Фаворитка Геббельса красовалась на советских экранах

В послевоенном Ленинграде показывали любимые фильмы руководителей нацистской Германии

Впервые он пришел в кинотеатр около 75 лет назад. И это была любовь с первого взгляда. Фильмы помогли петербуржцу Вадиму Брусянину пережить блокаду, непростые годы перестройки, развал 90-х. Сейчас он — старейший киновед России, вот уже 20 лет ведет на радио «Петербург» передачу «Кинокадр».

В послевоенном Ленинграде показывали любимые фильмы руководителей нацистской Германии

Киношные трофеи

— Еще до войны на Невском проспекте, 55, был кинотеатр «Экран», — рассказывает Вадим Брусянин. — И где-то в конце 30-х годов мы с мамой пошли туда смотреть научно-популярный фильм «Роза и Рафаэль» — об экспериментах академика Павлова в Колтушах над двумя подопытными шимпанзе. Скорее всего, это был один из первых фильмов, которые я посмотрел в своей жизни... С тех пор я пропадал в кинотеатрах днями и ночами. Еще бы, ведь моя мама с 1938 года и до самой пенсии работала старшим кассиром в кинотеатре «Совет», который находился на углу 6-й Советской улицы и Суворовского проспекта.

Пока она подсчитывала выручку, я сидел в зале и до последнего сеанса смотрел фильмы. Ходил в кино и в пору блокады. Во время войны в Ленинграде работало 20 кинотеатров, и, кстати, тогда выходило не так уж и мало наших игровых фильмов. Например, в 1941 году — 64 картины. Правда, это с учетом тех кинолент, которые были сделаны еще до войны. Например, последний съемочный день картины «Маскарад» по драме Лермонтова выпал на 22 июня 1941 года. А уже осенью фильм вышел на экраны, и я его посмотрел в «Художественном». В 1942 году выпустили порядка 30 картин, в 43-м — примерно 20, в 44-м и 45-м — около 10… Казалось бы, блокада — тяжелое время, но люди все равно ходили в кино, залы были полные.

— Сразу после войны стали снимать больше фильмов?

— Вовсе нет. Конец 40-х — начало 50-х годов — эпоха «малокартинья». Отечественных фильмов было крайне мало: например, в 1951 году на экраны вышло только девять! Проблема в том, что часть своей прибыли кинотеатры тогда отчисляли в бюджет страны на всевозможные социальные нужды. Конечно, выручка с 9 картин была невелика, и потому в конце 40-х годов было принято решение показывать в наших кинотеатрах так называемые трофейные фильмы, захваченные нами в результате Второй мировой войны. И они в Ленинграде пользовались колоссальным успехом.

Показали, например, три немецких фильма — «Дорога на эшафот», «Восстание в пустыне» и «Кто виноват», в которых снималась знаменитая актриса Цара Леандр. Эту красивую женщину и, бесспорно, талантливую актрису высоко ценили руководители Третьего рейха. По некоторым свидетельствам, она была фавориткой Геббельса. Правда, мы тогда этого не знали: ведь в титрах трофейных фильмов не указывали ни режиссера, ни актеров, ни страну, в которой их сняли. Писали только название фильма (причем иногда меняли и его), автора русского перевода, режиссера дубляжа и актеров, которые дублировали роли.

— А бывало так, что из этих трофейных фильмов вырезали какие-то сцены, которые советский человек не должен был видеть?

— Конечно! Например, в 1945 году на наши экраны вышла «Девушка моей мечты» — немецкая картина, которую сняли как раз в военные годы. Наша цензура этот фильм буквально обкорнала. «Девушка моей мечты» начиналась с шикарно поставленного танца апашей. Его вырезали, хотя ничего непристойного в нем не было. Та же судьба постигла и еще один вполне невинный эпизод, в котором главная героиня мылась в бочке. Несмотря на все эти купюры, успех у фильма в Ленинграде был сногсшибательный.

Фестивальные фильмы «в переноску»

— В первый год войны вышло 64 картины. Сколько отечественных фильмов снимается сейчас?

— Примерно столько же. Около 60 картин в год. И это не так уж и мало. Проблема в том, что мы эти фильмы практически не видим. Одна из причин — сравнительно небольшое количество кинотеатров в стране. В советские времена было 25 тысяч залов по всему СССР. При этом один-два кинотеатра обязательно работали даже в небольших городах вроде Волхова, Луги. Были еще кинопередвижки, благодаря которым фильмы показывали в деревенских клубах, воинских частях. А в Ленинграде насчитывалось 60 кинотеатров. Только на Невском проспекте после войны их было девять! А сейчас осталось лишь три: «Аврора», «Нева» и «Художественный». Кроме того, в каждом районе города были свои огромные кинотеатры примерно на тысячу мест. Например, в Выборгском районе были «Современник», «Прометей» и «Выборгский», в Ждановском (сейчас это Приморский. — Ред.) — «Юность», а в Кировском — «Весна», «Нарвский» и «Комсомольский».

Однако есть и еще одна причина, почему мы практически не видим наших фильмов. В большинстве своем в современных кинотеатрах показывают картины зарубежного производства. В итоге наши фильмы смотрит только 15–17 процентов зрителей. А все остальные ходят на американские блокбастеры.

— Почему же так мало людей готовы смотреть наши фильмы?

— В основном в кино приходят люди от 15 до 28 лет. Видимо, их больше привлекают блокбастеры, ужастики, фильмы с красивыми спецэффектами. Наши картины в этом отношении отстают от Запада. У нас даже сметы на картины меньше. А ведь от этого тоже зависит качество фильмов. Однако, возможно, в ближайшее время наших картин в кинотеатрах будет больше. В Госдуме уже подготовлен законопроект, согласно которому доля иностранных фильмов в российском прокате не должна превышать 50 процентов.

— А во времена СССР какой процент иностранных фильмов разрешалось показывать в кинотеатрах?

— Не более 10 процентов. Но иной раз директора кинотеатров хитрили, и доля иностранных картин достигала 30 процентов. Потому что не на всякое советское кино люди шли охотно — качество многих из них оставляло желать лучшего. У нас были времена, когда в год выпускали 150 полнометражных фильмов. Но только 10–15 из них были стоящими. В принципе, это нормально, шедевры косяками не выпускают.

Но была и еще одна причина особой любви ленинградцев к иностранному кино. Из-за «железного занавеса» мы оказались отделены от всего остального мира и потому испытывали повышенный интерес ко всему зарубежному. С 1959 года в Москве каждое лето проходил международный кинофестиваль. Иностранные фильмы, которые получали там награды, потом обязательно выпускали у нас в прокат. Ленинград жил этими просмотрами! Многие люди даже в отпуск не уезжали ради них. Все тогда понимали, что это единственный шанс увидеть отличное зарубежное кино. Абонемент на просмотр таких фильмов стоил 25 рублей, при том что средняя зарплата тогда составляла 100 рублей.

— Эти фильмы демонстрировали во всех ленинградских кинотеатрах?

— По правилам, только в семи. Но нелегально их показывали еще в 20 кинотеатрах. При этом одну и ту же картину могли практически одновременно «крутить» в двух кинозалах. Это было непросто, ведь фильм-участник Московского кинофестиваля привозили в Ленинград только в одной копии. Но директора кинотеатров выходили из положения: они показывали кино «в переноску». Сеанс начинался, предположим, в «Колизее». Там демонстрировали две первых части фильма, а это примерно 20 минут, потом за ними приходил киномеханик из «Художественного» и относил уже в свой кинотеатр. Затем так же поступали со следующими частями фильма. Иногда механик не успевал принести картину вовремя, и тогда весь зал сидел и ждал. Иной раз люди от нетерпения начинали топать ногами, возмущаться.

3D в помощь

— Сейчас у нас выходят высококачественные картины?

— Конечно, и их немало. Мне, например, понравились «Географ глобус пропил», «Легенда № 17», «Жила-была одна баба», «Метро», «Край», сериалы «Оттепель», «Жизнь и судьба». Я ходил и на «Сталинград», хотя читал много негативных отзывов об этом фильме. Очень боялся, что из-за 3D в картине останутся одни спецэффекты, которые затмят собой все остальное. И совершенно неожиданно этот фильм меня буквально пронзил! И, может быть, как раз благодаря 3D. Я смотрел картину и чувствовал себя в эпицентре этой жуткой сталинградской бойни. Ведь это главная задача нашего кинематографа — привлечь людей в залы. Пусть и с помощью 3D...

 

Фото: Дмитрий Фуфаев

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру