Для автодилеров наступили плохие времена

Продажи дешевых машин в Петербурге снижаются, а дорогих — растут

За последний год у автодилеров резко сократились продажи отечественных машин и недорогих иномарок, которые прежде обеспечивали основной доход. Аналитики уверены: чтобы не привести бизнес к банкротству, автосалонам нужно срочно искать новые способы привлечения клиентов.

Продажи дешевых машин в Петербурге снижаются, а дорогих — растут

Здесь убыло, там прибыло

Снижение покупательского спроса больше всего отразилось на марках Chevrolet, Lada и KIA. В 2013-м уровень продаж этих автомобилей снизился на 11 процентов по сравнению с 2012-м. Предполагалось, что рынок стабилизируется в конце года благодаря традиционным предпраздничным распродажам, которые всегда стимулируют к покупке. Однако даже в этот период количество реализованных машин ежемесячно сокращалось на 4–5 процентов.

К примеру, в двух автоцентрах холдинга «Атлант-М» в 2013 году было продано чуть более 6 тысяч автомобилей, тогда как в 2012 году — более 7 тысяч. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, заводы не спешат сбавлять обороты. Так, петербургские предприятия Nissan и Hyundai в 2013 году выпустили более 350 тысяч машин, большинство из которых сейчас стоят на складе.

Всего же в Петербурге в прошлом году автодилеры реализовали 204 тысячи машин, то есть почти на 8 тысяч меньше, чем в позапрошлом. По мнению экспертов, такая ситуация связана с общим снижением благосостояния петербуржцев, вызванного кризисом в экономике. Жители Северной столицы теперь вынуждены откладывать покупку нового железного коня на долгий срок. Несмотря на это, доля Петербурга на рынке России по итогам 2013 года достигла 7,4 процента (в 2012 году было 7 процентов).

На фоне резкого сокращения сделок по бюджетным автомобилям активизировался спрос на машины сегмента люкс: Jaguar, Chrysler и другие. Эксперты объясняют это снижением цен на такие авто, активной маркетинговой политикой элитных брендов и ростом корпоративных продаж компаниям и государственным структурам. Если в 2012 году автомобилей Jaguar в Северной столице продали чуть более 130 штук, то в 2013-м — уже более 230.

Слабый должен уйти

По мнению директора дилерского центра «Атлант-М Лахта» Евгения Пекарского, в 2014 году совокупные продажи питерских дилеров в лучшем случае останутся на нулевой отметке к уровню 2013-го, а в худшем — снизятся на 3–10 процентов.

Эксперты считают, что в нынешних условиях остаться на плаву смогут лишь те автодилеры, у которых создана широкая сеть салонов в разных городах России. Вступает в силу естественный отбор — слабые должны уйти. Положительно повлиять на покупательский спрос в сегменте бюджетных авто способна только растущая экономика страны, чего в наступившем году не предвидится. Что касается дилеров, торгующих дорогими автомобилями, то им беспокоиться пока не о чем — уровень продаж продолжит расти.

Директор агентства «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин в свою очередь уверен, что дилерские центры могут спасти новые бюджетные модели машин и банковские программы льготного кредитования клиентов. Они действовали во втором полугодии во многих салонах и хорошо простимулировали покупательскую активность. Эксперт заявил, что в 2014 году серьезных колебаний на автомобильном рынке Петербурга ожидать не следует. По его прогнозу, в городе, как и в прошлом году, будет продано чуть более 200 тысяч машин.

Узнав о кризисе на авторынке, многие петербуржцы стали тешить себя надеждами на то, что совсем скоро дилеры начнут распродавать машины по бросовым ценам. Эксперты вернули мечтателей с небес на землю, заявив, что никакого аттракциона щедрости не будет. Многие автосалоны этой зимой, к примеру, даже перестали делать покупателям подарки — дарить комплекты зимней резины или сигнализации.

Хиты продаж

Несмотря на общее снижение числа сделок по автомобилям бюджетного класса, именно они в прошлом году расходились лучше остальных. Некоторым маркам, как, например, Renault, даже удалось значительно увеличить продажи. Это произошло благодаря появлению модели Duster — нового кроссовера, который стал популярен благодаря своей цене, начинающейся от 500 тысяч рублей. Запись на эту модель в дилерских центрах ведется на год вперед. В целом же десятка лидеров продаж в Петербурге выглядит следующим образом.

Рейтинг комфортности

Самые удобные автосалоны Петербурга по версии «МК» в Питере»

Сегодня в Петербурге работает более 200 автомобильных дилеров, которым принадлежит более 400 автосалонов и шоу-румов. «МК» в Питере» составил собственный рейтинг автодилеров, взяв за основу не финансовые показатели, а удобство клиентов.

Мы обзванивали крупнейшие дилерские центры и, представляясь покупателями, расспрашивали менеджеров, выясняя, сколько придется ждать машину, если выбранной модели нет на складе; с каким количеством банков и страховых фирм сотрудничает компания; много ли пунктов техобслуживания авто в городе; уточняли, есть ли у автодилера услуги тест-драйва и трейд-ин, проверяли вежливость менеджеров и наличие возможности получить обратный звонок; изучали сайты на предмет простоты и информационной наполненности.

По большинству параметров крупные автодилеры оказались равны. Так, каждый из них дает покупателю возможность приехать на тест-драйв и получить обратный звонок. У всех солидных продавцов автомобилей можно обслуживать купленную машину; автосалоны, вошедшие в десятку лучших, предлагают опцию трейд-ин, и, естественно, менеджеры отделов продаж вышколены и очень вежливы. Сайты компаний тоже оказались более-менее одинаковы. На каждом можно найти информацию о реализуемых машинах и их комплектациях, цену и контактный телефон.

В итоге у нас остались 5 объективных параметров, по которым мы и выбрали 10 лучших, на наш взгляд, автодилеров.

За каждый параметр мы давали определенное количество баллов. Так, если авто нужно было ждать меньше месяца, дилер получал 3 балла; от месяца до 2 — 2 балла; более 2 месяцев — 1 балл. 15–20 банков-партнеров или страховых компаний-партнеров приносили дилеру 3 балла; 10–15 — 2 балла, до 10 — 1 балл. Количество пунктов продаж и точек, где можно пройти техобслуживание, считались так: больше 10 — 3 балла; от 5 до 10 — 2 балла; меньше 5 — 1 балл.

Мнения экспертов

Александр Холодов, член координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора»:

О рынке

— Резкого роста продаж автомобилей в 2014 году не предвидится. В первую очередь это связано с тем, что до кризиса 2008 года дилеры продали внушительное количество машин и владельцы пока еще не готовы менять их на новые. Попросту не пришло время.

О выборе автодилера

— При выборе дилера в первую очередь стоит обращать внимание на его репутацию. Проще всего навести справки в Интернете, почитав отзывы клиентов. Самый важный параметр, на мой взгляд, — срок поставки автомобиля. Нередки случаи, когда дилер обещает передать машину в течение недели, клиент платит деньги, а срок ожидания ввиду различных причин растягивается на месяцы.

Александр Цыпин, автор и ведущий старейшей в FM-диапазоне автомобильной программы Terra mobile:

О рынке

— До насыщения российского рынка автомобилями еще далеко, поэтому спрос на авто будет зависеть от экономического благосостояния людей. Когда приобретение автомашины станет полегче с материальной точки зрения, тогда и спрос начнет расти. Пока же единственный сегмент, в котором рост спроса непрерывен, — это рынок ультрадорогих машин. Вот у них в 2014 году все будет хорошо.

Как выбрать автодилера

— Если речь идет о покупке новой машины и за наличные, то выбрать автодилера сложно — они все почти одинаковые. Из параметров: стоит посмотреть отзывы о компании в Интернете и обратить внимание на близость точек сервисного обслуживания к вашему дому. Если же приобретать машину в кредит, то, конечно, количество банков, с которыми работает дилер, нужно уточнять. К примеру, узнав, что, банк-партнер у компании всего один, я бы насторожился.

 

Фото: bmwcoop.com

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру