Пробурить скважину в прошлое

Европа и Америка изо всех сил мешали российским ученым проникнуть в доисторическое озеро Восток

Российским ученым удалось добраться до подледного озера Восток — самого загадочного водоема на планете. Около 15 миллионов лет оно было изолировано от внешнего мира. Человек еще никогда не прикасался к воде этого озера, скрытого в Антарктиде под тремя с половиной километрами льда. Его ученые бурили около 30 лет. Сейчас одни специалисты надеются обнаружить в озере уникальные организмы, а другие боятся, что в пробах воды окажутся древние смертоносные бактерии, к которым у человека нет иммунитета.

Европа и Америка изо всех сил мешали российским ученым проникнуть в доисторическое озеро Восток

Озеро старше динозавров

Еще полвека назад никто и не подозревал, что в Антарктиде есть огромное озеро, по величине равное Ладожскому. Гипотезу о его существовании выдвинул географ Андрей Капица, сын нобелевского лауреата. В конце 50-х годов в районе антарктической станции «Восток» он проводил исследования льда. После обработки результатов возникло подозрение, что прямо под станцией есть целое море пресной воды. Капица предложил назвать «находку» Востоком. Гипотеза подтвердилась только в 1996 году. Но и сейчас, спустя почти 30 лет, о древнем озере известно немного. По форме Восток чем-то напоминает Байкал, только меньше по размеру. Температура воды примерно минус 2–3 градуса. Для сравнения, зимой в Финском заливе средняя температура — 0 градусов. Но ученые до сих пор точно не знают, как появилось подледное озеро.

— Есть гипотеза, что оно существовало еще до эпохи оледенения, — рассказывает начальник Российской антарктической экспедиции Виктор Лукин. — Это было примерно 30–40 миллионов лет назад. Тогда Антарктида занимала место в умеренных широтах. Сложно сказать, какая в те времена была температура воздуха. Тогда еще не существовало даже динозавров. По другой гипотезе на месте Востока до оледенения была суша. Озеро появилось уже после того, как континент покрылся льдом.

Раскрыть тайны Востока можно будет только после анализа проб воды из озера. Тогда, скорее всего, будет понятно, кто жил в древнем водоеме много миллионов лет назад, есть ли там жизнь сейчас, и даже как выглядела Земля до эпохи оледенения.

Остановили за 130 метров до финиша

Первыми добраться до воды загадочного озера мечтали многие страны. Но в дело вмешался случай. Так получилось, что бурить лед на станции «Восток» начали еще в 70-х годах. Тогда советские ученые хотели взять пробы льда на разных глубинах и определить, как в Антарктиде менялся климат на протяжении многих тысячелетий.

— Когда существование уникального озера перестало быть тайной, одна из скважин уже достигла глубины в три километра, — рассказывает Валерий Лукин. — И всем стало ясно, что именно Россия первой доберется до воды Востока. Конечно, никто этому не был рад. Тогда многие считали, что российская наука давно загнулась: все, кто мог, уехали на Запад, а кто не мог, тот Европе просто не нужен.

В дело тут же вмешались европейские экологические организации. Они заявили, что Россию нельзя допускать до Востока. Иначе вода доисторического озера загрязнится во время сложных работ. В качестве аргумента они напоминали, что российские специалисты во время бурения добавляют в скважину около 60 тонн смеси керосина и фреона. Похоже на сюжет для фильма ужасов. Но на самом деле европейцы и сами используют точно такую же технологию.

— Если не добавить в скважину жидкость, то пробурить лед получится только до глубины 500 метров, — объясняет Валерий Лукин. — Потом начнет работать эффект горного давления, и скважина станет уменьшаться в диаметре. Вытащить бор уже не удастся.

Российские ученые отчаянно доказывали, что смесь из керосина и фреона не сможет распространиться подо льдом, а значит, не причинит никакого вреда окружающей среде. Но европейцы были непреклонны. И в 1997 году бурение пришлось остановить. До воды загадочного озера оставалось всего около 130 метров…

Неудача американцев

Несколько лет ученые из петербургского горного института и Арктического НИИ дорабатывали технологию. Но тут европейцы преподнесли новый сюрприз.

— Они предложили нам сначала испытать эту технологию на каком-нибудь малом подледном озере, — вспоминает Валерий Лукин. — Это значит, мы должны были найти озеро, изучить его, затем построить рядом станцию, завезти все оборудование и с нуля начать бурение. Эта работа растянулась бы на много лет и потребовала бы огромных денег. Европейцы завели рака за камень и хихикали в кустах, думали, что же теперь эти русские будут делать. И тут нам снова повезло.

Помощь пришла из Дании. Тогда датчане как раз бурили лед на севере Гренландии. Причем использовали точно такую же технологию, что и мы. Их испытания прошли успешно. Это поставило точку в спорах между Россией и европейскими странами.

Но пока петербургские ученые воев али с международными организациями, в борьбу за озеро включились США. Чтобы опередить Россию, американцы предложили более быструю технологию бурения льда. Свою скважину к озеру Восток они хотели залить простым кипятком.

— Для такого бурения нужно было бы построить на поверхности очень мощную электростанцию, — рассказывает Валерий Лукин. — Американцы могли себе позволить такую роскошь. Но потом выяснилось, что горячую воду при бурении можно использовать только тогда, когда температура льда на поверхности не ниже минус 35 градусов. А в районе станции «Восток» — минус 55 градусов… Поэтому вскоре американцы потеряли интерес к проекту. Первыми они быть не могли, а вторыми не хотели. В конце 2006 года, после десятилетнего спора с Европой, мы вновь начали бурить скважину к Востоку. И вот только-только закончили эту работу.

Кислород-убийца

Первые пробы воды из озера возьмут в конце этого или начале следующего года, когда в Антарктиде наступит лето. Их привезут в Петербургский институт ядерной физики. А вот делиться образцами с коллегами из Европы и США наши ученые пока не планируют.

— Позвольте, а где были наши иностранные коллеги, когда мы создавали эту технологию, проводили эксперименты, когда десять лет отбивались ото всех нападок, тратили деньги своей национальной антарктической программы? — недоумевает Валерий Лукин. — Почему они тогда не предложили нам свои услуги, а зачастую просто мешали? Если нашим специалистам потребуется помощь иностранных коллег, мы найдем к кому обратиться.

Так что окончательный ответ на вопрос, есть ли жизнь в озере, дадут именно петербургские ученые. Но, скорее всего, микроорганизмов в водоеме либо очень мало, либо нет вообще.

— Живые организмы должны чем-то питаться, — объясняет Валерий Лукин. — А в озере нет никакого контакта с атмосферой, нет солнечной энергии. К тому же там очень большое содержание кислорода, где-то 700–1300 миллиграммов на один литр. В этом случае он не способствует жизни, а сжигает все живое. Есть шанс обнаружить бактерии ближе ко дну, у осадочных пород. Но даже если мы узнаем, что озеро мертвое, это все равно будет выдающимся результатом. Потому что мы найдем на земле такую природную среду, где жизнь невозможна. Вдумайтесь, это же феноменально!

Впрочем, в верхних замерзших слоях озера ученые уже исследовали образцы льда. Оказалось, что он практически стерильный. Удалось обнаружить лишь три молекулы ДНК бактерий-термофилов. Они живут в очень горячих водах, при температуре даже свыше 60 градусов. Кстати, подобные бактерии уже находили в гейзерах Йеллоустонского национального парка в США. А это значит, что на дне озера Восток раньше били горячие минерализованные источники. Возможно, они есть и сейчас…

Вирусы с Востока

Практически стерильный лед озера успокоил далеко не всех. Сейчас специалистов Арктического НИИ пугают тем, что они выпустят на волю опасные вирусы, к которым у человека нет иммунитета. И конец света в 2012 году из мифа превратится в реальность.

— Каждую зиму у нас появляются новые штаммы гриппа, — говорит Валерий Лукин. — Чтобы разработать вакцину, специалисты вынуждены вплотную работать с этими опасными вирусами. У них есть определенная защита. Почему вы считаете, что мы такие идиоты и не используем проверенные технологии? Все будет тщательно обеззараживаться.

Исследование древнего озера может помочь даже в освоении космоса и поиске жизни на других планетах. Не исключено, что технология бурения льда вскоре пригодится на Марсе. Ведь там, вероятно, встречается ледяной покров, где, вполне возможно, кто-то живет. Лед есть и на спутнике Юпитера Европе.

— Конечно, изучение озера Восток не сделает нашу жизнь проще: квартплата не станет меньше, а пшено не подешевеет, — улыбается Валерий Лукин. — Это познание, а оно не всегда приводит к практическим результатам. Зато мы, возможно, узнаем больше о собственной планете. Кому-то ведь это интересно… А я и вовсе ощущаю эйфорию.
 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру