Война за навигаторы

ГЛОНАСС открывает Америку

С 1 июня работа наземных станций американской спутниковой системы навигации GPS на территории России будет приостановлена. Новость уже вызвала панику среди туристов и автомобилистов, некоторые продавцы навигаторов даже зафиксировали падение продаж этих приборов. Но эксперты говорят, что ничего кардинально не изменится — простые навигаторы, смартфоны и планшеты, независимо от того, поддерживают они систему GPS или нет, будут работать, как и прежде.

ГЛОНАСС открывает Америку

«Галилео» на подхвате

Напомним, конфликт начался после того, как американские власти, опасаясь, что система ГЛОНАСС может быть использована в военных целях, отказались размещать российские станции в США. Вице-премьер Дмитрий Рогозин в ответ пригрозил, что с осени будут ликвидированы все наземные станции GPS на территории нашей страны. Но качество спутникового сигнала, получаемого российскими пользователями через навигаторы с GPS-приемником, не пострадает, утверждают эксперты.

— Любой хороший любительский навигатор рассчитан на работу с двумя системами — GPS и ГЛОНАСС, — говорит Сергей Меренков, инженер одной из питерских компаний, занимающейся установкой навигационного оборудования. — К военной теме этот запрет не имеет никакого отношения. Военные давно не используют гражданские системы навигации. Я считаю, что идет банальный передел рынка — Россия хочет внедрить свои станции ГЛОНАСС на территории США, американцы пока сопротивляются, но все равно им придется сдаться под натиском производителей навигационного оборудования, которые не захотят терять не только огромный российский рынок, но и часть европейского. Кстати, в 2019 году планируется ввод в эксплуатацию европейской системы «Галилео». То есть у GPS может появиться реальный конкурент, который в сочетании с ГЛОНАСС поможет вообще избежать любого политического или экономического давления со стороны США.

Вспышки на Cолнце сбивают настройки

О том, как устроена система спутниковой навигации, хотя бы приблизительно знает каждый. На расстоянии около 20 тысяч километров от земли (американская GPS чуть повыше, чем российская ГЛОНАСС) вокруг нашей планеты крутятся спутники. По данным российского Центра глобального мониторинга, для GPS доступно в среднем 11 спутников, для ГЛОНАСС — 9. Навигационный приемник в устройстве пользователя принимает сигналы от них и рассчитывает координаты собственного местоположения. Чем больше спутников находится в зоне видимости, тем точнее расчеты.

По словам экспертов, пока точность системы GPS в европейской части России существенно превышает точность ГЛОНАСС (зато российской спутниковой системе навигации нет равных в Арктике и полярных районах). К примеру, по данным Центра глобального мониторинга, точность определения места по ГЛОНАСС в районе Пулково под Петербургом составляет примерно 3 метра с разбросом около 9 метров. GPS в том же месте дает погрешность чуть больше 2 метров с разбросом в пределах 5–6 метров.

Впрочем, грубые ошибки в спутниковой навигации все равно не исключены — в минувшем апреле были замечены несоответствия в определении местоположения наблюдаемых объектов — случались «отскоки» координат, смещения траектории движения, потери сигнала. Эксперты говорили, что причиной сбоев могла быть сильная вспышка на Солнце.

Тем временем

Заблудившихся выручат маяки

Считается, что с появлением технологии GPS прибрежные маяки потеряли смысл и скоро могут совсем исчезнуть. Но это не так. В открытом море даже ошибка на несколько метров может посадить судно на мель — «увидеть» все отмели и узкие места в береговой линии навигатор-GPS с погрешностью данных до 15 метров не может. А дно побережья Финского залива каждый год еще и меняется — где-то что-то осыпается, течения отклоняются от «маршрута». Не случайно гидрографическая служба регулярно делает промеры глубины и составляет карты дна.

Поэтому в узких местах нельзя верить GPS, надо ориентироваться только на знаки или на лоцмана. Несколько лет назад в Выборгских узостях один капитан судна самонадеянно отказался от лоцмана в пользу навигатора — и тут же застрял. Ко всему прочему, навигатор может элементарно сломаться. А с маяком ничего не случится, он всегда будет светить. Кстати, маяки являются еще и радиомаяками и передают радиосигнал с координатами.

 

Фото: orbitica.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру