«Балет заменил мне все»

Фарух Рузиматов и в 51 год даст фору 20-летним

28.05.2014 в 11:10, просмотров: 2894

Фарух Рузиматов не любит свои дни рождения. Иногда не отмечает их вообще, но чаще проводит эти вечера на сцене, танцуя любимые партии. В этом году он приедет в Петербург, чтобы побродить в одиночестве по любимым улицам, а вечером порадовать публику своим концертом. Фарух — интроверт, которому комфортно только с самим собой. Но интервью «МК» в Питере» у звезды балета все-таки получил.

«Балет заменил мне все»

«У Волочковой красивое тело»

— Ни для кого не секрет, что планка балета, даже в России, в последнее время упала. Как вы думаете, почему?

- Русский балет на сегодняшний день все-таки является лучшим. А что касается планки — она всегда была высокой, и были определенные критерии танцовщиков и балерин, на которые все равнялись. Другой момент, что дотянуться мог не каждый…

— Балет по-прежнему элитарное искусство? Или все-таки потихоньку превращается в шоу-бизнес? Кое-кто из ваших коллег пиарится за счет скандала…

— Тут у каждого свой выбор. Кому-то нравится быть на виду, мне это не нужно.

— А как вы относитесь к персоне Анастасии Волочковой?

— Я знал Настю еще в 16 лет, трудолюбивая, талантливая девушка. Что с ней происходит в последнее время — не понимаю.

— А фотосессии ее в Интернете видели, где Настя в чем мать родила?

— Ну и что здесь такого? Красивое женское тело и есть что показать. Как раз в этих снимках, на мой взгляд, нет ничего зазорного.

— Может, это происходит с ней от страха быть ненужной? Как долог век балетного артиста?

— Он существует до тех пор, пока востребован. Если у тебя есть приглашения, на тебя приходит публика, значит, ты нужен и ты Артист.

— Но если внутреннее желание есть, а тебя никуда не приглашают?

— Такого не бывает. Когда артист в форме — приглашают. А в форме ты должен быть всегда. И даже если работы в какой-то момент нет, должен быть всегда наготове. Если человек готов, работа появится! Уверяю. А разговоры о том, что я не в форме, раскис, потому что у меня нет работы, — всего лишь лукавство.

«Я не делю людей по цвету кожи»

— Вы аполитичный человек? Многие люди искусства сейчас вовлечены в политику, письма президенту подписывают, на демонстрации выходят…

— Наверное, неправильно будет сказать, что я вне политики. Чисто по-человечески больно видеть то, что происходит сейчас на Украине. Тем более что у меня там есть знакомые, друзья, и быть безучастным к их судьбе я не могу. Другое дело, что я бы никогда не пошел ни на какие митинги и собрания, где больше трех человек. Мне это неинтересно. Я по жизни одиночка. И высказывать свое мнение могу самостоятельно.

— Что вы думаете о нагнетании в стране межнациональной розни?

— Это абсолютно политические манипуляции. Как можно разделять людей по цвету кожи, вероисповеданию, мировоззрению. Я был воспитан на русской и европейской культуре. Поэтому отделять кого-то не умею. А замыкаться на своей культуре — глупо, это значит, намеренно сужать кругозор. Европа живет по другим законам. В Германии же есть не только немцы. Там больше двух миллионов турок, к примеру. Во Франции проживают представители всех ее колоний. Америка вообще интернациональная страна. Поэтому лозунга «Россия для русских!» я не понимаю. Кто такие русские? Все давно уже смешалось. Лично я делю людей только на порядочных и непорядочных, культурных и некультурных. А черный ты, желтый или белый — какая разница.

— С культурой у нас сейчас тоже не ахти. Люди не знают элементарных вещей. Думаете, с этим можно бороться?

— Тут вопрос к семье. Если ребенка с детства не водить в театры, в музеи, на выставки, он вырастет невеждой. Ведь в более осознанном возрасте неподготовленному слушателю прийти в филармонию сложно.

— А прийти в Мариинский театр на балет не каждая семья может себе позволить…

— В конце концов есть другие театры! Абонемент в Эрмитаж недорого стоит. Мне кажется, это не вопрос денег. Есть много богатых и необразованных людей. А есть люди скромного достатка, но многое знающие. Это вопрос внутреннего интереса, который нужно постоянно подогревать. Ничего просто так никому не падает, и культура в детях сама не прорастает.

— Кто ваш интерес к искусству в детстве подогревал?

— Я проводил много времени в библиотеке, где было уютно, хорошо, мало народа и замечательные книжки. А в танец я влюбился еще в начальных классах, у меня были замечательные педагоги. И все же любовь к балету пришла далеко не сразу. Она тоже прорастала во мне постепенно.

«Балет — это не только танец»

— Чем вы пожертвовали ради успеха?

— Ничем. Я счастлив. А жертвы… Это слишком субъективно для каждого. Если человеку работа заменяет все, то о каких жертвах речь? Я ведь счастлив не потому, что танцую какие-то произведения на сцене, балет — не только танец, это много еще вокруг. Поэтому это никакая не жертва, а радость.

— Сколько часов ежедневно вы занимаетесь? Как держите форму?

— В последние два года я больше занимаюсь фитнесом, а перед концертами, которых теперь уже меньше, усиливаю нагрузку. Никакой диеты у меня нет. Я себя ни в чем не ограничиваю.

— Сейчас у вас стало больше свободного времени, на что его тратите?

— По-прежнему люблю читать. Для меня самое комфортное состояние — сидеть с книжкой. Одно время я читал все подряд: и современных авторов, и классику. А сейчас перешел с прозы на поэзию. Видимо, мне проще получать эмоции и информацию в более сжатой форме. Прочесть книгу в 500 страниц требует больших усилий.

— Какую философию, кроме балета, вы исповедуете?

— Я увлекался многими философскими течениями, но в конце концов пришел к более упрощенному мировосприятию. Только не путайте упрощенное с простотой! Этап копаний в себе у меня прошел.

— Он был?

— Был. Бесконечный. Копаний, сомнений. Это нормально. Но, слава богу, до сих пор есть интерес к жизни, и пока не предвидится периода угасания — когда люди начинают жить воспоминаниями и не воспринимают то, что есть на данный момент.

«Я только учусь»

— Есть желание кого-то чему-то научить? Преподавать?

— Нет, я пока предпочитаю учиться.

— Что сейчас происходит в вашей творческой жизни?

— Медленно готовлюсь к очередному концерту — вечеру балета в Петербурге 10 июня. Так как в Питере я давно не танцевал, исполню свои любимые партии, в том числе и «Павана мавра» из балета «Отелло». Потом будет следующий концерт… В последние годы с проектом «Болеро» я много ездил по Франции. Сейчас в графике стали возникать города России, где я никогда не был. Мы же выступали в основном за границей. И вот появилась возможность посмотреть Родину. Может, эти города не такие престижные и не на слуху. Но я рад, что поеду туда. Считаю, что нет плохой публики, есть плохие артисты. Публика благодарная везде, а если ты плохо танцуешь, тебя будут плохо принимать. Не важно, в Токио, Париже или Саратове.

 

Фото: museum.ru