Русские мальчики покорили Канны

Фильмы петербургских режиссеров не затерялись на престижном мировом фестивале, вопреки «стараниям» Министерства культуры

Двух петербургских режиссеров пригласили на 66-й Каннский кинофестиваль — один из самых авторитетных мировых смотров. Картину Ильи Казанкова о питерских курсантах «Мальчики» отобрали во внеконкурсную программу Short film corner, а сюрреалистичную ленту Дарьи Беловой о Великой Отечественной войне «Иди и играй» назвали «Открытием» года в программе «Неделя критики». О своих впечатлениях авторы этих фильмов рассказали «МК» в Питере» сразу по возвращении с Лазурного Берега.

Фильмы петербургских режиссеров не затерялись на престижном мировом фестивале, вопреки «стараниям» Министерства культуры

Игра в войну и в офицеров

Участие в Каннском кинофестивале — событие для любого мастера. А уж тем более для молодых питерских режиссеров. Обе картины, понравившиеся строгим каннским отборщикам, посвящены околовоенной теме.

Лента Дарьи Беловой «Иди и играй» рассказывает о русском мальчике, живущем в Берлине. Он выходит играть на улицу, представляя себя солдатом, но постепенно игра в войну переплетается с реальностью. Фильм Ильи Казанкова повествует об одном дне из жизни моряков-курсантов, которые во что бы то ни стало хотят уйти в увольнение на день рождения к девушке, но встречают на своем пути немало трудностей.

Оба режиссера — из Петербурга, но учились в других городах. Дарья — студентка Академии кино и телевидения в Берлине, а Илья окончил столичный ВГИК.

— Тема военно-морского флота близка нашей семье, — рассказывает «МК» в Питере» продюсер фильма и сестра режиссера — Анастасия Казанкова, которая представляла фильм в Каннах. — Наш дедушка был военно-морским офицером, а сам Илья после окончания школы поступил в Высшее военно-морское училище имени Дзержинского, учился в здании Адмиралтейства. Илья знает эту жизнь изнутри, сам мечтал стать офицером и ходить в автономки, но был вынужден уйти со второго курса по состоянию здоровья. Теперь к любимой теме обращается посредством кинематографа.

Съемки фильма проходили в Петербурге. По словам Ильи, руководство артиллерийского училища рядом со станцией метро «Технологический институт» сразу пошло навстречу, а вот с «Дзержинкой» было «довольно сложно договориться». «Но в итоге они все-таки дали нам один день на съемки. Причем снимали в той самой роте, где я учился», — говорит Илья.

По признанию Дарьи Беловой, она сняла свой фильм, почувствовав особую берлинскую атмосферу, в которой прошлое словно запечатлено в пространстве.

— Когда пять лет назад я приехала из Петербурга учиться в Берлин, то почувствовала, что этот город словно хранит память места, присутствие призраков войны чувствуют почти все, кто здесь живет, — рассказывает Дарья «МК» в Питере». — Именно поэтому мне захотелось снять ленту, посвященную памяти о Великой Отечественной войне.

Единственной трудностью было отыскать подходящего русского мальчика. Обойдя почти все русские школы, режиссер нашла своего маленького героя случайно, в кинотеатре.

Хамство от Минкульта

Приглашение в Канны стало для петербуржцев полной неожиданностью. Побывав в эпицентре фестивальной жизни, молодые люди считают, что слава Канн вполне заслуженна.

— Фестиваль гремит не просто так! К сожалению, на него я отправилась одна. (Илья не мог оставить съемочный процесс.) Когда впервые увидела невероятный масштаб фестиваля, у меня просто захватило дух – там одновременно происходят десятки важных событий, — рассказывает Анастасия Казанкова. — Кроме участия в программе, можно посещать кинорынок, бродить по интернациональным павильонам и, конечно же, смотреть кино и общаться с именитыми кинозвездами... Стивен Спилберг показался очень приятным в общении человеком, в нем совсем нет звездности, зато есть бешеная энергетика!

Однако, помимо воодушевления интересными кинопоказами, общением с иностранными коллегами, блеском пышных вечеринок, Канны разочаровали петербуржцев... хамством соотечественников. В частности, сотрудников Российского павильона — официального представительства нашей страны на Каннском кинофестивале. Главная задача которого — поддерживать и продвигать наши фильмы на киносмотре. Обнаружить непрофессионализм и грубость работников официальной делегации было неожиданно, ведь ее формировали Министерство культуры и Роскино.

— В Российском павильоне царила странная атмосфера, я бы сказала, провинциальная, отмеченная хамством и презрительным отношением к режиссерам. Но мало того, что сотрудники мне открыто грубили, так еще и не выполняли свою работу. Никто из русских журналистов не знал о нашем фильме, пока я случайно не познакомилась с телекорреспондентом одного из центральных каналов, а он уже передал своим коллегам. А ведь это работа Российского павильона — сообщать о присутствии русского фильма в программе, — говорит Дарья Белова. — Я, режиссер, была вынуждена бегать и проводить стихийную рекламу нашей картины, пытаться достучаться до русской публики! В конце концов я сама написала пресс-релиз и принесла его в Российский павильон. За пять дней до первого показа нашей ленты. Затем каждый день я приходила и спрашивала: «Вы отправили пресс-релиз журналистам? Пожалуйста, отправьте». Просила дать контакты известных кинокритиков — они не знали их по фамилиям. В итоге павильон отправил пресс-релиз о показе нашего фильма... после того, как все основные показы уже закончились! До тех пор, пока мы не получили приз, ни один русский журналист так о нас и не узнал...

По словам Дарьи, после того, как она поделилась своими впечатлениями о работе соотечественников в социальной сети, ей стали приходить десятки писем от режиссеров и кинокритиков, которые, как выяснилось, сталкивались с чудовищной некомпетентностью «наших» и в предыдущие годы.

— Оказалось, что все всегда говорили об этой проблеме, но шепотом. Я, возможно, первая сказала громко, — признается Дарья. — Такие вещи надо обсуждать. Организаторам Российского павильона надо задуматься и поменять состав. Я уверена, в России много достойных профессионалов, которые справились бы с этой работой намного лучше нынешних сотрудников. Лично я никогда не буду работать с этими людьми, даже если буду делать кино в России.

Российская делегация не устроила рекламу и другой петербургской картине «Мальчики».

— Что ж, я с этим вполне справилась сама, так что в целом я довольна, — не жалуется Анастасия Казанкова.

По стопам Бертолуччи

Впрочем, отсутствие должной поддержки со стороны официальных представителей России не помешало петербуржцам покорить искушенных кинокритиков и жюри Канн.

— У нас было три показа во внеконкурсной программе Short film corner. Залы были битком забиты зрителями, они сидели даже на полу, — рассказывает Анастасия Казанкова. — Картину однозначно приняли! По окончании фильма люди подходили поблагодарить. Приятно, что «Мальчики» понравились и нашим, и иностранцам! Боюсь сглазить, но фильмом заинтересовались два европейских канала (речь идет о французском и британском телевидении), надеюсь, что сделки состоятся...

А фильм Дарьи Беловой «Иди и играй», который участвовал в конкурсе, обошел десятки претендентов и удостоился престижного приза «Открытие». Когда-то в этом конкурсе побеждали Бернардо Бертолуччи, Вонг Кар-вай, Франсуа Озон.

— Я услышала очень много положительных, продуманных отзывов от критиков, — говорит Дарья. — Это дает мне стимул, силы для работы над следующим, уже полнометражным фильмом.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру