Долгая дорога домой: кто виноват, что в новых районах Петербурга вечные пробки?

К новостройкам, где активно разкупаются квартиры, зачастую ведет только одна дорога. И в часы пик она встает намертво

Петербуржцы — уже бывалые новоселы и квартиры выбирают очень придирчиво. Обращают внимание на планировку, качество дома, инфраструктуру. Но, заселившись, все равно начинают браниться. Одна из главных бед питерских новостроек — плохая транспортная доступность.

К новостройкам, где активно разкупаются квартиры, зачастую ведет только одна дорога. И в часы пик она встает намертво
Постоянные пробки серьезно испытывают терпение жителей новостроек. Фото: abc.es

Ни въехать, ни выехать

Таких «болевых точек» в Петербурге — практически каждый новострой на границе города и области. Но есть несколько особенно ярких примеров. Скажем, район Кудрово. Здесь активно строятся дома компаний Setl City, «ЛСР. Недвижимость — Северо-Запад», «Патриот-Нева», «Отделстрой», «Строительный трест», «Полис Групп», «Прок», «Инвестторг» и «Арсенал-Недвижимость». Из огромного квартала всего три выезда и все они завязаны на одну-единственную улицу Центральную. Пробки там почти постоянно.

Дорога в Кудрово в пробках стоит каждый день. Фото автора.

— На выходных народ едет в «Мега Дыбенко», в будни — на работу и с работы. Дорога узкая и не справляется с таким потоком, — рассказывает жительница Кудрово Наталья Черных. — На маршрутке с пробками я добираюсь до метро, в среднем, за 45 минут. Пешком идти — 25 минут. Но зимой не особо походишь.

На машине без пробок доехать из этого района до центра Петербурга можно всего за полчаса. Так гласит реклама от застройщиков. Покупая квартиру в новом доме, люди на это и рассчитывают. На деле же, чтобы попасть в центр, жителям приходится тратить в среднем полтора часа. Кроме того, как говорят местные жители, парковок здесь уже не хватает, люди бросают машины на обочинах, чем активно пользуются ГИБДД и службы эвакуации.

Не лучше обстоят дела и в новых кварталах в районе станции метро «Девяткино». Этот микрорайон застраивают компании «Арсенал-Недвижимость», «Полис Групп», «Лидер Групп», «Петрострой», «Самолет ЛО» и другие.

Чтобы в час пик добраться в Петербург из новых кварталов в районе станции метро "Девяткино", придется простоять не менее получаса. Фото: bsn.ru

Отсюда всего один выезд на КАД, причем, до него еще нужно добраться по узкой разбитой двухполосной дороге, которая в пиковые часы, конечно, стоит. Владельцам квартир в Мурино тоже несладко — от них до КАД ведет две дороги. Одна из них — двухполосная, которой пользуются еще и жители Нового Девяткино. Для них это вообще единственная близкая транспортная связь с Петербургом.

Преодолевать пробки на улице Центральной владельцам квартир в Мурино и жителям Нового Девяткино приходится ежедневно. Фото murzix.ru

Стоят в регулярных пробках и жители Парнаса. Проблему, кстати, признают и сами застройщики.

— Затрудненное автомобильное движение около станции метро «Парнас» связано с недостаточной шириной проспекта Энгельса и парнасского путепровода, — признает руководитель проекта «Северная долина» компании «Главстрой-СПб» Дмитрий КАЛИНИН. — По планам городской администрации проспект Энгельса и путепровод должны быть расширены, что приведет к улучшению транспортной доступности данной локации. Но эти работы планируется начать не ранее 2020 года.

На Парнасе не хватает не только дорог, но и парковок. Фото: living.ru

Эксперты считают иначе.

— Расширение путепровода теоретически должно помочь решить локальные проблемы этого района, но глобально приведет лишь к тому, что заторы сдвинутся ближе к центру города, — полагает эксперт лаборатории «Оптимальные транспортные системы» Института дизайна и урбанистики Дмитрий БАРАНОВ. — В некотором смысле, узкий путепровод является сдерживающим фактором, спасающим от увеличения заторов у метро «Озерки» и дальше к центру.

Еще одна проблемная зона — поселок Шушары, где возводят свои дома компании «Лидер Групп», «Вита», «Терминал-Ресурс», «Аквилон-Инвест» и другие. Попасть в него можно только по улице Пушкинской, которая в часы пик всегда в пробках. Регулярно стоят в заторах Шлиссельбурсгский проспект в Рыбацком и Советский проспект в Усть-Славянке.

В узкое "горлышко" въезда в Шушары постоянно стекаются сразу два потока автомашин. Фото автора.

— Я живу на Советском проспекте, — рассказывает жительница Рыбацкого Анастасия Щурова (фамилия изменена. — Ред.). — Вечером до дома добираюсь на автобусе за 20 минут, хотя на самом деле ехать не больше семи. А ведь еще не сданы высотные дома трех застройщиков, которые строятся дальше по Советскому проспекту!

Кто платит за дороги?

Виноватых в транспортном коллапсе, как водится, нет. Чиновники и застройщики признают проблему, но переводят стрелки друг на друга.

— Существует множество примеров, когда застройщики не обеспечивают новые жилые кварталы транспортной доступностью, обещая при этом дольщикам объект с развитой дорожной сетью, — говорят в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры. — Застройщик должен строить инфраструктуру за свой счет, если видит, что развитие участка улично-дорожной сети не запланировано властями. К сожалению, так происходит не всегда, в результате страдают жители новостроек.

Застройщики, например, «Главстрой-СПб» уверяют, что они делают внутриквартальные дороги, а вот трассы вне жилых комплексов — это забота властей. Бывает, конечно, компании строят и их, но за счет города. Так, например, власти выкупили участки улиц Федора Абрамова, Николая Рубцова и Валерия Гаврилина в Парголово.

— «Главстрой-СПб», как застройщик, может развивать дорожную инфраструктуру только в рамках предоставленного городом земельного участка. И мы выполняем свои обязательства, — объясняет Дмитрий Калинин.

В компании «Отделстрой» виноватыми себя в пробках тоже не считают.

— Мы были одними из первых застройщиков в Кудрово, — рассказывает начальник отдела продаж компании ООО «Отделстрой» Николай ГРАЖДАНКИН. — В то время такой массовой многоэтажной застройки этой локации не было даже в планах. Поэтому мы спроектировали и построили выезд, соединяющий Ленинградскую улицу и улицу Дыбенко, исходя из реальных потребностей и дорожной нагрузки микрорайона «Новый Оккервиль». Но сейчас этим проездом пользуются жители всего южного Кудрово, а также Янино и Колтушей.

Администрация района совместно с застройщиками Кудрово планирует развитие дорожной инфраструктуры. В том числе, по словам Николая Гражданкина, и строительство проспекта Строителей , который пройдет вдоль КАДа и возьмет часть транспортной нагрузки на себя. Правда, когда еще это будет — неизвестно.

У транспортной проблемы приграничных к городу областных жилых кварталов много причин. Одна из них — несогласованность. Договориться о том, чтобы одновременно строить одну дорогу, проходящую и в Петербурге, и в Ленобласти, у чиновников не получается. Любопытно, что согласия нет даже на уровне соседних сельский поселений, которым, казалось бы, договориться — раз плюнуть.

Например, по словам Дмитрия Баранова, изначально в Западном Мурино планировали продлить Ручьевский проспект в Новое Девяткино. Но в Новом Девяткино это не предусмотрели. В итоге дороги, соединяющей два района, не будет.

Трамваи и велосипеды спасут ситуацию

По мнению Дмитрия Баранова, транспортно разгрузить районы новостроек можно, запустив трамваи. Они бы шли по выделенной линии. И значительная часть людей пересела бы на этот транспорт, лишь бы не стоять в пробках. Пока же жителей новостроек буквально вынуждают пользоваться личным автомобилем.

— По статистике, около 30 процентов поездок на машинах в Петербурге совершается на 5–7 километров, — говорит Дмитрий Баранов. — Это небольшое расстояние, и его можно преодолевать на велосипедах. Но для этого необходимо развивать соответствующую инфраструктуру. Даже небольшой процент людей, пересевших с автомобиля на гораздо более компактный велосипед, может улучшить ситуацию в пиковые часы.

Недалекие расстояния на велосипеде можно преодолеть куда быстрее, чем на машине. Фото: tripsmile.ru

Помимо велосипеда и трамвая ситуацию могут спасти электрички. По словам главы Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти Кирилла Полякова, власти города и области уже одобрили проект по запуску скоростной электрички в Сертолово. Она должна появиться через два-три года.

Кроме того, вскоре начнется строительство Восточного скоростного диаметра, который позволит людям добираться из Кудрово до Васильевского острова буквально за 20 минут. Его планируют достроить к 2021 году.

Тупик в городе

В центре Петербурга тоже строятся новостройки, жители которых с трудом будут попадать домой. По крайней мере, на автомобиле. Например, жилой комплекс «Галактика», который возводит компания «Эталон» («ЛенСпецСМУ») недалеко от Балтийского вокзала. Он располагается, как написано на сайте проекта, неподалеку от трех станций метро. А еще там указано, что транспортную доступность обеспечит продление Измайловского проспекта, который сейчас заканчивается на набережной Обводного канала.

Однако в ближайшее время Измайловский вряд ли «вырастет». Как отмечает Дмитрий Баранов, проспект упирается сразу в два памятника старины: Митрофаньевское кладбище, признанное памятником регионального значения, и охраняемое здание, относящееся к комплексу построек Варшавского вокзала. Чтобы удлинить проспект, здания придется повредить. А это невозможно.

На момент сдачи номера в печать, ответа на вопрос «МК» в Питере» по поводу транспортной доступности комплекса от самой компании «Эталон» не поступило.

— Транспортную доступность в этом районе могла бы улучшить выделенная трамвайная линия от Балтийского вокзала до Московских ворот, — считает Дмитрий Баранов. — Но поправки в Генеральный план, которые я предлагал в связи с этой идеей еще в 2014 году, приняты не были.

 

«МК» ЦИФРЫ

С 2011 по конец 2014 года в Мурино, Заневке (Кудрово и Янино), Буграх, Новодевяткино было выдано 244 разрешения на строительство многоквартирных домов, с 2015 по 2017 годы в тех же поселениях комитет Госстройнадзора выдал 46 разрешений.

МЕЖДУ ТЕМ

Кто виноват?

Кто же все-таки не просчитал, сколько и каких дорог потребуется жителям новых многоэтажек? «МК» в Питере» задал этот вопрос чиновникам.

— Проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, достались в наследство правительству Ленобласти с тех времен, когда разрешение на строительство давались органами местного самоуправления (сейчас эта функция передана Комитету государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области. — Ред.) Чего только не согласовывали в то время! — говорит глава Дирекции по развитию транспортной системы Петербурга и Ленобласти Кирилл Поляков.

Муниципалы уверяют, что все тогда просчитывали и старались работать параллельно с застройщиками. Так, например, первые жители в Западном Мурино, по словам главы Муринского сельского поселения Валерия Гаркавого, поселились три года назад. А согласование строительства съезда на КАД чиновники начали за два года до этого. Но получить все разрешения вовремя не удалось. В итоге дома заселили, а съезда все нет.

Ну и самое главное — сам факт выдачи разрешений на строительство был, фактически, формальностью. Застройщики, по словам Валерия Гаркавого, приходили с уже готовыми проектами и пройденными экспертизами. И местные власти были обязаны в течение 10 дней дать разрешение на строительство.

Областные же власти считают, что это лукавство.

— Прежде, чем начинать проектирование жилых домов, застройщики были обязаны взять у муниципалов градостроительный план земельного участка. И на его основании проектироваться. И только потом идти за разрешением (и экспертизой. — Ред.), — разъясняет заместитель председателя комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Дмитрий Лобановский. — Закон, передавший администрации Ленобласти право выдачи разрешений на строительство, начал действовать с начала 2015 года. До этого времени это была зона ответственности муниципалов. И, честно говоря, за пять лет, пока этот вопрос курировали на местах, было выдано рекордное количество разрешений. С последствиями чего строительный блок (комитеты и отделы, которые занимаются вопросами градоархитектуры и строительства. — Ред.) администрации Ленинградской области до сих пор разбирается. Сейчас получить разрешение в разы труднее.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 25 апреля 2018

Заголовок в газете: Долгая дорога домой

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру