«Когда же детям гулять?»
Согласно государственному образовательному стандарту школы сейчас сами могут решать учиться 6–11 классам пять или шесть дней в неделю.
Как объяснила «МК» в Питере» педагог одной из петербургских школ Анна КОВАЛЕВА, зачастую образовательные учреждения нуждаются в шестидневке, так как им сложно распределить все предметы, предусмотренных учебным планом, на пять дней. Ведь при составлении расписания нужно учитывать много факторов, включая санитарные требования.
Например, предметы, требующие особой усидчивости — математика, физика, иностранные языки — не должны стоять последними уроками и после физкультуры. Кроме того, детей нельзя перегружать и ставить больше восьми уроков в день.
— Кроме того, проблема шестидневки в большей степени касается гимназий и лицеев. Ведь там запланировано больше факультативов и часов для углубленного изучения предметов, — рассказывает Анна Ковалева. — В конце концов, родители тоже сами могут решать, что для них в приоритете — проблема учебной недели или качественное образование.
Примерно такие же объяснения мамы и папы получают от руководства школ, где их дети учатся шесть дней в неделю. Однако их это не устраивает.
Мать четверых детей Вероника ЯКОВЛЕВА (фамилия по ее просьбе изменена. — Ред.) объяснила, что шестидневная учебная неделя создает дополнительные неудобства для всех членов семьи. А вовсе не бережет школьников от лишней нагрузки.
— Получается, дети не могут выспаться даже в выходные. Еще один минус шестидневки — семья вместе никуда не может выехать на уикенд, — говорит Вероника Яковлева. — Родителям было бы намного удобнее, если бы у детей было два выходных. Все-таки школьникам надо бывать на свежем воздухе. Но пока ребята в субботу вернутся домой после уроков — уже полдня пройдет. Остается единственный выходной день — воскресенье, когда нужно готовить уроки на понедельник. Когда же детям гулять?
«Нам нужна перезагрузка»
Директор школы № 348 Валентина ВАСИЛЬЕВА, где есть занятия по субботам, объяснила «МК» в Питере», что шестидневная учебная неделя помогает правильно распределить учебную нагрузку.
— В нашей школе по субботам учатся только 10 и 11 классы, — объясняет Валентина Васильева. — И дети с такой нагрузкой справляются. Да, при составлении расписания можно обойтись без субботы, но тогда увеличится количество уроков в будни, и школьникам придется усваивать программу в другом темпе. А это может сказаться на их успеваемости и психологическом здоровье. Кроме того, выходной в субботу все равно был бы тем днем, когда дети должны заниматься самообразованием.
Педагог одной из петербургских школ Сергей ДУДИН уверен, что проблема, которая должна беспокоить родителей, заключается не в количестве учебных дней, а в образовательном формате в целом.
— Наша современная система образования нуждается в перезагрузке, — говорит Сергей Дудин. — В первую очередь, надо менять не количество учебных дней, а подход к обучению. Например, «домашка» — всегда мучение для ребенка. Поэтому 60 процентов школьников попросту списывают решения из интернета. Так, может, стоит отказаться от нее и сделать упор на внеурочной деятельности? Например, театральная студия станет альтернативой «домашке» по гуманитарным предметам, а кружок по робототехнике — для точных наук. Только представьте: больше ничего не надо учить! Ребенок сможет сам выбрать курсы по душе. В этом случае школа действительно подготовит его ко взрослой жизни.