Приключения дальнобойщиков в России

Питерские водители, с боем добравшиеся до Москвы, не знают, что делать дальше

Питерские дальнобойщики, недовольные «Платоном» — новым сбором за проезд большегрузов по федеральным трассам, — добрались до Москвы и встали лагерем в Химках. Путь до столицы был непрост: обычных водителей фур останавливали чуть ли не на каждом посту, арестовывали из-за неоплаченных штрафов и требовали подписать бумагу, что они не планируют участвовать в акциях протеста.

Питерские водители, с боем добравшиеся до Москвы, не знают, что делать дальше
Фото: Сергей Николаев
Единая Россияее пришлось координаторам питерских дальнобойщиков. Один из них — Сергей Расторгуев — убегал от стражей порядка по лесу, по-партизански заметая следы. Покинуть столицу самые настойчивые питерские дальнобойщики обещают только после того, как ненавистный «Платон» отменят. Получится ли это — большой вопрос.

«Как лось, бросился в лес»

Именно дальнобойщики из Петербурга оказались самыми решительными участниками протестов. Помимо стандартных «улиток» (движение большегрузов по трассе со скоростью 10 км в час), наши поджигали покрышки и даже устроили пикет возле Смольного. В начале декабря разозленные дальнобойщики выехали из Петербурга в Москву. Дорога до столицы для многих больше напоминала квест или полосу препятствий.

— Утром я выехал на работу, смотрю — а за мной хвост, — рассказывает Александр Расторгуев (это он 24 ноября привел профессиональных водителей на пикет к Смольному). — Полчаса от него отрывался, кое-как убежал. После этого мне стало понятно: если вернусь вечером домой, меня просто закроют на несколько суток, пока в Москва все не закончится. Сидеть в камере не хотелось, поэтому после обеда я подсел в фуру к знакомому дальнобойщику и отправился в Москву вместе с ним.

Все было хорошо до Тосно. А там фуру тормознули сотрудники ГИБДД с оружием наперевес. Инспектор попросил водителя выйти из машины, а на пассажира Расторгуева посмотрел так внимательно, что последнему стало не по себе. Сомнений, что его лицо известно каждому патрульному, у Александра не было. К тому же в начале декабря его уже арестовывали в Петербурге за неоплаченный штраф в 500 рублей и еще два раза останавливали за якобы поддельные документы на автомобиль.

— Ну, думаю, все. Нарисуют мне сейчас неповиновение Полиция, и доказывай потом… — вспоминает Александр. — Я осторожно вышел из кабины и пошел пешком по трассе. Впереди — метрах в четырехстах — две машины. Я подумал, что это «эшники» (сотрудники управления по противодействию экстремизму. — Ред.). Они тут же двинулись мне навстречу. Понял: сейчас будут задерживать. И тогда я, как лось, рванул прямо в лес. За мной началась погоня. Тут еще, как назло, снег пошел, и мои следы не заметил бы только слепой. Пришлось бежать по ручью. В какой-то момент я провалился по уши в непонятную яму, выплыл уже весь мокрый. Дождавшись темноты, вышел на связь с ребятами-дальнобойщиками и попросил у них помощи.

В соцсетях тут же раздался клич: «Народ, отзвонился Саша Расторгуев. Все очень плохо — он уходил от преследования, стоит в лесу по пояс в воде. Боится, что его могут подстрелить. Передайте там этим водилам, что человек за них вписался и стоит в декабре в воде в болоте и ему грозит опасность. Кому-то из мужиков его надо вытаскивать и увозить куда-нибудь. Это очень серьезно!»

Ближе к ночи дальнобойщики подобрали Расторгуева: обогрели, накормили и отвезли на фуре в Москву. В столице водителей уже ждали…

«Будем ждать русских баб»

Одно из мест сбора дальнобойщиков — стоянка возле торгового центра «Мега» в Химках. Там припарковались около 20 фур — большинство их них питерские — и еще около 40 легковых машин (некоторые дальнобойщики, узнав, что к большегрузам на трассах особое внимание, пересели на личные автомобили). Всего же из Петербурга в столицу выехало около 200 фур. До «Меги» многие добраться не смогли: сотрудники ГИБДД и бойцы ОМОНа быстро оцепили стоянку возле торгового центра. Внутрь не пускали, а желающих «выйти» с сопровождением отправляли в сторону Петербурга. На все вопросы дальнобойщиков отвечали коротко: «Идет антитеррористическая операция». На стоянке в Химках питерские водители ждали 3 декабря послания Владимир Путин Федеральному Собранию. Рассчитывали, что президент заступится за них, а то и вовсе отменит «Платон».

— Ни одного слова не было сказано в адрес дальнобойщиков, которые уже месяц из-за «Платона» на ушах стоят, — говорит координатор бастующих петербургских профессиональных водителей Сергей Гуляев. — У ребят — тихая злость. А после некоторых фраз Путина относительно защиты малого бизнеса и вовсе гомерический хохот. С введением «Платона» мы эту «защиту» на своей шкуре почувствовали! Много иронических комментариев было, когда президент говорил про братский турецкий народ. Про нас, про свой народ вспомнили бы!

— Люди в полной растерянности, — признался Александр Расторгуев. — Дальнобойщиков растаскивают представители разных Партия "Яблоко": коммунисты, «Единая Россия», «Яблоко». Все предлагают разные решения. Такое ощущение, что протест медленно «сливают». Сами дальнобойщики устали, ведь они уже несколько дней живут в машинах. Часть ребят уехала домой, другие — заблокированы сотрудниками ГИБДД.

Оживление наступило, когда в Интернете появилась информация: грузовики перекрыли часть МКАД у Ленинградского шоссе. На деле оказалось, что в заторе были виноваты полицейские, которые сами остановили движение из-за некоего «спецмероприятия». А фуры, попавшие в «ловушку», на деле в протесте не участвовали и просто ехали по своим делам.

«Если дальнобои сольют протест в песок, то настоящие мужики в России закончились, — грустно написал после этих событий на своей страничке в «Фейсбуке» Александр Расторгуев. — Будем ждать наших русских баб, которые организуются и сделают все, что нужно!»

Переедут катком

Сейчас дальнобойщики рассредоточены по разным парковкам на подъезде к Москве. Самая крупная — в Химках. Там они и планируют стоять лагерем, надеясь на реакцию властей. Неравнодушные москвичи привозят бастующим водителям еду, солярку, которая необходима для обогрева машин, лекарства: некоторые водители в промозглой декабрьской Москве уже простудились…

— Было бы неплохо, если бы к нам приехали юристы — необходима их консультация, — признался «МК» в Питере» один из участников протестов Александр Лицкевич. — Чай, пряники и дружественный прием мы гарантируем!

Помощь юристов нужна, скорее всего, потому, что дальнобойщики обсуждают создание своего независимого профсоюза.

— Нынешний профсоюз оказался беззубым, — говорит Александр Расторгуев. — Видимо, туда входят карманные люди власти. Никто из наших их не слушает, потому что они не могут организовать нормальную забастовку.

— Мы понимаем, что прогнуть «Платон» непросто, — добавляет Сергей Гуляев. — На кону огромные деньги. В Федеральном дорожном агентстве заявили, что в год с помощью этой системы с дальнобойщиков будут собирать 40 миллиардов рублей. Но это ерунда. Чиновники высчитали эту цифру, исходя из того, что профессиональный водитель в год проходит около 8 тысяч километров. А на самом деле около 100 тысяч. Получается, реальные цифры сборов — около 600 миллиардов в год. Эта разница, как я понимаю, уже распределена, между кем надо. И на дальнобойщиков смотрят, как на людей, которые хотят вытащить деньги из карманов предприимчивых дядей. Кормушка продумана на 13 лет (в течение этого срока плату с дальнобойщиков будет взимать оператор «Платона» ООО «РТ-инвест транспортные системы», половина которого принадлежит Игорю Ротенбергу, чей отец Аркадий считается другом президента Путина. — Ред.). За свои услуги компания Ротенберга ежегодно будет получать 10,6 миллиарда рублей. Получается, за 13 лет она «обогатится» на 130 миллиардов рублей (для сравнения, чистая прибыль Газпром за 2014 год составила 188 миллиардов рублей. — Ред.). За такие деньги дальнобойщиков могут просто катком переехать и не заметить.

Катка пока не видно, но давление на себе водители давно чувствуют. Александр Расторгуев, например, жалуется, что его поездка в Москву вышла боком сыну.

— Он владелец маленькой фирмочки, которая занимается установкой систем вентиляции и кондиционирования, — говорит Александр. — На днях его вызвали в налоговую и дали понять, что у фирмы могут быть проблемы, если я и дальше буду заниматься дальнобойщиками. Сын уговаривает меня бросить это дело и вернуться домой. Подло давить на сына, пусть со мной разбираются… Но я все равно останусь в Москве. Если уж влез в это дело, надо идти до конца. Чтобы люди поняли: защищать свои права все-таки надо…

Дорогой «Платон»

Систему «Платон» запустили 15 ноября. С тех пор за проезд большегрузов по федеральным трассам надо платить 1,53 рубля за километр дороги, а с 1 марта сумма вырастет до 3,06 рубля. Для представителей малого и среднего бизнеса такой тариф — критичен. За год дальнобойщик должен будет отдать государству более 300 тысяч рублей. Планируется, что эти деньги пойдут на ремонт дорог, которые якобы именно дальнобойщики усиленно портят. Однако нет никаких исследований, которые подтверждают это. Не верят профессиональные водители и в то, что трассы действительно будут отремонтированы. По крайней мере власти пока не отчитались, какие точно дороги обновят, а какие — построят.

Шаги навстречу?

- После протестов дальнобойщиков сумму штрафа за неоплату проезда по федеральным трассам снизили с 500 тысяч до 5 тысяч рублей. Водитель, которого поймали вторично, должен будет заплатить 10 тысяч. Но дальнобойщиков эта «поблажка» не очень устроила. Взимать штраф разрешается раз в день. Получается, многодневная дорога, например до Владивосток, может попросту разорить дальнобойщика.

- Услышали профессиональных водителей и в Росавтодоре. Там сейчас проводят проверку «Платона». Напомним, многие дальнобойщики жаловались на технические сбои в программе. С некоторых водителей деньги снимали по два раза, другим из-за ошибок системы приходилось платить за дорогу куда больше, чем это положено по закону.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру