Под Петербургом снимали головоломку Дины Рубиной

Главные роли в картине исполнили Чулпан Хаматова и Евгений Миронова

Посетители Павловского парка в минувшие выходные были немало удивлены: прямо перед дворцом Евгений Миронов и Чулпан Хаматова танцевали под музыку Альфреда Шнитке. Актриса изображала куклу, оживающую в умелых руках мастера.

Главные роли в картине исполнили Чулпан Хаматова и Евгений Миронова

Роковой танец

Это была одна их последних съемочных смен фильма по роману Дины Рубиной «Синдром Петрушки». Для работы прямо перед дворцом выстроили большую сцену-подиум. Ведь действие по сюжету происходит на кукольном фестивале в Европе. Правда, у Рубиной герои живут в Праге, детство их прошло во Львове. В фильме же задействованы в основном Петербург и его пригороды.

Сюжет картины — настоящая психологическая головоломка. Петя (Евгений Миронов) с детства одержим кукольным театром, но еще больше он одержим девочкой Лизой (Чулпан Хаматова). Петя создает Лизу, как Пигмалион Галатею, постепенно становясь для нее отцом, другом, мужем… В какой-то момент герой сталкивается с проблемой: Лиза — живая женщина, а не кукла, она никогда не будет полностью ему подвластна. За всеми перипетиями отношений этой пары наблюдает их друг, доктор Борис (Мераб Нинидзе).

Для сцены фестиваля задействовали массовку в 100 человек, в кадре мелькали и обычные посетители парка. Танец с куклой в фильме один из самых сложных номеров для актеров.

— Эта сцена — вершина Пети, — объяснил нам Евгений Миронов, — мой герой может месяцами сидеть замусоленный в мастерской и делать кукол, но когда он выходит на сцену, то преображается — начинается магнетизм. Хореограф Раду Поклитару придумал для нас большой танцевальный номер. Чулпан-то быстро выучила, а я туповат оказался. Мне танец дался не так уж легко.

Чулпан не дышала и не моргала

Сцену придумывали почти два месяца и много раз ее репетировали. Кстати, Чулпан, которая изображала в картине то Лизу, то куклу, входила в образ тоже не так легко.

— На общих планах было как-то попроще, пластика дается мне неплохо, — призналась «МК» в Питере» актриса. — Раду поставил нам такой красоты танец, что если его снять несколькими дублями, то вполне можно сложить ощущение, что я — кукла. Но на крупных планах очень сложно — надо полностью абстрагироваться, остекленеть, не дышать, не моргать... А ведь если ветер или яркий свет, то глаза слезятся, и сразу видно, что я — живой человек.

Действительно, съемки в Павловске длились с 11 утра до глубокой ночи. Сначала была изнуряющая жара, а потом пошел сильный ливень. Не моргать и почти не дышать при таких обстоятельствах трудно, но все-таки танец удался. После того, как режиссер Елена Хазанова осталась довольна результатом, в Павловске начали съемки другой сцены, где Боря, Петя и Лиза выезжают на пикник. Пришлось слегка изменить сценарий по ходу действия, так как на улице начало темнеть, пикник получился романтическим и при свечах, а не утренним, как предполагали изначально.

Попали на выпускной

От работы Евгения и Чулпан постоянно отвлекали. В перерывах отдыхающие умоляли об автографах и фото со звездами. В какой-то момент выяснилось, что в парке празднуют выпускной девчонки и мальчишки из местной начальной школы. Родители попросили актеров сказать пару слов — напутствие ребятне. Недолго думая Чулпан и Евгений отправились к школьникам и пообщались с ними.

…В Петербург на съемочную площадку приезжала сама Дина Рубина. Писательница восприняла хорошо и увиденные кадры, и сокращения, которые пришлось сделать в сценарии.

Одну из ключевых сцен (танец кукольника с Петрушкой) снимали в Большом театре кукол. Миронов и его деревянный партнер делают одинаковые движения, это красиво и страшновато одновременно. К слову, куклами Евгений управляет сам. Он научился этому в Театре Образцова. Всех кукол для картины сделал Виктор Антонов — мастер с мировым именем. Кроме одной — Эллис-Лизы. Чулпан, увидев своего «двойника», даже слегка испугалась. Но постепенно привыкла к кукле с кудрявыми рыжими волосами и даже полюбила ее.

От первого лица

Режиссер Елена Хазанова: «Актеры не боялись друг друга»

— Как вы познакомились с Диной Рубиной?

— Я давно читаю и люблю ее. Моя мама в какой-то момент познакомилась с ней в Израиле, а я, прочитав очередную ее книгу — «Белая голубка Кордовы», — полетела туда, встретилась с Диной и сказала ей, что была бы просто счастлива экранизировать какое-нибудь ее произведение. И тогда Дина прислала мне текст еще не вышедшего романа «Синдром Петрушки». Меня он совершенно потряс — его кинематографическая атмосфера, то, где и как это происходит.

— Команда артистов быстро сложилась?

— Это фильм на двоих, выбор актеров здесь — главное, потому что на них все держится. И когда ты начинаешь поиски, то понимаешь, что большого выбора нет. С Женей Мироновым мы близко дружим уже много лет. Когда я дала почитать ему сценарий, он сказал, что выбор очевиден — Чулпан. Я хотела снимать ее еще в «Переводчице», но там актрисе нужен был почти родной французский, а у Чулпан — очень хороший язык, но немецкий. И вот судьба меня снова с ней свела. Чулпан и Женя были первым и единственным моим выбором, и я в нем уверена на 300 процентов. Они безумно талантливы оба, к тому же у них такие теплые человеческие отношения, что это приносит еще что-то дополнительное: отсутствие страха в каких-то ситуациях, полное доверие их друг к другу, их ко мне, мое к ним — все очень сильно работает на картину.

У нас все время шел поиск — и в гримерке, и когда Женя и Чулпан одевались, и на площадке, и после съемок. Мы много разговаривали, спорили, но это не потому, что кто-то хотел отстоять свое мнение, а потому, что все мы хотели идти в одном направлении и сделать этот фильм как можно лучше.

 

Фото Андрея Федечко

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру