От Бурятии до Пулково
— В 2014 году у меня созрела идея — посещать на мотоцикле по маршруту моего следования астрономические и космические объекты, обсерватории и станции наблюдения за небесными телами, — рассказывает Виктор Назаров. — В прошлом году я поехал в Центральную Азию, чтобы увидеть высокогорную станцию Шорбулак. Я провел рядом с ней ночь под звездами Памира.
В этом году Виктор Назаров вместе с Максимом Сергеевым, мотопутешественником из Москвы, решили проехать 13 тысяч километров. В Бурятии они посетят радиоастрофизическую обсерваторию «Бадары», в Саянах — солнечную обсерваторию СО РАН, на Байкале — Байкальскую астрофизическую обсерваторию. В Сибири байкеры заедут в наблюдательные пункты Иркутского, Томского и Сибирского аэрокосмического университетов. А затем — в обсерватории Тюменской и Свердловской областей. Затем Казань и ее астрономическая обсерватория имени Энгельгардта. Закончиться путешествие должно в Пулковской обсерватории.
Из Петербурга в Магадан, где был старт мотопробега, Назаров вылетел 5 июля. В багажном отделении самолета летел и его мотоцикл, который он ласково зовет Птерычем.
Охота за золотом
Старт назначен на утро 8 июля. Нас двое, но миссий у нас много. Во-первых, это «Волна Памяти», мотопробег, который проводится в память людей, трагически погибших в дороге и не вернувшихся из мотопутешествий. Во-вторых, мой личный проект (посещение обсерваторий. — Ред.), заинтересовавший не только астрономов и мотоциклистов, но и Федерацию Космонавтики России и Русское космическое общество.
Итак, мы стартовали из Магадана... Первые 150 километров хороший асфальт чередовался с плохим, а потом началась пыль! Она везде, ею пропитан воздух, она скрипит на зубах. Мотоцикл отказывается тормозить — забиты колодки, в облаке пыли не видно даже дороги перед колесом Птерыча... И это федеральная трасса «Колыма»!
На очередном асфальтовом участке перед нами появляется река Колыма, легендарная, воспетая, видевшая много горя — золотое сердце России! Кстати, о золоте, которого здесь много. Промышленные масштабы добычи привели к тому, что все речки и ручьи изуродованы машинами, ради ведра золота переворачиваются тонны грунта. Теперь природе надо десятки лет, чтобы восстановиться, зарастить шрамы. И она мстит, каждый год устраивая паводки, смывая мосты, забирая жизни. В этом году на трассе «Колыма» только в Якутии смыло 12 километров дорог. Мы частично застали процесс восстановления.
Местные поселки, как 100 лет назад, живут за счет добычи желтого металла. Люди рассказывают, что после каждого паводка в старых реках опять появляется золото, вымытое из глубин Оймяконских сопок. И все население идет на добычу. Это опасное и противозаконное мероприятие, но никого это не останавливает.
Немного об Оймяконе (село в Якутии, которое известно как один из полюсов холода. Так называют районы земного шара с наиболее низкими зарегистрированными температурами в данном полушарии. — Ред.) Официально подтвержденная минимальная температура зимой здесь –68°С. Конечно, на антарктической станции «Восток» была отмечена более низкая температура –89,2°С, но станция расположена на высоте 3488 метров над уровнем моря. Если привести оба температурных показателя к уровню моря, абсолютным чемпионом будет признан Оймякон.
Упал, очнулся, реанимация
На второй день пути мотоцикл Максима сломался. Произошло это в 40 километрах от Усть-Неры (поселок городского типа на востоке Якутии. — Ред.). Каждая остановка в тайге — риск быть заживо сожранным комарами или даже медведями. Пытаемся остановить грузовую платформу, довезти мотоцикл до Усть-Неры. Водитель не останавливается! Отказать в помощи человеку в тайге... Я слышал другое о людях в этих местах. Пришлось оставить Макса одного и самому ехать в поселок за помощью. После двух часов уговоров мне дали на автобазе автомобиль. Машина в пути ломалась, водитель ее тут же из подручных запасов чинил. Наконец добрались до Максима, втроем вручную погрузили его 200-килограммовый мотоцикл и приехали в Усть-Неру.
После ремонта отправились дальше по маршруту и вскоре добрались до села Кюбеме (Якутия. — Ред.). Именно в этом месте на федеральную трассу «Колыма» выходит легендарная и уже практически непроходимая старая колымская дорога. Ее совсем перестали обслуживать. Даже местные на рыбалку перестали туда наведываться.
Неподалеку от этой трассы мы и встали лагерем возле реки. Утром старт в направлении переправы через реку Алдан у поселка Хандыга. С этого момента начинается самый сложный участок трассы — перевал «Заячья петля». Мы решили одним днем доехать до Ытык-Кюеля (село, административный центр Таттинского улуса Якутии. — Ред.) и там заночевать. И вот тут началось то, что я называю абсолютной непредсказуемостью дороги. Покрытие — мягкий грунт вперемешку с песком. Для мотоциклов — это самое гиблое, что можно придумать. Я выдержал по такой «дороге» 70 километров... А потом из-за усталости, накопленной за день, потерял внимательность, упустил песчаную ловушку и перелетел через руль на дорогу. Уточню, что во время этой аварии мотоцикл ехал со скоростью 60 километров в час.
Обнаружил себя лежащим на животе, вокруг разбросаны детали мотоцикла. Больно, шевелиться не могу. С трудом перевернулся на спину, вытянул ноги. Слышу, приближается машина. Ребята остановились, помогли снять куртку и мотоботы, расcтегнуть ремень на мотоштанах. Потом вызвали скорую из поселка. Врачи отвезли меня в районную больницу в поселке Ытык-Кюель. Уровень оснащенности и подготовки персонала поразил: мне тут же сделали все необходимые анализы и снимки и поместили в реанимацию под неусыпное наблюдение медсестер. Весь следующий день пытались поставить точный диагноз, но снимки не давали четкой картины. В итоге приняли решение отправить меня санавиацией на белом вертолете в республиканскую больницу в Якутске.
Сейчас я уже третьи сутки в Якутске, через пару часов назначена операция на закрепление ключицы. Подозрение на перелом позвонка сняли, ребро залечится само, смещения нет... Вот так строишь планы на дорогу, а дорога вносит свои коррективы! Восстановлюсь, отремонтируюсь и снова в путь...