Почему рано радоваться успехам российских биатлонистов

Болельщики ликуют — наши спортсмены взяли семь медалей за один этап Кубка мира.

После триумфа в итальянской Антерсельве многие заговорили о долгожданном возрождении отечественного биатлона. Ложку дегтя в бочку побед россиян внес двукратный олимпийский чемпион, биатлонист Дмитрий Васильев. Он рассказал «МК» в Питере», почему боится за наших спортсменов, особенно за женщин.

Болельщики ликуют — наши спортсмены взяли семь медалей за один этап Кубка мира.
Фото biathlonrus.com

Счастливая Антерсельва

— Действительно ли российский биатлон ожил после шестого этапа Кубка мира?

— Конечно, когда спортсмены достигают успеха, мы все радуемся. Но этапы Кубка мира — это только подводящие старты к основным соревнованиям — чемпионату мира или Олимпийским играм. Они позволяют спортсмену совершенствовать форму и мастерство. И специалисты смотрят на эти выступления, как на промежуточный этап. В принципе, все идет неплохо. Но меня лично даже настораживает такое хорошее выступление именно в этот момент.

— Почему?

— До чемпионата мира еще целых пять недель. И удержать такую форму, в которой сейчас находятся наши мужчины и женщины, будет нелегко. Я опасаюсь, что это не удастся. Но очень хочу ошибаться. И если мужчины более стабильны и прогнозируемы в результатах, то у женщин все непонятно. Они начали катастрофически плохо, и сейчас вдруг такое хорошее выступление.

— Так победы в Италии закономерны, или это счастливый случай?

— Это не прогнозируемый, неожиданный результат. Хочу обратить внимание на один важный, любопытный момент. Еще с советских времен так сложилось, что наши спортсмены показывали хорошие результаты именно в Антерсельве. Никто не знает, с чем это связано. Казалось бы, нелегкая высота — 1600 метров, среднегорье, трудно бежать, тяжелые подходы к стрельбищу, но почему-то мы всегда там традиционно хорошо выступаем. Видимо, россиянам климат в этом месте подходит.

— Антон Шипулин пока вне конкуренции?

— Почему? Его и Гараничев обыгрывал, и Слепов обходил. Я бы сказал, что Антон более стабилен в своих результатах, чем другие. Вот когда повесят ему на шею золотую медаль чемпиона мира, тогда будем говорить о его лидерстве.

«Тренер — это больной человек»

— Вы как-то сказали, что тренеров в женской команде надо менять. Почему?

— Мы давно знаем этих людей. К примеру, Николай Загурский, только вдумайтесь, 19 лет неизменно находится в тренерском коллективе женской команды. Сергей Ефимов тоже долго там. За столько времени их работа превращается в приятную рутину: поездки за границу, экипировка за государственный счет... А здесь нужны люди с горящими глазами, амбициозные, сумасшедшие. Талантливый тренер — это на самом деле больной человек. А у тренеров в женской команде уже давно все фитили погасли, они просто отбывают свой номер.

Ладно, если бы результаты были. Но они все хуже и хуже. Уберите Подчуфарову — а где все остальные? Тренеру надо искать резервы, пробовать кого-то, подтягивать. Об Ульяне Кайшевой говорили, что она мегазвездой вырастет. Ее выпустили на один этап Кубка мира, она заняла 72-е место. А ведь в юниорах на минуты обыгрывала Дальмайер! Но сейчас немка — лидер мирового биатлона, а где наша Кайшева? Она тренировалась вместе со сборной. Что там делают со спортсменками, что те все хуже и хуже выступают?

— Но Екатерина Юрлова выиграла же гонку преследования?

— Об этом мало кто знает, но Юрлова тренируется не со сборной. У нее индивидуальный график подготовки. В прошлом году к чемпионату мира, где она победила и спасла страну от позора, Катя готовилась за счет средств Федерации биатлона Петербурга и городского спорткомитета. Ее выкинули из сборной, посчитав отработанным материалом. Вот вам ответ на вопрос, почему я критически отношусь к тренерскому составу у женщин. И я не поменяю своего мнения, даже несмотря на недавние успехи. Я знаю этих людей много лет.

— Вы так категоричны. У вас с ними какой-то личный конфликт?

— Абсолютно никакого конфликта. Мы в хороших отношениях, ни разу даже не ссорились. В данном случае я размышляю государственными категориями.

— Чего же не хватает нашему биатлону в целом, кроме тренеров с горящими глазами?

— Необходим индивидуальный подход тренера к спортсмену. С каждым нужно лично работать, шлифовать. У нас этого нет, поэтому теряем колоссальный потенциал. В целом биатлон нуждается в кардинальных переменах — необходимо менять весь системный подход к этому виду спорта. Все ищут ресурсы для его развития, а надо использовать уже имеющиеся резервы. И начинать с простейших моментов. С питания, к примеру. Оно должно быть не таким, как у обычного человека. А наши спортсмены едят почти все, что хотят. И таких базовых слагаемых успеха немало.

Победы норвежских астматиков

— Многие считают подозрительным, что норвежские биатлонисты, массово страдающие от астмы, с завидным постоянством выигрывают гонки.

— В спорте есть свои законы и ограничения. Если написано, что запрещено использовать стимулирующие препараты, то это правило для всех. Болен — значит не участвуешь в соревнованиях, пока не вылечишься и не перестанешь использовать запрещенные средства. А мы уже опустились до абсурда: по статистике, все больные обыгрывают всех здоровых. Как может биатлонист с астмой пробежать лучше здорового? Это невозможно, на какой бы стадии болезнь у него ни была. Вспомним знаменитого велосипедиста Армстронга, победившего рак, выигравшего семь раз «Тур де Франс», но, как потом оказалось, сидевшего на допинге. Поэтому я категорически против участия больных спортсменов. А западное общество стало уже таким пушистым хомячком, что не способно оценивать реалии вокруг себя: «Ой, нет, давайте будем толерантными!»

Хотя здесь можно строить разные домыслы. Все-таки не пойман — не вор.

— Больше года назад президент Союза биатлонистов страны Александр Кравцов заявил: допинга в России больше не будет. Его действительно уже нет?

— Пока в спорте будут большие деньги, ни о каком окончании войны с допингом не может быть и речи. Это как с наркотиками: победить до конца нельзя, но можно создать условия для того, чтобы снизить уровень их потребления. Вводить санкции для спортсменов и их тренеров. Да, дисквалификация, пожизненная, ну, может, не с первого уличения, а со второго. Дважды спортсмен употребить допинг случайно уж точно не может.

Кстати

Петербург вострит лыжи

Еще четыре года назад в городе было всего два отделения по биатлону, которые практически не работали. Сейчас уже шесть, активно действующих, созданных по инициативе городской федерации биатлона, которую с 2011 года и возглавляет Дмитрий Васильев:

— Занималось тогда 80 человек, сегодня в десять раз больше. У нас появился современный тренировочный центр «Кавголово» института им. Лесгафта в Токсово, там же рядом строится новая площадка на базе Военного института физкультуры. Конечно, в идеале хотелось бы построить хотя бы четыре похожих комплекса для детей. Тогда бы Петербург был оснащен лучше всех в стране. И мы двигаемся в этом направлении.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру