Минкульт разыграл в Вагановке сложный гамбит

Цискаридзе получил работу, а Гергиев — балетную академию

Назначение Николая Цискаридзе на пост ректора Академии балета им. Вагановой вызвало переполох в культурном мире, причем не только Петербурга, но и всей страны. «МК» в Питере» разбирался в тайных смыслах этого кадрового решения.

Цискаридзе получил работу, а Гергиев — балетную академию

Дети в опасности?

На прошлой неделе в Интернете появилась петиция против назначения Николая Цискаридзе на пост ректора Академии русского балета имени Вагановой. Ее подписало уже более полутора сотен деятелей культуры. Главное обвинение, высказанное танцору, — он не питерский, что грозит уничтожением петербургской балетной школы. Но звучат и более серьезны претензии. Известный театральный и кинокритик Татьяна Москвина, например, аккуратно поставила под сомнение сексуальную ориентацию танцора, которого теперь допустили к детям.

Прима-балерина Мариинского театра Диана Вишнева заявила, что она возмущена такой заменой прежнему ректору Вере Дорофеевой. По мнению балерины, «нельзя забывать, что школа — это прежде всего дети, и ее руководитель должен быть морально безупречен». О Цискаридзе такого не скажешь. Сам он кислотой, может, никого и не обливал, но в начале этого года руководитель Большого театра чуть ли не прямым текстом обвинил танцора в причастности к этому случаю. В итоге из Большого Цискаридзе был уволен и остался без работы.

Слияние с поглощением

По мнению Ксении Собчак, трудоустройством Цискаридзе озадачилась лично жена генерального директора государственной корпорации «Ростехнологии» Сергея Чемезова Екатерина. С Николаем они давние друзья. По информации Собчак, еще весной этого года Чемезова пыталась пристроить Цискаридзе в Мариинку. Но Гергиев по какой-то причине от такого выдающегося актера, которого он всячески поддерживает и уважает, отказался. Точнее, была придумана более выгодная схема использования танцора.

Еще в августе Валерий Гергиев высказал идею создания Национального центра искусств путем объединения Мариинского театра, Академии балета им. Вагановой и Петербургской консерватории. В Кремль, к Путину, полетели письма об абсурдности такой затеи. Гергиев — гениальный дирижер, но объединение трех совершенно разнородных учреждений грозило расформированием и уничтожением двум из них — академии и консерватории. Об этом заявили в частности скрипач и дирижер Сергей Стадлер и режиссер, председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.

Тогдашний ректор балетной академии Вера Дорофеева ультимативно пообещала, что ее в этом центре не будет. Возможно, она подразумевала, что не допустит слияния. Но вышло иначе. На сайте академии балета тогда же появилось открытое письмо Гергиеву, где так же осуждалась его инициатива. В этом письме, кстати, Цискаридзе, поддерживавший руководителя Мариинки, назван человеком, «не имеющем реального представления о том, что происходит в академии сегодня». Обращение висело на сайте еще и в последних числах октября, когда министр культуры Владимир Мединский признал, что Николай назначен на пост временно исполняющего обязанности ректора (до этого двое суток Министерство упорно делало вид, что ничего не знает об этом решении).

В тот же день — 28 октября — экс-ректор Вера Дорофеева в присутствии все тех же Мединского и Цискаридзе заявила, что согласилась со своим увольнением в обмен на обещание не объединять академию с Мариинским театром. С одной стороны, она до конца боролась за свою академию. С другой — не станет ли учебное заведение с таким руководителем полностью подконтрольно Гергиеву?

Можно было бы считать Дорофееву разменной монетой в этом споре. Но она не сильно пострадает от увольнения. Ей почти сразу было предложено несколько других вариантов по работе. По последним данным, она остановилась на должности заместителя генерального директора в Михайловском театре.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру