Что делается в Петербурге для уменьшения пробок

Светофоры умнеют год от года

В представлении многих горожан светофор — это коробка с тремя попеременно зажигающимися лампочками. Так было на заре дорожного движения. В наши дни светофоры уже умеют обмениваться информацией друг с другом и считать машины на перекрестке. А скоро превратятся в трансформеров. О новых методах регулирования автопотоков «МК» в Питере» рассказал ведущий специалист Центра управления дорожным движением Дмитрий Попов.

Светофоры умнеют год от года

Мозг Васильевского острова

Первые эксперименты по обучению светофоров совместной работе друг с другом начались в нашем городе еще в 1980-е годы. Многие автомобилисты знают, что в Питере на крупных магистралях внедрен принцип «зеленой волны». Двигаясь со скоростью потока (но не более 60 километров в час), машины по идее должны проходить перекрестки один за другим по зеленому сигналу, так как работа светофоров была синхронизирована. Такие схемы работают на Московском, Гражданском, Ленинском проспектах, Ивановской, Народной и Гороховой улицах, на проспектах Просвещения и Ветеранов, а также на Невском. И если бы не ДТП, ремонты дорог, припаркованные кое-как автомобили, то по этим магистралям действительно можно было бы проехать с ветерком, а не тормозить на каждом углу.

— Это были первые шаги по интеллектуализации светофоров. Но сейчас технологии шагнули гораздо дальше, — говорит Дмитрий Попов. — Например, на Васильевском острове светофоры не просто синхронизированы, но они еще и могут обмениваться информацией, и не только те, что на одной магистрали расположены, а по сути — на всем острове. По нашим оценкам, это увеличило пропускную способность на 30 процентов. К сожалению, это максимум. Да, Васильевский стоит в пробках, многие нам жалуются, но надо учитывать ремонты, закрытия дорог и проблему с мостами. Уверяю вас: без умных светофоров было бы еще хуже.

В скором времени аналогичным образом должны будут соединиться в единое разумное целое вообще все светофоры Питера. И тогда затор в одном месте будет компенсироваться ускоренным проездом в другом.

Камеры считают машины, а не штрафы

— Светофоры могут обмениваться информацией между собой и с единым управляющим центром разными способами: с помощью оптоволоконных кабелей, через мобильную связь, по беспроводным сетям Wi-Fi. Все эти методы уже используются в городе, — отметил Попов.

О чем же говорят зелено-желто-красные друг с другом? Около 300 из них оборудованы специальными камерами, способными замерять интенсивность потока. Водители могут заметить на опорах, держащих дорожные знаки, особые камеры. Они не засекают скорость и не «присылают штрафы». По спецтехнологии камеры считают машины. Чем их больше, тем дольше будет гореть зеленый сигнал (конечно, с учетом интереса тех, кто пересекает эту улицу).

— Замечу, что питерские светофоры работают не одинаково в разные дни и часы. Почти у всех есть несколько режимов. У тех, что стоят в центре города, где ситуация на дорогах существенно меняется в течение суток, бывает более 30 вариантов переключений — для утра, дня и вечера, в будни, выходные, праздники и в пятницу, в разное время года. Эти светофоры снабжены особыми календарями, где учтены все дни, — рассказал Дмитрий. — Но мы хотим, чтобы в расчет принимались и нерегулярные события — аварии или, например, приезд зрителей на концерт.

В ближайшие 5–6 лет все перекрестки города (а их чуть более 1,5 тысяч) будут снабжены подобными камерами.

— Кстати, понять, что на перекрестке работает такой детектор, очень просто, необязательно высматривать камеры на опорах. Если при светофоре включено табло с отсчетом времени зеленого сигнала для пешеходов, а для водителей оно выключено — значит, интеллектуальная система в деле, — пояснил Дмитрий Попов.

Другой способ учета количества машин — радиолокация. Он используется, например, на пересечении набережной Фонтанки и Невского проспекта. Локаторы учитывают образовавшийся затор и передают информацию на светофоры перекрестка. В результате для тех, кто едет вдоль Фонтанки, зеленый горит чуть дольше. Но все-таки в приоритете там движение по Невскому, поэтому пробки перед Аничковым мостом — хроническое явление. А на Рузовском мосту, учитывая данные радиолокации, выбирается один из 30 режимов пропуска автомобилей.

Невский перейдем в 2016-м

— Еще одна идея, которая сейчас находится в разработке и позволит максимально использовать камеры-детекторы, — поиск разрыва в потоке, — поведал Дмитрий Попов. — Например, на перекрестке зеленый горит 30 секунд. Но, когда поток закончится, красный включится не сразу, сначала камеры проверят, есть ли еще желающие проехать. Если да — добавляется три секунды, потом снова производится проверка. И так до тех пор, пока разрыв между машинами не станет больше трех секунд (за это время в городе машина в среднем проезжает 40–50 метров, если не стоит в пробке, конечно). Естественно, учитывается и наличие автомобилей, которые едут перпендикулярно. И если их нет (например, при пересечении с небольшими улицами. — Ред.), то почему бы не дать возможность транспорту главной дороги миновать этот перекресток.

И, конечно, в этой схеме обязательно будет время для пешеходов, чтобы они тоже часами не ждали зеленого на переходе. Кстати, уже давно требует решение проблема с переходами на Невском. Там зеленый для людей начинает мигать, когда толпа народа едва доходит до середины проспекта.

— Сейчас там стоит система фирмы «Сименс». Ее установили уже давно, она начинает сыпаться, да и сам по себе этот вариант неудачный для Питера. Он рассчитан по немецким алгоритмам, под их менталитет. Там, если пешеход ступил на проезжую часть, то он имеет право закончить переход, и все его пропускают. У нас же начинают в лучшем случае бибикать. Скорее всего, в 2016-м система будет заменена, и режимы пересчитаны под пешеходов, — рассказал Попов.

Пешеходам — кнопки, водителям — трансформеры

И еще три нововведения, которые в скором времени должны будут появиться в Петербурге.

Светофоры-трансформеры

Перекресток проспектов Жукова и Ленинского подсказал, что нужно изменить в конструкции светофоров. Обе магистрали в часы пик забиты до отказа.

— Сделать бы там полуфазу (это ситуация, когда светофоры разрешают проезд в одну сторону и запрещают навстречу, чтобы машины могли повернуть налево. — Ред.), выводить транспорт с Ленинского на Жукова утром. Но для этого надо запретить встречный левый поворот в целях безопасности. Можно было бы и на это пойти. Но вечером ситуация меняется, и с Ленинского на Жукова востребован поворот в другую сторону, — сообщил Дмитрий Попов.

Чтобы избежать переизбытка знаков и прочих уловок, нужны светофоры с поворачивающейся или сворачивающейся вовсе дополнительной секцией. «Стрелочка» могла бы появляться в нужный момент, а потом убираться, чтобы не тормозить движение. Разработки таких светофоров уже ведутся. Первые образцы могут появиться на улицах Питера через три-четыре года.

Реверсивные полосы на мостах и проспектах

— Серьезно обсуждается возможность обустройства на ряде мостов реверсивных полос. Первый на очереди — Большеохтинский. Надо только посмотреть, справятся ли с увеличенным потоком площади с обеих сторон переправы. Там явно выраженная миграция — утром в центр, вечером обратно, — отметил Попов.

Аналогичным образом реверсивные полосы можно было бы устроить на крупных проспектах, соединяющих центр и окраины. Самый яркий пример — Гражданский проспект. Однако там нужно решить, как быть со знаками, указывающими направление движения по полосам. Их придется делать электронными, способными меняться в течение дня.

Кнопочные светофоры для пешеходов на перекрестках

Сейчас такие светофоры можно встретить только на переходах вне перекрестков и в местах, где людей ходит не много. Но в будущем кнопки появятся и на светофорах возле пересечения дорог. Там они помогут учитывать пешеходов. Если их нет — движение будет подстраиваться только под машины. 

Кстати

Игры со временем увеличивают заторы

В Питере на очередной перевод стрелок недавно хуже всего отреагировали не уличные часы и не компьютеры предприятий, а светофоры. Большинство из них было выпущено, когда применялось и летнее, и зимнее время. Потом несколько лет мы жили без часовых сдвигов — и вот опять перемены. Процессоры в светофорах это учитывать не могут. Отчего все режимы сдвигаются, что приводит к увеличению пробок.

 

Фото: Замир Усманов

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №51 от 17 декабря 2014

Заголовок в газете: Светофор разумный

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру