Поездка по Петербургу для инвалида-колясочника превращается в тест на выживание

С завидным постоянством чиновники рапортуют о расширении доступной среды для инвалидов

«МК» в Питере» проверил, действительно ли город удобен для маломобильных петербуржцев. В этом нам помог Павел Запорожец, который почти 25 лет передвигается на инвалидной коляске.

С завидным постоянством чиновники рапортуют о расширении доступной среды для инвалидов

Трамвай — препятствие

С Павлом мы договорились встретиться у станции метро «Бухарестская», где он и столкнулся с первыми трудностями. Долгое время не мог припарковаться: все было занято, а специальных мест для инвалидов вблизи не оказалось. В этот раз ему повезло, но гораздо чаще машину приходится оставлять за несколько кварталов.

Мы решили прокатиться на трамвае до станции метро «Лиговский проспект», спуститься в подземку и добраться до недавно открывшейся «Спортивной-2». Казалось бы, дело простое, но не тут-то было.

— Пользоваться коляской инвалидов никто не учит: ни как спускаться с бордюров, ни как ездить в метро! — рассказывал Павел, пока спускался по лестнице у торгового центра без пандуса. — Нет у нас таких специалистов! Есть доктора-физиотерапевты, но у них задача другая. В техникуме для инвалидов на Васильевском острове оборудован демонстрационный дом, где показывают, какими должны быть стол, кухня у человека с ограниченными возможностями. Но я не слышал, чтобы там учили инвалидов готовить еду или обустраивать свою квартиру. Есть выставочные образцы тех же кухонь за миллион рублей. Но может ли человек с пенсией в 10 тысяч позволить себе такую мебель?!

В это время подъехал наш трамвай — № 25. Женщина-водитель была явно не в восторге от такого пассажира. По инструкции, она должна помочь инвалиду зайти в салон — выдвинуть специальную панель под средней дверью.

Но сделать ей одной это оказалось не под силу — панель не поддавалась. На помощь водителю подоспел кондуктор. После нескольких минут мучений панель все-таки наполовину выехала и в этом положении снова замерла. По пыли и ржавчине было видно, что не пользовались ею очень давно. На остановке уже скопилась пробка из общественного транспорта.

— Нам вас проще так в салон занести, — с отчаянием произнесла хрупкая женщина-водитель.

Но тут подошел мужчина спортивного телосложения, мощно дернул «доску», и та с грохотом опустилась на землю. Так Павел попал в трамвай.

— В европейских странах шофер кнопочку нажимает — и панель сама выезжает. Мне искренне жаль нашего водителя трамвая. Совсем не берегут у нас женщин! — посетовал колясочник.

Злоключения продолжились на станции метро «Лиговский проспект». Чтобы попасть к ней, надо было идти по подземному переходу. Но спуститься в него колясочнику невозможно — аппарелями («рельсами» для спуска или подъема) он не оборудован. Пришлось создавать аварийную ситуацию и переходить дорогу напрямую.

Интересно, что со стороны метро такие «рельсы» в подземном переходе были. Но их Павел назвал опасными для жизни.

— На этих железяках я убиться могу! Поручни слишком далеко — держаться за них при спуске нельзя.

Видимо, инвалидам и мамочкам с колясками предлагают почувствовать себя на аттракционе «Русские горки». Но даже если бы Павел и оказался экстремалом и рискнул спуститься, то заехать на аппарели он и при желании не смог — они слишком широкие для передних колес его коляски.

В подземном царстве

— Чувствую, дальше будет еще интересней! — произнес Павел с ироничной улыбкой по дороге к метро.

И не ошибся. Один из двух пандусов на входе в здание упирался прямо в решетку, которой закрывают станцию.

По замечанию нашего героя, двери в метро совершенно не приспособлены для инвалида — слишком тяжелые и резкие. В идеале они должны быть автоматическими. У кабинки возле турникетов за приближением нашего эскорта следили сотрудники метрополитена. Они разъяснили, как положено передвигаться колясочнику в подземке. Вся церемония — а по-другому и не назвать — напомнила, как бы иронично ни звучало, перенос царя на троне.

Помогать инвалиду должны два сотрудника метрополитена. Они спускают его по резервному (если много пассажиров) эскалатору, сажают в вагон, сообщают его номер диспетчеру станции, до которой едет особый пассажир, чтобы на месте того снова встретили двое и помогли выбраться наверх.

Спускаться по эскалатору колясочники могут на специальной тележке либо просто при поддержке сотрудников.

— Эту техническую штуку мы не любим. Слишком много времени уходит на ее установку. На нее надо еще правильно заехать. Был случай, когда инвалид об ее острый край порезал колеса, — объяснил Павел.

Совершенно не пригодными признал наш гид и аппарели в метрополитене. Проблема та же — они небезопасны, поручни расположены далеко. Правда, в подземке на переходах, где нет электроподъемников (а их пока редко где встретишь), инвалидам предлагают спуститься с помощью техсредства. Но популярность у последних та же, что и у тележек на эскалаторе.

Идеальная на первый взгляд система помощи инвалидам-колясочникам метрополитена дала сбой на станции «Спасская», где нас обещали ждать сотрудники. Но никто на платформе к нам так и не подошел. Переходы с оранжевой до фиолетовой ветки Павел преодолевал с помощью отзывчивых петербуржцев.

Не встретили нас и на «Спортивной». Ради справедливости стоит отметить, что переходы на новом участке станции оборудованы электроподъемниками. Чтобы воспользоваться ими, надо позвонить по указанному рядом на стене номеру и вызвать сотрудников. Мы не стали этого делать и отправились дальше.

Догнали нас двое услужливых работников метрополитена на траволаторе уже по пути к Васильевскому острову — дежурный заметил колясочника по видеокамерам. Дальше они Павла в прямом смысле слова из рук не выпускали.

— Помимо аппарелей есть электроподъемники — это замечательно, — Павел оценил доступность «Спортивной-2» на высший балл. — Я за городом наблюдаю с 1991 года и вижу, как он меняется: на пешеходных переходах опустились поребрики, появились пандусы, метро стало доступным, пусть и частично. Очень здорово налажена помощь сотрудников. А раньше ведь в подземку инвалидов не пускали — приходилось приглашать телевидение, прессу. Меня расстраивает, конечно, что двоих сотрудников приходится отвлекать. Ведь доступная среда — это когда человек пользуется чем-то без посторонней помощи. Но прогресс есть. И это радует.

«Вы никогда не будете ходить!»

На инвалидной коляске Павел с 1991 года, после неудачного падения и разрыва спинного мозга.

— Месяца через два после травмы мы с женой обсуждали, что надо бы, наверное, костыли подыскивать. Рядом стояла физиотерапевт. Она молчала, а потом проговорила: «Не нужны вам костыли! Вы никогда не сможете ходить! Подумайте о хорошей коляске!» Тогда мы на нее пожаловались за такие слова. Но через год-полтора я встретил ее в коридоре и сказал огромное спасибо за правду.

Семь лет он ежедневно на метро и электричках из Купчино ездил на реабилитацию в Сестрорецк. Теперь Павел Запорожец работает общественным инспектором по доступной среде для инвалидов во Фрунзенском районе.

Эффект Водяновой

На простейший маршрут с трамваем и метро мы с Павлом затратили более двух часов. Но добрались. А сколько инвалидов-колясочников, которые не могут доехать до нужного места? Им так и не смогли вытащить панель в трамвае или никто не помог взобраться по ступенькам.

В городе зарегистрировано около 14–16 тысяч только инвалидов-колясочников. А еще в Петербурге живут незрячие, люди с синдромом Дауна или ДЦП. Далеко не у всех есть знаменитые родственники, которые не дадут их в обиду. О сестре супермодели Натальи Водяновой узнала вся Россия после того, как больную аутизмом девочку якобы пытались выгнать из кафе. Следственный комитет тут вступился за нее и наказал якобы виновных. А кто разберется с конструкторами опасных для жизни аппарелей? Видимо, надо подождать, пока брат или сват какой-нибудь звезды не разобьется на них.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру