Красота, совместимая с жизнью

В Петербург возвращается мода 1930–1940-х годов!

Уже несколько лет в Петербурге регулярно проводятся необычные вечеринки. В старинных залах собираются мужчины и женщины, как будто сошедшие с экранов советских кинофильмов. Вот краснофлотец пригласил на танец стенографистку с завода имени Молотова, а вот собкор «Правды» угощает папиросой летчика — «сталинского сокола». Нет, дело происходит не на съемочной площадке.

В Петербург возвращается мода 1930–1940-х годов!

Все эти люди — простые петербуржцы, которые пытаются воссоздать очарование навсегда ушедших 1930–1940-х годов. Основное требование к участникам — одежда должна строго соответствовать эпохе.

«МК» в Питере» побеседовал с устроительницей этих встреч — известной петербургской радиоведущей, коллекционером и специалистом по истории моды 1930–1940-х годов Мэган Виртанен…

Жесткий дресс-код

— Мэган, расскажите, с чего началось ваше увлечение той эпохой?
— Для меня это уже не увлечение, а образ жизни. Началось все в 16 лет с джазовой музыки. Мне стало интересно, как жили люди, которые создавали и слушали эту музыку — как они одевались, как развлекались, каков был мир вокруг них. Долгое время я этим занималась просто для себя. Потом начала вести авторскую программу на радио, посвященную свингу, параллельно изучая моду и быт той эпохи. Сейчас основное мое занятие — лекции по истории моды, которые крайне востребованы.

— Как родилась идея проводить ретровечера?
— С подачи друзей. Подумалось: а почему бы не сделать мероприятие, которое объединило бы военно-историческую реконструкцию и людей, интересующихся той же эпохой с «гражданской» стороны? Первый большой вечер состоялся в 2007 году в особняке Кшесинской. С тех пор мы регулярно встречаемся в разных точках города — в последнее время в залах «Метрополя» и особняка Половцева.

— И как проходят эти встречи?
— Я хочу, чтобы люди, которым интересна эпоха, отдохнули и развлеклись. Поэтому необходимы прежде всего заведение с подходящим интерьером и живая музыка нужного нам года. Репертуар я подбираю сама, и если темой встречи заявлен 1939 год, то там будет играть только музыка, которая могла звучать в реальном 1939-м. Ну и, естественно, у нас жесткий дресс-код для всех участников. Я лично стою на входе и проверяю. Если человек одет неправильно — я его могу «завернуть». Мне приходилось несколько раз так делать. К счастью, это происходит очень редко, круг посетителей уже сформировавшийся, проверенный.

— А что же делать новому человеку, который тоже увлечется этой эпохой и захочет прийти на ваши вечера?
— Либо я сама должна быть знакома с ним, либо его должен рекомендовать человек, которого я знаю. Так просто «с улицы» к нам прийти нельзя.

— Не слишком ли вы строги?
— Нет. Начнем с того, что вечера не бесплатные — надо оплачивать аренду, музыкантов. Мы берем плату за вход с посетителей. Она вполне приемлемая. Заплатив деньги, люди хотят насладиться определенной атмосферой. И представьте: придут пятьдесят человек, элегантно одетых по моде той эпохи. И среди них будет кто-то один в джинсах и футболке. Этот один разрушит весь шарм, все очарование для остальных пятидесяти.

Я, конечно, не требую полной аутентичности, соответствия каждого шва, каждой пуговицы. Но девушке в мини-юбке у нас делать нечего. Если человек не очень «силен» в старинной моде — пусть обратится ко мне заранее, я дам рекомендации. Так будет лучше, не придется испытывать неприятные ощущения от того, что тебя не пустили.

Доступное развлечение

— Та одежда, в которой ходите вы и ваши гости, сшита из современных материалов по старым выкройкам? Оригинальные вещи 1930-х годов, наверное, уже истлели?
— Очень часто платье 70-летней давности оказывается в лучшем состоянии, чем современное после первой стирки. У него другое качество материала, шитья. Но просто оригинальное платье мне носить жалко. У нас же там еда, танцы — платье можно порвать, испачкать. А это коллекционные вещи. Лучше сделать новодел — и уже ни о чем не беспокоиться. Это не так сложно. Любая хорошая портниха справится.

— Каков социальный статус ваших участников? Это все зажиточные люди?
— Нет, конечно. У нас и возрастные, и социальные рамки очень широкие: от 18 до 50 лет, от клерков и продавцов магазинов до директоров крупных фирм. Не стоит думать, что это развлечение для богатых, которое стоит безумных денег. Конечно, как и всякое серьезное хобби, оно требует определенных вложений, но они вполне посильны человеку среднего достатка.

После 60-х годов мода умерла

— С каждым годом интерес к моде 1930–1940-х годов растет. Чем вы это можете объяснить?
— Дело в том, что всю вторую половину XX века люди (не только у нас в стране, но и во всем мире) отказывались от определенных «кодов» в одежде: от обязательного головного убора, от перчаток, аксессуаров и так далее. И в итоге пришли к тому, что остался минимальный набор — джинсы, майка и свитер. А ведь одежда — это еще и способ рассказать о себе. Как же быть?.. Некоторые сегодня пытаются «рассказать» о себе с помощью собственной кожи с татуировками, пирсингом. Другой путь — мода на винтаж. Женщины начинают возвращать в свой гардероб все, от чего они отказались, — перчатки, шляпки…

— Почему же их привлекают именно 1930–1940-е годы, а не более поздние эпохи?
— Привлекают не только 30–40-е, но и 50-е, и 60-е. Потом мода умерла. Не только у нас, но и на Западе. Остались стили: спортивный, романтический. Остались предметы гардероба — брюки, юбка, свитер. Но настоящей моды больше нет. Мода 1930–40-х замечательна тем, что в ней соединяются, с одной стороны, красота эстетическая, а с другой стороны — удобство. Одежда предвоенных и военных лет была создана для того, чтобы в ней было удобно работать, свободно двигаться (тогда ведь женщины массово пошли на работу). Но вместе с тем она не сведена к примитивной утилитарности, она внешне привлекательна — в этом ее очарование.

— Насколько советская мода тех лет была в уровень с западной? И была ли вообще мода в СССР?
— Советская мода 1930–1940-х ССР ходили в ватниках, стильные вещи могли себе позволить только жены наркомов. Я на такое всегда отвечаю: посмотрите в Интернете сканы советских модных журналов тех лет. Какой у них тираж в выходных данных стоит? 100 тысяч экземпляров! Разве у нас было 100 тысяч жен наркомов? Возьмите в руки, наконец, семейный фотоальбом, посмотрите на фотографии своих бабушек и дедушек! Разве они в фуфайках стоят? Нет, в сталинском СССР люди ценили моду и старались ей следовать. В Советский Союз приезжали мировые знаменитости. В 1920-е годы у нас побывала мегазвезда Мэри Пикфорд, а в 1930-е годы, которые у нас сейчас представляют как время тотальной закрытости и убогости, — законодательница мировой моды того времени Эльза Скиапарелли.

— Насколько изменились, на ваш взгляд, стандарты красоты за последние несколько десятилетий?
— Начнем с того, что современные «стандарты красоты» несовместимы с жизнью. Теперь это даже не 90-60-90, а еще меньше. Смотреть на бедных моделей, у которых одна кожа да кости — просто страшно. В 1930-е годы девушек с такими «стандартами красоты» отправляли на лечение в санаторий с усиленным питанием. Мне гораздо ближе тот культ здорового, атлетически сложенного тела, который существовал в 1930–1940-е годы.

— А вы сами в повседневной жизни надеваете джинсы или футболку — просто сходить в магазин, например?
— Нет. Последний раз я носила джинсы лет в 18. Сейчас даже в магазин я хожу стильно одетая.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру