«Не стреляйте в режиссера»

Владимир Бортко рассказал о современном кино, отношениях с актерами и национальном самосознании

Его зовут так же, как президента — Владимир Владимирович. Режиссер Бортко однажды задал своему тезке очень острый вопрос о национальной политике, фактически предвидя события в Бирюлево. Но для большинства зрителей Владимир Бортко — не обличитель властей, а тот, кто создал «Собачье сердце», «Идиота», «Мастера и Маргариту», «Тараса Бульбу» и другие любимые фильмы.

Владимир Бортко рассказал о современном кино, отношениях с актерами и национальном самосознании

Критики громили «Собачье сердце»

— Когда люди слышат фамилию Бортко, сразу вспоминают «Собачье сердце». Не обидно? Или у вас это тоже любимый фильм?

— Не обидно. Могу сказать только, что бы я ни снимал — «Собачье сердце», «Идиот» или «Бандитский Петербург», — отношусь к этому абсолютно одинаково. Как к работе, которую должен сделать максимально хорошо.

— Почему выбрали на роль Шарикова именно Владимира Толоконникова и где его нашли?

— Я удивил ассистентов странным заданием — принести фото актеров, похожих на собаку. И 14 снимков замечательных артистов легли мне на стол. Первым пробовался мой друг, красавец Николай Караченцов. Коля сыграл замечательно: но он — герой-любовник, романтический герой, а не собака. И вдруг я увидел фотографию «какого-то» Толоконникова, из Алма-Аты, никогда до этого не снимавшегося в кино, который подходил сразу по всем параметрам. Пробы прошли удачно. Володя оказался удивительным актером и замечательным человеком.

— Вы действительно после «Собачьего сердца» проснулись знаменитым?

— На следующий день после премьеры я прочитал «Ленинградскую правду» и еще пяток газет, где было написано, что хуже картины до сих пор не было. Мол, посмотрите, как ставят Булгакова в театре и как испортил роман Бортко. Рецензии были разгромные. Позвонил Володя Толоконников, он чуть не плакал: «А вы говорили, что мы снимаем хороший фильм…» Я ответил: «Давай подождем немного». Подождали. И «Собачье сердце» все-таки оценили.

Мучения Анны Ковальчук

— Когда приступали к «Мастеру и Маргарите», наверняка знали о судьбе фильма Юрия Кары по тому же роману, пролежавшего на полке много лет. Это не пугало?

— Нет, я не суеверный. А экранизаций «Мастера и Маргариты» было, по-моему, восемь. Все благополучно добрались до зрителя, а одна из них получила даже приз в Венеции. Но сообщать об этом неинтересно. Другое дело написать: во время съемок главный герой сошел с ума, а руки режиссера покрылись коростой… Но я клянусь: никакой мистики на съемках не было.

— Сразу решили, что Маргарита — это Анна Ковальчук?

— Нет, если претенденты на основные роли примерно были понятны, то на Маргариту пробовались несколько замечательных актрис. В том числе и Анна. Мне кажется, у Ковальчук получилось наиболее точно попасть в образ.

— Какую главную черту Маргариты она смогла уловить?

— На мой взгляд, в ней похоже на Маргариту все. Посмотрите фото жены Булгакова, в них есть что-то общее. Но, конечно, я взял Анну не поэтому. За художественные свойства: талант, характер, красоту, манеру поведения.

…Помню, зима была холодная, в съемочном павильоне температура градусов 10–12. А Аня практически голая, да еще и в железном костюме — ассистентки между кадрами отогревали ее электрическим феном. Кстати, когда она приходила на съемку одетая, я ее иногда не узнавал. (Шутка.)

Плачидо оказался смелым человеком

— Слышала я, что с актерами вы жесткий. Это правда?

— То, что я хочу сказать зрителю, основную мысль фильма, я передаю через актеров. Хорошо ли, плохо ли, но это так. Я их очень люблю, и более того — никогда на площадке на актеров не кричал. Так что я не тиран и не деспот, все это слухи (смеется).

— Для вас актер может быть соавтором?

— Что значит — соавтором? Допустим, мы с вами снимаем «Красную Шапочку». История известная, и, каких актеров приглашать на роли, понятно. Но мы с вами решили снять триллер. И наша идея в том, что мама — жуткая садистка. Пользуясь фальшивым предлогом угощения бабушки пирожками она отправляет дочь одну, через лес, где бродит страшный волк…

Вроде в фабуле ничего практически не меняется, тем не менее, мама должна выглядеть соответствующим образом, играть по-другому, словом, это должна быть другая, по отношению к классическому исполнению «Красной Шапочки», актриса. И я этот замысел излагаю актерам. Соглашаются, значит, играют в картине. Не соглашаются (а такое тоже бывает) — уходят. Это ни в коем случае не говорит о том, что актер бессловесное существо, не имеющее права голоса. Актер играет на себе, это скрипка. А скрипки бывают разные: одна сделана на 6-й мебельной фабрике, а другая — Страдивари. И вроде музыка одна и та же, только звук другой.

— Любопытно, как вам работалось с Микеле Плачидо в фильме «Афганский излом»? Он с вами спорил?

— Если актер талантлив, то все равно, кто он — русский, китаец или итальянец. Плачидо интересно попал в «Афганский излом». Я очень хотел снимать эту картину. В то время об этой войне никто не говорил, хотя шла она 10 лет. Но это был 1989 год, кино в России кончилось, однако из-за перестройки мы стали очень популярны на Западе. Поскольку денег у нас не было, пришлось найти сопродюсеров в Италии. Но это предполагало участие итальянского актера.

В то время после сериала «Спрут» Плачидо был популярен. Наши женщины по нему с ума сходили. Что же — мужественный человек, хороший актер… Почему нет, подумал я. Правда, поначалу Плачидо не понимал советских реалий — почему люди думают одно, говорят другое, а делают третье. Но через пару месяцев съемок все встало на место… Он оказался смелым человеком, и, когда в Таджикистане на съемках мы попали в заваруху, Микеле мужественно держался и подбадривал других. Хотя один человек из нашей съемочной группы тогда погиб.

— Как это произошло?

— В Душанбе начались народные таджикские волнения, я сказал членам съемочной группы тихо сидеть по гостиницам, а один парень пошел посмотреть на «революцию». И получил пулю в лоб.

Проблема молодых актеров — бескультурье

— Что можете сказать о фильме «Сталинград» Федора Бондарчука?

— Пока не смотрел, не знаю. Знаю, что фильм смотрят, зрителей очень много, что фильм выдвинут на «Оскар». Желаю Федору удачи, тем более что он снимается сейчас у меня в фильме «Душа шпиона».

— Расскажите о вашей новой работе.

— Это рассказ о работе нашего агента в Лондоне. Сценарий я писал совместно с Михаилом Любимовым по его книге «И ад следовал за ним». Любимов сам служил в свое время там. Был известен в определенных кругах столицы Великобритании как «Улыбчивый Майк». Я внес с его разрешения лишь одно изменение — перенеся действие из реальных 80-х годов прошлого века в наши дни.

— А кто снимается в «Душе шпиона»?

— В главной роли Андрей Чернышов, а также Даниил Спиваковский, Мальком Макдауэл, Михаил Ефремов, Армен Джигарханян, Марина Александрова, Сандрин Боннар, Нина Гогаева…

— Фильм не дешевый?

— Смотря с чем сравнивать. Во всяком случае далеко не «Джеймс Бонд». Помог кузбасский предприниматель Геннадий Козовой. Я, конечно, спрашивал, что его подвигло на киноблаготворительность. Ведь отдачи может не быть. Ответил: «Я вот и церкви строю. Какая там может быть отдача? Помогаю. И все». Я думал, в наши дни, когда деньги превалируют над всем и вся, таких людей уже нет. Оказывается, есть. Значит, жива Россия!

— Не смущает наша последняя тенденция: на экране много спецэффектов, но мало душевности и смысла?

— Спецэффекты — тенденция мирового кинематографа. Хотим мы этого или нет. Ведь сейчас кто ходит в кино — граждане от 13 до 33. И это не только у нас. А в 13 что зрителю хочется смотреть? Именно спецэффекты. Другое дело, что стоит за этими эффектами. Обидно, что жанр драмы сейчас практически перекочевал на ТВ. Его смотрит старшее поколение, которое в кинотеатр, увы, ходит плохо.

— Не бывает иногда тоски по уходящим «старикам» и сожаления, что на смену им не приходит талантливая молодежь?

— Да, ушло много замечательных актеров. Но и появилось не меньше. Мне довелось работать с актерами для меня молодыми, но практически людьми уже среднего возраста — Евгением Мироновым, Владимиром Машковым, Сергеем Безруковым и другими. Думаю, лучшие из них ни в коем случае «старикам» не уступают. Но эти люди выросли еще на «старом» багаже, они воспитывались «в старой школе» на психологическом русском и европейском репертуаре.

Пусть простят меня за это старческое брюзжание, но мне кажется, что молодое поколение актеров, пока во всяком случае, уступает своим старшим коллегам. Увы, сильно хромают их общая культура, эрудиция, начитанность. В какой-то степени это следствие «перестройки» и дальнейшего слома лучшего в мире общего образования. С другой стороны, молодым актерам чаще всего приходится сталкиваться с убогой драматургией, особенно на телеэкране. Это даром не проходит. Могу пожелать только хороших ролей и сложных характеров, на которых они смогут проявиться и показать себя.

Толерантность — зло

— Это ведь вы спросили у Путина, как он относится к предложению заменить в преамбуле Конституции положение о многонациональном российском народе на иное: «русский народ и присоединившиеся к нему?». В свете этой реплики: как вы относитесь к бунту в Бирюлево?

— Я считаю, что русский народ оставлен на произвол судьбы. У него нет даже собственного государства.

— Почему? Формально оно есть.

— Формально существует Татарстан и татарский народ. Это написано в Конституции Татарстана. В Конституции чеченцев написано: чеченский народ. У якутов: якутский народ. А у русских такого нет. Мы все — «россияне». Владимир Владимирович на мое предложение ответил мне, что это неправильно, что я хочу кого-то сделать выше, а кого-то ниже. Это не так. Я хочу оставаться народом, равным среди народов Российской Федерации, и понимать, кто я такой, откуда взялся. Мы ведь тысячелетнее государство, и государственность наша от Киевской Руси. И она для нас важна, потому что русский народ не защищают роды, тейпы, жусы и т. д. Его обязано защищать это самое тысячелетнее государство, которое он построил. И которое этого не делает. Поэтому и происходят события, такие как в Бирюлево.

— Как в свете последних событий вы понимаете слово «толерантность»?

— Понятие неоднозначное. К примеру, вас насилуют в подъезде. Я прохожу мимо. Можно толерантно решить, что насильник, может, только из тюрьмы вышел и истосковался по женскому телу. Или темперамент у него такой… Необузданный. И толерантно пройти мимо. Но думаю, что следует нетолерантно вмешаться. Может, и убить. Неприятностей не оберешься, зато потом спокойно спать будешь.

— А вы могли бы снять фильм на национальную тему?

— Еще как! О Князе Владимире, к примеру. Это имеет прямое отношение к тому, о чем вы спрашиваете, к образованию государства. У нас летом празднуют День независимости. От кого? От белорусов, что ли? Это праздник для меня непонятный. А вот день образования Русского государства праздновать у нас не принято. Хотя это известная, точная дата. Это Крещение Руси.

— Как вы относитесь к тому, что Россия все реже выдвигает картины на международные фестивали?

— Раньше была мощная киноиндустрия и можно было это делать. Мы соревновались с американцами. Сейчас-то куда деваться? Средний бюджет американской картины — десятки миллионов долларов, а у нас…

— Вас не расстроило, что правнук Достоевского «Идиота» критиковал, а кому-то «Мастер и Маргарита» не понравилась?

— Одному одно нравится, другому другое. На всех ведь не угодишь! Как говорится: «Не стреляйте в пианиста — он играет как умеет». Все, что мог, я в своих картинах сделал. Остальное выяснится со временем. «Собачье сердце» тоже поначалу все ругали.

Фото - fotoview.narod.ru

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру