ничто, имидж — все

Эту же тему развил на пресс-обеде с представителями ведущих российских спортивных СМИ генеральный директор клуба Максим Митрофанов. Впервые информационным поводом для такого мероприятия стала продажа главной звезды сегодняшнего, а точнее — уже вчерашнего «Зенита». Трансфер Халка в китайский клуб «Шанхай СИПГ» за 55,8 миллиона евро (сделка предполагает еще и бонусную часть, сулящую дополнительно 2 миллиона) был подан как грандиозный успех менеджмента. Чистую прибыль генеральный директор оценил в 45 миллионов.

При этом в «Зените» упорно придерживаются версии о том, что бразилец четыре года назад был куплен за 40 миллионов евро. Хотя самый авторитетный в этой области источник, сайт Tranfermarkt, оценил сделку в 55, а некоторые западные источники — даже в 60 миллионов. Никакого противоречия здесь нет. Португальскому «Порту», откуда Халк перебрался в «Зенит», как раз 40 миллионов, по данным всех источников, и досталось. Просто покупка бразильца осуществлялась по очень сложной схеме, в которой были задействованы и его агент Теодоро Фонсека, и компания, владевшая частью прав на контракт голеадора. Именно этим объясняются разные суммы.

О том, что для «трансфера века» футбольному клубу пришлось брать кредит, его руководители вообще предпочитают не вспоминать. Даже с учетом того, что взят он был в «Газпромбанке», говорить о перекладывании денег из одного газпромовского кошелька в другой не приходится. Расходы по обслуживанию кредита учитываются при проверке УЕФА финансового состояния клуба, и «Зенит» угодил под санкции, связанные с нарушением принципа fair play. Финансового, естественно.

В гипотетическую прибыль в 45 миллионов генеральный директор «Зенита» почему-то внес возросшие доходы от участия клуба в еврокубках, отметив выдающийся вклад в них Халка, но не вычел его зарплату. Ее размер вряд ли когда-нибудь будет официально обнародован, но, как уверяют осведомленные источники, с учетом бонусов за сезон банковский счет бразильца пополнился никак не меньше чем на 7 миллионов евро. При этом (в отличие от некоторых российских футболистов) расчет велся по текущему, а не фиксированному курсу.

Конец «прекрасной эпохи»

За четыре года, что Халк провел в «Зените», лишь дважды команде удалось выйти из группы в Лиге чемпионов. В минувшем сезоне, когда чемпион России впервые «сеялся» из первой корзины на групповом этапе и, как иронично заметил Василий Березуцкий, получил в соперники клубы уровня Лиги Европы. Конечно, его заявление можно списать на соперничество ЦСКА и «Зенита», но трудно оспаривать одно: качественного прорыва в Европе после прихода Халка у питерского клуба не произошло.

Стоит напомнить, что в сезоне-2011/2012 «Зенит», имея в основном составе семь российских футболистов, обыграл «Порту» с Халком во главе и также вышел из группы в Лиге чемпионов. И как не вспомнить, что в победном финале Кубка УЕФА 2008 года в Манчестере в основе тоже вышли семь россиян. Плюс такие же (если не в большей мере) наши парни, как Ивица Крижанац, Анатолий Тимощук и Радек Ширл. Переводчик в том составе нужен был только Фатиху Текке, заменившему в финале дисквалифицированного Павла Погребняка.

Приход Халка с Витселем ознаменовал конец «прекрасной эпохи», когда в «Зените» игру на поле и атмосферу в раздевалке определял сильный и авторитетный российский костяк. Постепенно он был либо вытеснен из команды, либо определен на вторые роли. Найти необходимый баланс тогдашнему главному тренеру Лучано Спаллетти так и не удалось. Вопреки распространенному мнению, итальянский специалист вовсе не просил у руководства клуба приобрести именно тех звезд, которые были куплены на флажке дозаявочной кампании осенью 2012-го. Спаллетти называл лишь нуждающиеся в усилении позиции.

Справиться с процессами, начавшимися в клубе, синьор Лучано так и не сумел. Или не захотел. В результате пришлось приглашать португальца Андре Виллаш-Боаша, главным достоинством которого стало умение найти общий язык с Халком. Зарплату же пришлось выплачивать сразу двум главным тренерам. По словам Митрофанова, расходы на наслаждавшегося жизнью итальянца были даже выше.

«Зенит» под Халком

Так и не принесшая нового взлета ставка на Халка обнаружила весьма тревожную тенденцию. «Зенит» из команды, в которой росли российские футболисты, превратился в клуб, куда доморощенные (правда, в других регионах) звезды идут за большими деньгами и возможностью что-то выиграть благодаря наличию в составе звездных легионеров. Ни Артем Дзюба, ни Александр Кокорин, объясняя свои переходы из столичных клубов, этого особо и не скрывали. Как они выглядели, когда рядом не оказывалось Халка, показал Евро-2016.

Игра «Зенита» в последние два с половиной сезона строилась «под Халка», и команда стала по-настоящему «халкозависимой». Даже в звездные часы Аршавина (нынешнего форварда «Кайрата») не было такой зависимости от одного игрока. А чемоданное настроение бразильца, которого еще зимой поманили в Китай, во многом сказалось на итогах последнего чемпионата.

Тем не менее генеральный директор «Зенита» Митрофанов бодро отрапортовал, что именно благодаря Халку количество поклонников клуба выросло с чуть более 12 миллионов человек до почти 15 миллионов. Такие данные предоставила компания Repucom, проводившая социологические исследования. О методике подсчета ничего не известно. Зато проплешины на трибунах «Петровского» в последний сезон Халка были видны все отчетливее.

Болельщик голосует ногами

На матчи с «Уралом» и «Уфой» около 15 тысяч человек собралось. Скажете, холодно было, и соперники не топовые? Так ведь и на «Спартак» пришли всего 18 тысяч, а на ЦСКА и того меньше. В хорошую весеннюю погоду. Гостевые трибуны московские фанаты на этих матчах заполнили под завязку. Просто питерский зритель таким образом оценил степень самоотдачи Халка и его доморощенных партнеров.

В бытность президентом «Зенита» нынешний министр спорта Виталий Мутко хотел сделать футбольный клуб таким же символом города, как Эрмитаж и Мариинский театр. Над этой фразой смеялись, ведь на футбольные матчи тогда и 10 тысяч зрителей собрать было невозможно. Прошло совсем немного времени — и на «питерских мальчичков», которым помогали стремившиеся не просто заработать деньги, но и профессионально расти легионеры, народ повалил валом.

Нынешний менеджмент «Зенита» выбрал иной вектор развития клуба. Не вырастить звезд, а купить их по цене, превышающей рыночную, а затем продать. Да еще и объявить о какой-то прибыли. Массовая распродажа начнется уже в ближайшие дни. Клуб собирается расстаться с Акселем Витселем и Эсекиелем Гараем, на которых есть покупатели. Продать Дзюбу с Кокориным практически невозможно. Даже если не задаваться вопросом о том, как подать подобную сделку в качестве прибыльной.

Продажу же Халка большинство футбольных специалистов оценивает как большую заслугу менеджмента «Зенита». Его стоимость на трансферном рынке падает, а утверждение Митрофанова о том, что звездой бразилец стал в «Зените», вызывает лишь ироничную улыбку. Перед приходом в питерский клуб он был одним из трех возрастных футболистов, вызванных в олимпийскую сборную Бразилии на Игры-2012, регулярно получал приглашения в национальную команду. Сейчас тоже вот съездил на Кубок Америки, где отыграл 28 минут.

…Новому главному тренеру команды Луческу предстоит решать две задачи: выстроить игру без прежних лидеров и потратить высвободившиеся средства на трансферном рынке. Какая из задач будет первоочередной, увидим уже в ближайшее время. В эпоху Халка, скорее, главные тренеры управляли топ-менеджерами, чем наоборот. И всех, заметьте, это устраивало. Кроме разве что болельщиков. Только кого сегодня интересует их мнение?

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру