Мигранты станут киногероями

Петербуржцам предложили снимать фильмы о толерантности

Ударить киношедеврами по расистам и националистам решили в Комитете по молодежной политике Петербурга. Ведомство объявило конкурс среди молодых горожан на лучший любительский фильм на животрепещущую ныне тему — толерантности. На днях окончился первый этап этого необычного состязания. «МК» в Питере» отсмотрел ролики, снятые горожанами.

Петербуржцам предложили снимать фильмы о толерантности

С драками — не перебарщивать

«Противодействие расизму и ксенофобии и положение мигрантов в обществе» — такую серьезную тему конкурса любительского кино объявили в комитете. Конкурс придумали нужный. В конце концов кто еще, если не молодые люди с их креативным мышлением, смогут избавить Петербург от ненависти к мигрантам. А кино, как известно, лучшее из искусств: заставляет и проживать чужую жизнь, и сопереживать, и размышлять. «Уже сейчас мы можем взглянуть на проблему расизма и ксенофобии через призму молодости и объектив кинокамеры», — не без пафоса писали организаторы в своем официальном заявлении.

Что же, молодых не ограничивали в фантазии. Критерий отбора был максимально прост: участник должен быть петербуржцем от 14 до 30 лет, а его фильм — посвящен теме толерантности, но продолжительностью не более 20 минут. Тем любопытнее было узнать, много ли молодых петербуржцев изъявили желание откликнуться на призыв к толерантности. Денежных призов не обещали, а времени дали — всего-то месяц. Что еще больше возбуждало интерес к участникам конкурса.

Фильмы собирали в популярной социальной сети, чтобы быть доступнее для молодежи.

Единственная загвоздка обнаружилась в обсуждении, можно ли снимать кино на такую тему без насилия. «Даже если показать, как трудно людям другой национальности в России, то без насилия не обойтись... Это добавит драматизма в фильм», — писал кандидат в режиссеры Алексей.

«А если в фильме будет сцена, как бьют нового ученика в классе, не сильно, а просто поколотят... Это можно?» — подогревал интерес к своему кино 15-летний петербуржец Андрей. «Можно, но не перебарщивайте!» — отвечали организаторы.

На днях завершился первый этап конкурса. Победителей объявят 8 ноября. А пока корреспондент «МК» в Питере» взглянула на проблему «через призму молодости».

Влюбилась в грузина

Поучаствовать в киносмотре изъявили желание около 60 юных авторов. В основном это студенты и школьники. Но после просмотра многих работ трудно скрыть разочарование. Создалось впечатление, что ответить на проблему толерантности «творческой» молодежи почти нечем. Многие школьники выглядят в кадре так, будто их загнали туда палкой учителя. Неестественность и, как следствие, фальшь сквозят во многих фильмах.

По-прежнему тему толерантности вытягивают через воспоминания о Великой Отечественной войне. Так, в фильме «Письмо 43-го года» девочка и мальчик стоят на фоне школьной доски, где мелом выведены даты «1941–1945». Они рассказывают о письме белорусской девочки Кати Сусаниной, написанной ею перед самоубийством, из немецкой неволи — своему отцу. Другой фильм «Батальон четверых» повествует о герое войны Михаиле Негребе, моряке-черноморце, участнике обороны Севастополя.

Работа Подростково-молодежного центра Василеостровского района «Учимся понимать и помнить» и вовсе сделана в виде фотоотчета о всех значимых мероприятиях района. Но унылый видеоряд спасает бодрый закадровый голос девочки. Героиня Алена сообщает, как любит свой район, и в том числе рассказывает и о межнациональном фестивале «Под одним небом». Своим голосом «Алена» интригует зрителя, особенно когда речь заходит о грузинских танцах: «Как же так получается, люди разных национальностей, разных культур, очень все не похожие... Но это же все Россия... Это же все Петербург! Мы танцевали-танцевали... Жалко было расставаться! Очень все сдружились... А я даже влюбилась...»

Тема любви сквозила и в других работах претендентов. Например, в одном из фильмов молодой герой встречает на мосту девушку «неславянской наружности» и влюбляется в нее. Необычно смотрится лента о пластилиновом человеке под названием «Ce la vie». Эта работа полностью показывает жизнь пластилина — вот он превратился в человечка, затем у него слепился домик, цветы, жена. А потом все смялось. Фильм сделан качественно, но, как эта лента отражает тему толерантности, видимо, зрителю надо додумывать самому.

Среди подобных работ особенно ярко выделяется лента «Чурка». Фильм со столь смелым названием, по негласному мнению, является фаворитом фестиваля. Еще бы — лента содержит остросоциальные диалоги, в ней есть конфликт между славянином и узбеком, а еще — в драме снимался настоящий мигрант.

«Чурка» — это не мигрант

Автор «Чурки» — 28-летний Баир Цыренов — преподает в школе № 298 Фрунзенского района. Молодой человек приехал в Петербург учиться из далекого Улан-Удэ. Он рассказал «МК» в Питере», что написал сценарий «Чурки» специально для конкурса. Драма Цыренова повествует о молодом человеке Артеме, отец которого погиб на войне в Чечне. Трагедия в семье спровоцировала в незрелой душе школьника ненависть ко всем нерусским. Баир со смелостью независимого режиссера показывает, например, такую актуальную в наши дни сцену: рисуясь перед сверстниками, Артем бросает в уборщика школы, мигранта, огрызок яблока со словами: «Эй, чурка, лови!»

— Артем, что ты делаешь? — спрашивает увидевшая это учительница.

— Я кормлю животных, — отвечает парень.

Да еще лучший друг подливает масла в огонь, говоря ему, что он «правильно все сделал».

— Они приезжают к нам, у них рестораны, машины, выживают нас из рабочих мест, понимаешь... От них добра не жди, ничем они тебе не помогут!

Разобраться в своих чувствах и стать на путь истинный Артему помогает случай. Однажды ночью в типичной питерской подворотне на него нападают гопники. В это время мимо проходит тот самый школьный дворник — пожилой мигрант. «Ребята, отпустите его», — робко произносит он и принимает удар на себя. С воплями: «Да это узбек!» мужчину начинают жестоко избивать.

После конфликта днем, увидев в школе своего дворника-спасителя, Артем подходит и пожимает ему руку.

— Узбек не супергерой, ему самому страшна была эта драка, но просто за того мальчика ему было еще страшнее. Ведь он его каждый день видел в школе, — размышляет над своей работой Баир. — Сама идея зародилась у меня, когда я наблюдал за нашим школьным дворником в Купчино... Вот он убирает листья, какая у него судьба, о чем он думает?.. В общем, я стал развивать эту тему...

В итоге на роль дворника режиссер решил позвать этого самого мигранта. Мурат Хаитов неожиданно согласился сниматься — без гонорара и прочих привилегий.

— Он очень старался играть, несмотря на языковой барьер между нами (Мурат почти не говорит по-русски), он хорошо понимал задачу, которую я ему ставил, — говорит Цыренов.

По словам Цыренова, его сценарий был еще жестче. Однако по совету более взрослых коллег начинающий режиссер и сценарист решил немного смягчить свой фильм.

— Это, конечно, больной вопрос для всей страны. Но нельзя снять фильм про толерантность и ждать, что он изменит мир. Искусство не должно воспитывать людей. Проблему можно поднять, обсудить, но не указывать, как надо с ней бороться, — говорит Баир. — Мой фильм на самом деле не о мигранте, а о питерском школьнике Артеме: это он «чурка» — ведь это слово означает еще и заготовку дерева, из которого потом может что-то путное получиться. Вот и мой герой — этакий Пиноккио, который начал превращаться в живого мальчика.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру