В октябре Петербург превратится в столицу кино и телевидения

С 1 по 10 октября в городе пройдет Международный медиафорум

На него съедутся продюсеры и режиссеры со всего мира. Пока они будут обсуждать будущее кинематографа, петербуржцы смогут увидеть более 50 премьер. Генеральный продюсер медиафорума, глава «РОСКИНО» Екатерина Мцитуридзе рассказала «МК» в Питере», что нужно сделать для того, чтобы наши фильмы смотрел весь мир.

С 1 по 10 октября в городе пройдет Международный медиафорум

Советский кинотеатр в центре Парижа

— Во времена СССР продвижением нашего кино за границей занималась компания «Совэкспортфильм», которая сейчас реорганизована в «РОСКИНО». Насколько успешно мы тогда продвигали отечественные фильмы?

— «Совэкспортфильм» учрежден 90 лет назад — опыт продвижения национального кино в мире у нас грандиозный. В советские времена у компании было 54 представительства почти в каждой стране мира — от Индии и до Мадагаскара. Кроме того, существовала даже своя сеть кинотеатров во Франции и Англии, где показывали исключительно советские фильмы и кино братских республик. И люди туда ходили!

Более того, я уверена, что если бы мы сейчас открыли, предположим, в Лондоне кинотеатр русского кино, он тоже был бы востребован. Главное — правильно заняться его маркетингом, потому что сейчас уже недостаточно снять великолепную картину или построить отличный кинотеатр, надо еще это грамотно подать, привлечь людей. А нам есть что предложить. Например, в нашем кинотеатре можно было бы показывать не только новые российские фильмы, но и классическое советское кино или ретроспективу картин бывших советских территорий из коллекции «Госфильмофонда»: казахское, грузинское, армянское, литовское кино.

— Мы можем сейчас перенять этот огромный опыт «Совэкспортфильма», построить за границей российские кинотеатры?

— Сейчас это сложно. «Совэкспортфильм» получал очень серьезную, в том числе и финансовую поддержку от государства. И вдобавок сам зарабатывал деньги, так как занимался прокатом иностранного кино в СССР. Какие именно это были доходы, мы сказать не можем, потому что нет никаких цифр, статистики. Но ясно, что это были очень большие суммы.

— Кроме советского опыта, есть еще и западный. Например, мы все знаем и любим французское кино. Как Франции удается продвигать свои фильмы за границу?

— У них потрясающе четкая схема. Во-первых, годовой бюджет Unifrance на продвижение французского кино в мире составляет 500 миллионов евро. И эти деньги — не только из госбюджета. Дело в том, что с каждой картины, показанной во Франции, взимаются специальные отчисления. И они потом идут на продвижение французского кинематографа. На эти деньги, например, устраиваются специальные фестивали, вроде недели французского кино в Лос-Анджелесе, которая обходится примерно в 2 миллиона долларов. Каждый год в мире проходит около 90 недель и фестивалей французского кино самого разного направления и размаха.

Таким образом фильмы часто тоже попадают в прокат. Но и это еще не все. Французы сами оплачивают рекламные кампании своих фильмов за границей, устраивают роскошные премьеры. То есть иностранным дистрибьюторам становится выгодно приобретать французское кино для проката в своей стране. Более того, выгодно даже просто снимать картины в Париже! Для иностранных съемочных групп у них существуют огромные налоговые поблажки. Поэтому мы очень часто видим Париж в голливудских картинах. Это привлекательно с точки зрения бизнеса, но еще и неоценимый пиар самого города и Франции в целом, французского образа жизни. В России этого, к сожалению, нет, и это недочет лоббирования интересов отрасли со стороны ведомств, отвечающих за культуру.

— Налоговые послабления для иностранных съемочных групп делает только Франция?

— Они существуют во многих странах — в Новой Зеландии, в США, в Калифорнии. Об этих льготах прекрасно знают наши режиссеры, поэтому многие из них уезжают на съемки за границу. Это обходится дешевле, чем делать кино в России. Поэтому Москву, Питер снимают в Праге, Будапеште, где угодно... Если бы государство помогло законами, «Мосфильм» или «Ленфильм» могли бы стать ведущими студиями в Европе с серьезной капитализацией. Пока же все очень замкнуто на локальных съемках и заказах. Нашей индустрии необходима большая открытость.

Завоевать Штаты

— Все это очень хорошая схема продвижения кино. Но мы хоть что-то подобное делаем, используем западный опыт?

— Для этого необходимо то самое участие государства, про которое я говорила: и финансовое, и административное. Пока же у нас даже нет заложенного годового бюджета на продвижение российских фильмов за границей. Это лишь какие-то вымученные отчисления от Минкультуры. Мы в «РОСКИНО» составили 45-страничную концепцию продвижения нашего кинематографа, в которой учли западный, в частности французский опыт. Эту концепцию мы отправили и в Минкультуры, в Госдуму, в Минэкономики. Но пока какого-то серьезного внимания к ней нет. Сейчас концепция рассматривается в администрации президента, и это вселяет в меня надежду. Не буду забегать вперед, посмотрим, что будет.

— На какой рынок нам сейчас важно выйти, в какой стране в первую очередь необходимо продвигать наше кино?

— Нам важно выйти на Восток, в Китай, что мы сейчас и делаем. Например, мы сотрудничаем с Гонконгским кинорынком. Но в первую очередь нам, конечно, надо идти в Штаты. Потому что все, что приобретает популярность в этой стране, становится востребованным и во всем мире. В Америке любой фильм, даже если это маленькая авторская картина, может создать вокруг себя репутацию и заработать неплохие деньги. Так, например, происходит с картинами Александра Сокурова или Андрея Звягинцева. Их фильмы могут по полгода идти в маленьких сетях и в итоге дают прекрасные сборы.

— А где новые имена?

— На продвижение и создание новых имен надо тратить раз в десять больше средств и энергии, устраивать те же самые фестивали для людей, которые любят наше кино и склонны воспринимать альтернативную культуру. Именно для продвижения новых имен мы придумали, например, проект Global Russians — 5 молодых режиссеров и продюсеров лучших короткометражных картин каждый год получают от «РОСКИНО» грант на участие на Каннском фестивале в его молодежной секции Short film corner.

— Сколько сейчас российских фильмов мы могли бы «отправлять» в заграничный прокат?

— Сложно дать однозначный ответ, но, думаю, ежегодно в мире должны громко звучать не меньше шести-семи российских фильмов. И вокруг каждого должна работать мощнейшая маркетинговая система, по примеру Китая или той же Франции.

«Европа не хочет закрывать перед нами двери»

— Может ли Петербургский медиафорум помочь нам в продвижении наших фильмов не только в мире, но и в своей собственной стране тоже?

— Прежде чем пробиться на другой рынок, надо завоевать популярность у себя на Родине. Как только российское кино начнут по-настоящему ценить дома, его полюбят и примут и в других странах. Что касается медиафорума, то Петербург может стать прекрасной площадкой для общения профессионалов. Тем более мы объединили кино, телевидение и Интернет.

— Последние политические события — военные действия на Украине, санкции ЕС против России — не отпугнули иностранных гостей нашего медиафорума?

— Нет. На самом деле нас в мире ценят. И все эти разговоры, что мы не нужны Европе, а она не нужна нам — от лукавого. Они ведут к изоляционизму, который не принесет пользы ни нашей стране, ни миру. Перед нами в действительности никто не хочет закрывать двери. На международных кинофестивалях вопросы политики вообще не поднимаются, разве только в качестве темы фильма. Мы не говорим о политике. Мы обсуждаем кино!

Победа фильма «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицина» Андрея Кончаловского в Венеции — очередное доказательство того, что никакого предвзятого отношения к нам нет. Поэтому отказов участвовать в медиафоруме у нас, в принципе, и не было. Приезжают и украинские компании. Отпало только одно небольшое мероприятие «Актерский кастинг», которое планировали проводить англичане. Как известно, Великобритания отменила проходящий сейчас перекрестный Год российско-британской культуры. Поэтому английские соорганизаторы «Актерского кастинга» сказали нам, что не могут не поддержать эту политику их культурного ведомства и потому не приедут в Петербург. Мы ответили: «Хорошо, мы понимаем вашу позицию, но не разделяем ее». Поэтому в рамках форума останется программа нового британского кино Britanica, приедут английские актеры и режиссеры.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №38 от 17 сентября 2014

Заголовок в газете: Кино с русским акцентом

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру