Новое требование Минздрава поставило в тупик аптеки и поликлиники

Петербургским инвалидам придется побегать, чтобы получить положенные им по закону лекарства

С 1 января инвалиды и хронически больные горожане рискуют остаться без лекарств. И все — из-за новых рецептурных бланков, которые ввел Минздрав. Несколько месяцев питерские поликлиники и аптеки практиковались с новым документом — и он уже внес настоящую смуту. Об этом «МК» в Питере» рассказала бывшая сотрудница отдела обслуживания льготных категорий граждан одной из государственных аптек Петербурга.

Петербургским инвалидам придется побегать, чтобы получить положенные им по закону лекарства

Номер, которого нет

Важно отметить, что все клиенты отделов обслуживания льготников в аптеках — это инвалиды, хронически больные граждане, старики, которым по закону положены бесплатные лекарства. Правильно оформленный рецепт в данном случае — главное условие, по которому можно безвозмездно получить жизненно необходимый препарат. И, казалось бы, государство должно входить в положение таких больных и сделать процедуру получения лекарства как можно комфортнее.

Но каждый год Минздрав что-то меняет и поправляет. За более чем 7 лет существования сегодняшней системы льготной выдачи лекарств чиновники так и не придумали простого, удобного и комфортного способа выдачи больным положенных им препаратов. Вот и на этот раз они преподнесли льготникам неприятный сюрприз. С 2014 года по больницам и аптекам опять пойдут новые бумажки — новые бланки рецептов. По словам фармацевта, которая до недавнего времени несколько лет работала в этой системе, примерно с июля этого года новые бланки рецептов начали «курсировать» по Петербургу. Но ни врачи, ни больные оказались совершенно не готовы к «выкрутасам» Минздрава.

— По старым правилам в рецепте можно было заполнять одну из двух граф: либо адрес больного, либо номер его амбулаторной карты. И всегда выбирали графу «адрес больного», — рассказывает фармацевт Оксана (по просьбе женщины мы не публикуем ее фамилию). — По новым правилам этой графы «адрес» в бланке нет вообще! Теперь надо строго заполнять графу «номер амбулаторной карты».

Кому там, наверху, мешала строка «адрес больного» — неясно. Но с появлением нового электронного бланка жизнь пациентов, врачей и фармацевтов заметно осложнилась.

— Дело в том, что в большинстве поликлиник амбулаторные карты распределяются вовсе не по номерам, а по фамилиям пациентов. Во многих медучреждениях эти карты вообще не пронумерованы! Поэтому, получив новые бланки рецептов, врачи или их помощники, заполняя рецепт, просто пропускают эту строку «номер амбулаторной карты», — говорит Оксана.

Но теперь больные приходят с этими рецептами в аптеки — и их тут же разворачивают обратно: даже одно незаполненное поле в бланке — основание не выдавать лекарство. Такой рецепт считается недействительным. Но и в поликлиниках не могут, что называется, нафантазировать номер амбулаторной карты и вписать его в рецепт. Не положено.

Жалость вне закона

— Это действительно тупиковая ситуация, я вам один пример из жизни приведу, — рассказывает Оксана. — Представьте: конец рабочего дня. На улице — дождь, холод. Заходит ко мне мама с ребенком на руках. Протягивает рецепт на дефицитное лекарство. У ее ребенка врожденная, очень сложная болезнь, и это лекарство жизненно необходимо — если его хотя бы день не принимать, то малыш может просто задохнуться. Я проверяю рецепт, все хорошо, да только графа «номер амбулаторной карты» не заполнена.

У меня, как у фармацевта льготного отдела аптеки, другого выбора, кроме как отправить женщину обратно к врачу переписывать рецепт, нет. Я обязана отказать в выдаче лекарства. Что будет, если я приму такой недействительный рецепт? Его обнаружит проверяющая организация, и он не будет оплачен, а значит, я буду должна заплатить за свою ошибку из своего же кармана. Уже не говоря о выговорах со стороны заведующей аптекой и угрозе увольнения.

По словам Оксаны, за одну рабочую смену к ней приходят около 5–6 человек с подобной проблемой. А ведь с 2014 года на новые бланки перейдет весь город, и тогда проблема достигнет иных масштабов...

— Цифру в рецепт от руки не впишешь — текст рецепта полностью печатный. Поэтому сами пациенты не могут выдумывать себе номер карты. И я, и мои коллеги вынуждены отправлять больных с такими рецептами обратно к врачам. Но иногда принимаем такие рецепты, и их приходится переписывать в свободное от работы время. В том случае я выдала маме с ребенком лекарство. А затем мне пришлось позвонить ее доктору и мучительно долго договариваться с ним.

«В чем проблема?» — спросил врач. Я объясняю, что не заполнена графа «номер карты». А он мне: «Вы знаете, я держу перед собой амбулаторную карту пациента, и на ней нет никакого номера, мне неоткуда его взять!» — «Но я без номера не имею права выдать лекарство». Мне в ответ: «Рецепт является финансовым документом, и просто так любую цифру я не могу впечатать, меня потом прокуратура проверит — и прощай врачебная практика»...

Через минут пятнадцать пререканий мы оба понимаем, что крайним останется больной, что человек может попросту умереть, если мы будем соблюдать все формальности. «Так что, можно любую цифру поставить?..» — устало соглашается врач. «Да», — говорю ему. И я в свое свободное от работы время еду к нему в поликлинику на прием, чтобы он смог перепечатать рецепт и поставить там в графе «номер амбулаторной карты» выдуманную цифру «1». Хотя это совершенно не моя головная боль...

Не успел — плати

Естественно, на всех у работников аптек свободного времени и жалости не хватает. И зачастую они отправляют больных петербуржцев самостоятельно договариваться с врачами. Но из-за потерянного времени пациент рискует вообще остаться без лекарства. Пока больной бегает за новым рецептом, его препарат может в аптеке попросту закончиться. Для больного человека — это настоящая трагедия. Ведь льготные лекарства могут стоить сотни тысяч рублей. Остродефицитных препаратов почти никогда нет в аптеках в достаточном количестве. А ведь речь идет о людях с серьезными болезнями, для которых жизненно важно принимать лекарства каждый день (это и «сердечники», и инсулинозависимые диабетики, и больные ревматоидным артритом…)

Складывается полное ощущение, что наверху, в Минздраве, сидят дилетанты, которые совершенно не понимают, как устроена медицинская система изнутри. Любопытно, кому мешала строка «адрес пациента»? Получается, из-за непонятного требования сверху инвалиды должны ходить по кругам ада. А фармацевты и врачи вынуждены изворачиваться...

 

Фото - zrp.spb.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру