Педагоги жалуются на то, что современная школа воспитывает детей, не умеющих думать

В нынешней системе образования разочаровываются даже сами учителя

В свой профессиональный праздник 5 октября несколько петербургских педагогов вышли на пикет перед городским парламентом — требовать достойной зарплаты. Но дело, оказывается, не только в деньгах. О наболевшем «МК» рассказал один из участников пикета — учитель информатики лицея № 329 Сергей Онищенко.

В нынешней системе образования разочаровываются даже сами учителя

Молодой и бедный

— Действительно ли наши учителя такие нищие, как об этом многие говорят?

— Все молодые учителя, пришедшие работать в петербургскую школу, обречены в первые два-три года на нищенскую зарплату. Небедные те, у которых есть выслуга в 20 лет. Система начисления зарплат так построена, что коэффициент за выслугу лет дает серьезную рублевую добавку.

Моя зарплата с 17-летним опытом работы составляет 22 тысячи рублей. Я не говорю, что нищий, но, работая в школе, много заработать не могу. Благо, мне еще администрация школы составила расписание, позволяющее «подхалтуривать» — делаю сайты и администрирую компьютеры. И я понимаю, почему мне пошли навстречу: в городе дефицит учителей информатики и английского языка. На 1 сентября 16 петербургских школ не были укомплектованы информатиками. Специалистам проще пойти обслуживать компьютеры, где они без вопросов получат 35 тысяч, чем учить детей с непонятным начислением зарплаты.

— А как начисляется зарплата учителю?

— Я и сам бы хотел знать ответ на этот вопрос. Начисление происходит по очень запутанной схеме. Казалось бы, уже давно могли сделать зарплатный калькулятор, по которому любой учитель мог бы рассчитать свой оклад. Но такого нет.

Базовая плата зависит от количества часов. Чем их больше, тем больше денег. Дальше все зависит от различных коэффициентов. Это и выслуга лет, и наличие ученых степеней, министерских грамот, и категории, прибавляющей к зарплате 30 процентов. Повышают ее или подтверждают каждые пять лет. Но для этого надо набрать определенное количество баллов. Их присваивают за прохождение каких-нибудь курсов, посещение конференций, участие детей в олимпиадах, за научные работы и т. д.

Есть еще административные должности (к примеру, замдиректора по школьной информационной сети), которые может занимать учитель и получать за это деньги.

Прибавку к зарплате дают и начисления из надтарифного фонда, который районная власть выделяет каждой школе. Это, на мой взгляд, ярчайший пример коррупции, кумовства. Выплаты из фонда зависят также от баллов, которые выставляют учителям. По правилам, этим должна заниматься специальная профсоюзная комиссия с четким отчетом, кому и сколько положено. Но чаще всего директора сами ставят баллы и распределяют деньги между учителями, исходя из собственных соображений.

В Норвегию за квартирой

— Согласны ли вы с тем, что уровень образования у нас падает и дети становятся глупее?

— К сожалению, да. Дети хуже оперируют знаниями, чаще утрачивают конструктивность мышления. Они только воспроизводят заученные факты, но не могут их объяснить. Тому много причин. Это и механическое натаскивание детей к сдаче ЕГЭ без углубления в суть предмета, и уход самих школьников в индустрию интернет-медиаразвлечений. Кстати, в школах среди учителей есть негласный запрет добавлять учеников к себе в друзья в соцсетях. Личная жизнь педагога может компрометировать его в глазах родителей.

Безусловно, многое зависит от личности и навыков учителя. Немало средств уходит на оснащение школ, оборудование их техникой. А вот в поддержку профессиональных кадров никто особых денег не вкладывает. В итоге педагоги просто вымываются. У нас сегодня в школах работает, по моим наблюдениям, порядка 30 процентов людей без педагогического образования, инженеров. Сейчас берут всех с высшим образованием. Хорошо, если у такого учителя есть хотя бы курсы педагогические. И подходит он зачастую к своим обязанностям формально — считал с учебника, и готово.

Немалую роль играет и качество жизни педагогов. Если уж так выходит, что учительская зарплата невысокая, то государство могло бы обеспечить соцзащитой, как делают, к примеру, в Норвегии. Там через два года работы педагог может въехать в свою квартиру. Знаю учителя, который отправился туда учить детей, в том числе, и по этой причине.

Учителей и детей превращают в роботов

С тем, что уровень образования падает с катастрофической скоростью, согласна и учитель физики и химии Надежда Казакевич, более 23 лет отработавшая в школе № 581.

— О падении уровня образования не говорит только ленивый. Многие в этом обвиняют учителей.

— Обвинять одних учителей несправедливо и непрофессионально. Нынешняя ситуация сложилась из-за неграмотных реформ, которые сотрясают сферу образования последние годы. Руководить школами ставят менеджеров, которые сами никогда не были учителями и не знают «кухни» изнутри. Чтобы легче управлять системой, чиновники-непрофессионалы пытаются контролировать образовательный процесс, а не его результат. Один из примеров — навязывание учителям ФГОСов (федеральный государственный образовательный стандарт). Они напрочь стирают роль личности учителя в обучении и воспитании детей. Такой подход приведет к тому, что в школах будут трудиться педагоги-роботы, воспитывающие детей-роботов, из которых вырастут роботы-взрослые.

Отдельно следует сказать о громадной лишней писанине, которую навешивают на учителей. И по мере компьютеризации разных отчетов становится еще больше. В школах появился электронный журнал. Вещь сама по себе удобная. Но зачем нам при этом заполнять еще и бумажный журнал? При этом далеко не во всех классах есть компьютеры.

— Почетная миссия учителя просвещать исчезает?

— Раньше у учителя была миссия поднять ученика до своего уровня. А сейчас хотят, чтобы учитель опустился до уровня ученика и потакал всем их прихотям. В этом есть опасность скатиться, как я это называю, к детство-ориентированному популизму, когда ребенок должен всегда и во всем чувствовать себя довольным, учиться играючи и весело. Но он ведь должен научиться и трудиться тоже, над собой, в частности. Обучение ребенка стремятся всеми способами облегчить и упростить, прикрываясь идеями гуманизации.

— А в чем проявляется это упрощение?

— Взять, к примеру, ту же физику с математикой. Говорят: «Зачем столько трудных предметов в школе? Бедные дети, они же не умеют решать задачи!» Так потому и не умеют, что не решают. Не зря математику и физику называют интеллектообразующими дисциплинами — они учат человека пользоваться мозгом. В 1990-е годы в одной из петергофских гимназий в старших гуманитарных классах физику убрали из обучения совсем, а уроки математики свели к минимуму. Через несколько месяцев резко упала успеваемость по гуманитарным наукам.

В Федеральном базисном учебном плане для старшей школы прописано по часу физики и химии в неделю. Зато ОБЖ у нас дважды в неделю изучают. Для чего его столько? Чтобы трудоустраивать многочисленных офицеров-отставников? Или вот основы религиозной культуры изучают четвероклассники. А церковники хотят, чтобы этот предмет вели с первого по 11-й класс. Зачем?

— Почему о столь серьезных проблемах так мало говорят сами учителя?

— А не говорят, потому что нас либо не спрашивают, либо не слушают, а когда мы говорим — не слышат. Образование довели до такого уровня, что и рассказывать страшно. Говорят, серой массой управлять проще. Но это до поры до времени. Серую массу повести за собой под силу любому, кого толпа воспримет как харизматического лидера, и такой человек может повернуть эту толпу против тех, кто ее и взрастил. Да, труднее завоевать уважение людей образованных. Но зато оно более прочное.

И никаких конфликтов!

Школа № 581, в которой до недавнего времени работала Надежда Казакевич, прославилась в феврале. Тогда конфликт нескольких учителей стал достоянием целого города.

Инцидент, казалось бы, не стоит и выеденного яйца и может произойти в любом учреждении. Пожилой учительнице стало плохо. «Скорую» вызывать она отказалась, так как надеялась, что ей полегчает и она отправится с детьми в запланированную поездку в Эрмитаж. С больной в одном из кабинетов остался коллега Надежды Казакевич, а детей, у которых тот должен был вести урок, она забрала себе в класс.

Банальный случай перерос в настоящий конфликт учителей с руководством школы. Педагогу, который сидел с больной женщиной, вынесли выговор за урок, который он записал в журнал, но не провел. В несправедливой, на взгляд Надежды Казакевич, ситуации не стали разбираться ни в РОНО, ни в профкоме школы. Тогда она и несколько ее коллег вступили в независимый профсоюз «Учитель». Об этом случае рассказали в СМИ. После чего работа в школе для участников инцидента стала невыносимой. В августе Надежда Казакевич и педагог, присматривавший за больной учительницей, уволились.

К сожалению, узнать версию директора школы Ирины Меиссе, почему ушли педагоги, не удалось. Как сообщила секретарша, до 19 октября начальница находится в отпуске.

— Так конфликта уже нет! Там все нормально разрешилось! Учителя сами уволились! — сказала секретарь уже от себя.

Можно ли считать благополучной концовку с увольнением двух учителей, вопрос, конечно, спорный.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру