Иностранцев встречает портовая мафия?

Петербурженка вынуждена скрываться в Турции от турфирмы

Выражение «портовая мафия» в Петербурге у многих на слуху — контрабанда, разборки, бандиты. Кто бы подумал, что это может касаться не только грузов, но и такого, казалось бы, мирного бизнеса, как прием туристов. Однако петербурженка Алиса Листровая рассказала «МК» в Питере» историю в духе криминальных 90-х годов. По ее словам, поработав в одной из портовых турфирм, она оказалась замешана в черных финансовых схемах и в итоге была вынуждена бежать из страны, чтобы спасти от расправы себя и своего ребенка.

Петербурженка вынуждена скрываться в Турции от турфирмы
Фото: spb-tours.com

Инкассатор «черного нала»

В Петербурге начинается туристический сезон. Город старается привлекать иностранцев, надеясь получить отдачу в виде налогов. Но, похоже, не все хотят «делиться» с бюджетом. Однако разоблачить туристическую мафию пытается почему-то не налоговая, не полиция с прокуратурой, не суд, а семья обычных петербуржцев, которые оказались втянуты в международную «черную турсхему».

Алиса Листровая работала обычным гидом-переводчиком. В 2013-м ее пригласили в фирму «СПб-Турс», специализирующуюся на приеме иностранцев, которые приезжают в Петербург на круизных лайнерах. Это весьма лакомый кусок питерского турпирога. Наше законодательство позволяет таким гостям 72 часа находиться в стране, не оформляя визы. Туристам это нравится, паромы с мая по октябрь приходят в порт с тысячами пассажиров на борту.

— Два сезона я отработала в «СПб-Турс» спокойно. Но осенью 2014-го узнала, что, оказывается, все было нелегально. Всем экскурсоводам пришло письмо на электронную почту, где об этом было написано прямым текстом, — рассказывает Алиса. Это письмо она предусмотрительно сохранила и на днях переслала в нашу редакцию. В послании, подписанном директором компании «СПб-Турс» и отправленном с почтового адреса главного бухгалтера, сообщалось: «Одна из «недоработанных» сфер нашей совместной работы — это то, что гиды, которые работают с «СПб-Турс», делают это без оформления каких-либо официальных договоров, то есть, как вы все уже поняли, подчти все работают нелегально в нашей компании (выделено нами, стиль и орфография первоисточника сохранены. — Ред.)».

Вот так просто руководители фирмы признались, по сути, в своем преступлении — уклонении от налогов и выплат в Пенсионный фонд.

— Я возмутилась, потребовала оформить меня официально, — вспоминает Алиса. — В ответ меня попытались задобрить. Руководитель «СПб-Турс» Виктория Ротер предложила мне должность своего заместителя. Однако одного дня мне хватило, чтобы понять всю суть их бизнеса. 8 мая 2015-го мне поручили собрать деньги, которые туристы заплатили за экскурсии — без чеков, без документов, без подписей и без охраны. Я шла от автобусов, забитых иностранцами, с сумкой, полной денег. Там были десятки тысяч долларов. Я уверена, что потом их просто вывезли из страны, распихали по счетам в банках, скрыли. Это не пустые слова. Когда я летала в командировку в Германию, Ротер похвасталась мне своей шикарной квартирой в элитном районе Берлина с персональным лифтом. В дальнейшем я убедилась, что деньги не фиксировались в бухгалтерии. А суммы официальной прибыли беззастенчиво занижались, чтобы просто не тратиться на платежи в пенсионный и страховой фонд, а еще и работать по упрощенной налоговой схеме.

«Бдительное око» не бдит

События в истории Алисы развивались стремительно и как в худшие 1990-е годы. После первой же «смены» на должности заместителя, а по сути сборщицы денег, она попросила освободить ее от этой сомнительной обязанности. И тут же начались угрозы и запугивание.

— Меня пытались обвинить в краже крупной суммы денег. Даже в полицию заявление написали. Но сами чуть не подставились. Стражи порядка, едва сунувшись в бухгалтерию «СПб-Турс», не смогли установить даже факт существования тех, якобы украденных денег, — рассказывает Алиса. — Я ушла из этой фирмы. Но мне продолжали угрожать, понимая, что я слишком много узнала, — подосланные Ротер мужчины бандитской наружности спустя несколько месяцев выследили меня на даче, сказали, чтобы я «не забывала про долг», что «кости черепа очень слабы» и чтобы я даже не думала куда-то писать и жаловаться.

В итоге Алиса, забрав своего ребенка, уехала в Турцию, где и живет до сих пор, скрываясь от бывшей начальницы.

Борьбу за справедливость продолжают ее отец Александр и сестра Людмила. Вместе они смогли собрать уже внушительный компромат на «СПб-Турс» и еще четыре фирмы, организованные Викторией Ротер с похожими названиями.

— Вот посмотрите кассовый чек, который давали туристам, если они не могли расплатиться наличными и предпочитали банковскую карту. Вроде бы все правильно, только юридический адрес указан несуществующий — 3-я Советская, дом 31/4. Нет такого дома, на этой улице — последний 21-й. Там, кстати, «СПб-Турс», если верить документам, и базируется. После очередной нашей жалобы налоговая туда съездила и... никого не нашла. Нам ответили, что оштрафуют их на 5 тысяч рублей. И все! Это притом, что они налогов миллионами недоплачивают, — возмущен Александр.

«Из-за такого положения дел (нелегальной работы гидов. — Ред.) в учете «СПб-Турс» прослеживается парадокс — у нас фиксируется, что мы принимаем большое количество туристов, организовываем им экскурсии в музеях и по городу, но КТО ВСЕ ЭТО ДЕЛАЕТ, непонятно. Этим мы вызываем большие подозрения у определенных структур. Наша компания растет и находится под бдительным оком разных служб», — писала в 2014-м Виктория Ротер своим экскурсоводам. Но, похоже, «бдительное око» в итоге оказалось не слишком бдительно или почему-то решило не приглядываться к «СПб-Турс».

О выявленном ими «беззаконии» Листровые написали в Госинспекцию труда, в налоговую, в Следственный комитет и прокуратуру. Они пытаются судиться с турфирмой. Но все безрезультатно. Следователи не видят причин для возбуждения дела, поскольку Виктория Ротер «дать какие-либо пояснения по факту ведения финансово-хозяйственной деятельности отказалась…», на запросы не ответила, и в результате найти в ее действиях «прямой умысел на совершение преступления» не представилось возможным. Налоговики тоже оказались на редкость терпеливы. То они не ленятся карать за недоплаченную копейку, то довольствуются даже не отписками от юрлица, а их полным молчанием на все официальные запросы. Именно так произошло в случае с «СПб-Турс». В Смольнинском районном суде, по словам Листровых, и вовсе были проигнорированы очевидные факты подделки документации директором и главным бухгалтером фирмы.

— Складывается впечатление, что у Ротер мощная «крыша». По ее прихоти Алису перестали пускать в порт, хотя, как гражданин России, она имеет на это полное право, — рассказывает Александр. — Но мне не столько за дочек обидно, которые два года проработали, как теперь выяснилось, нелегально. Я был летчиком, получил лейкемию, лечился в онкоцентре, лежал рядом с маленькими детьми. И мне очень хочется привести туда эту Ротер, чтобы она посмотрела на этих детей, которым не хватает денег на нормальное лечение. А происходит это как раз из-за таких, как она, — тех, кто уводит прибыль за границу и скрывает налоги. И в итоге бюджету не хватает средств на спасение детей.

Ее пример — другим наука

Пообщаться с самой Ротер у «МК» в Питере» не получилось. Несмотря на письменные обращения и звонки по телефону, на связь она не вышла. Как пояснили сотрудники фирмы, она была за границей. А разговор с бухгалтером «СПб-Турс» оказался очень коротким, едва Анна Филимонова услышала, что ей звонят из газеты, как тут же бросила трубку, сославшись на то, что «очень занята». Нам кажется, что бизнесмены, которым нечего скрывать, так себя не ведут.

Впрочем, мы готовы выслушать мнение Виктории Ротер, промышляющей турбизнесом как в России, так и в Германии, откуда родом ее супруг Штефан. К нему, кстати, тоже есть вопросы. В декабре прошлого года он позволил себе ударить младшую сестру Алисы Людмилу, когда встретил ее в суде. Как указано в медицинской справке, в результате девушка потеряла сознание. На этот инцидент суд, как и 76-е отделение полиции, между прочим, тоже глаза закрыл.

— «Черный нал», «вывоз денег», «уход от налогов» — это то, что я узнала об «СПб-Турс» всего за один день, — говорит Алиса. — Но это не единственная фирма, работающая по такой схеме в порту. В апреле 2014 года Виктория Ротер сообщила всем гидам, что «по этой модели (скрывая валютную выручку) работают все фирмы в порту». Почему же гиды не жалуются правоохранителям? Да потому что видят мой пример. Одно лишнее слово — и ты останешься без работы и зарплаты, тебя не возьмут ни в одну другую турфирму, закроют вход в порт, обвинят в краже и будут угрожать расправой. А результат же очевиден. Русско-немецкая чета Ротер богатеет, обворовывая нашу страну, не платя налоги и взносы в фонды, да и нормальные турфирмы страдают из-за таких «конкурентов».

Листровые продолжают бороться с «СПб-Турс». Алиса уже и президенту писала. Правда, в турфирме об этом узнали почему-то раньше, чем пришел официальный ответ. Удивительно. Неужели какая-то турфирма из порта чувствует себя настолько уверенно, что не боится ни полиции, ни прокуратуры, ни налоговой, ни президента?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру