50 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР
Жилой комплекс «Морошкино», который компания «Норманн-Запад» пыталась возвести в деревне Порошкино Всеволожского района Ленобласти, АО «ДОМ.РФ» изучила в 2019 году. Как рассказывают дольщики, по поводу комплекса прошел наблюдательный совет, и в «ДОМ.РФ» приняли решение не выделять деньги на достройку, а выплатить дольщикам компенсации.
— Предполагалось, что за квадратный метр выплатят от 50 тысяч рублей до 58 тысяч рублей, в зависимости от типа квартиры. К примеру, за студии рассчитали по 58 тысяч рублей, а за однокомнатные квартиры по 50 тысяч рублей за квадратный метр, — рассказывает одна из дольщиц «ЖК «Морошкино» Юлия Ильичева. — Конечно, это меньше, чем рыночная стоимость жилья, фонд откровенно занижает цену, но люди были рады и этому.
НЕПОНЯТНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ
По ее словам, с 16 декабря 2019 года был объявлен старт выплат. Дольщики начали записываться в банк на получение денег. Но не все. Некоторые не успевали, другие выжидали: тогда поговаривали о том, что с компенсационных выплат обманутым дольщикам придется платить подоходный налог. В 2020 году стало точно известно, что это не так, и люди стали пытаться записаться в банк. Но у них не получалось. Им говорили, что мест нет, назначенные встречи отменяли, сообщая, что идут корректировки. При этом какие именно корректировки — гражданам не объясняли.
— Мой муж Денис Сергеев является обманутым дольщиком ЖК «Морошкино». 15 ноября, когда началась запись на сайте «ДОМ.РФ» на выплату компенсации по нашему объекту, мы обнаружили, что мужа в реестре требований на выплату не оказалось, — рассказывает супруга одного из дольщиков Татьяна Сергеева.
По словам возмущенной женщины, она звонила на горячую линию фонда, но там советовали идти к конкурсному управляющему. А тот разводил руками: все давно передано. 18 декабря Денису Сергееву удалось добиться, чтобы в фонде приняли его заявку с просьбой разобраться, почему в реестре нет его данных. Вопрос обещали решить в ближайшее время. Но вот уже три месяца ни ответа, ни привета.
— Я пришла в банк 21 декабря 2019 года, — рассказывает «МК» в Питере» еще одна дольщица Лариса Родионова. — И обратила внимание, что по данным сайта я должна была получить 1 900 000 рублей. А в банке оказалось, что мне выплатят только 1 743 000 рублей. Сотрудница банка посоветовала мне написать заявление с просьбой о корректировке суммы и обещала, что ответ придет в течение 10 дней.
Когда Лариса Родионова позвонила через 10 дней, оказалось: ответа нужно ждать 30 дней. А потом началась натуральная свистопляска. Данные Родионовой исчезали с сайта и снова появлялись, на сайте «ДОМ.РФ» сообщалось, что ее имущество находится в залоге, фонд направлял запрос в банк, в котором Родионова брала ипотеку (хотя уже обращался туда и получил ответ). Когда женщина стала возмущаться, перед ней извинились и предложили прийти в банк 28 февраля. Она от этой записи отказалась, потому что уезжала. А когда вернулась, оказалось, что ее данных на сайте уже опять нет.
— Лучше бы я сразу согласилась на первоначальную сумму выплаты, — вздыхает Лариса Родионова.
В РЕЕСТРЕ И ВНЕ ЕГО
Была у дольщиков и еще одна проблема — из-за смены конкурсного управляющего данные не обо всех дольщиках удалось подать своевременно. Примерно четверть (170 по подсчетам конкурсного управляющего) оказались «зареестровыми» — то есть поданными в реестр кредиторов после 11 февраля 2019 года. Дольщики и их конкурсный управляющий Константин Поздеев обращались в Управление долевого строительства комитета по строительству Ленобласти, и чиновники пошли навстречу людям, включив «зареестровых» в общий реестр кредиторов.
— Теперь встал вопрос с выплатами. Записи бесконечно отменяют, звонят и просят то сканы ДДУ, то номера телефонов, то электронную почту... Корректировки продолжаются уже три месяца, и нет им ни конца, ни края, — рассказывает дольщица ЖК «Морошкино» Светлана Керимова.
Конкурсному управляющему дольщики звонят почти каждый день. Но Константин Поздеев, по его словам, тоже ничего не может даже объяснить.
— Сначала проблема была в том, что при передаче в фонд «ДОМ.РФ» реестра дольщиков произошел технический сбой. Часть данных пропала, часть попала в фонд с ошибками. Но все это уже давно исправлено, — говорит Константин Поздеев.
ПРОБЛЕМА В НЕИЗВЕСТНОСТИ
Сейчас примерно у сотни дольщиков проблемы с выплатами. При этом, как рассказывает Константин Поздеев, когда дольщики звонят в фонд, им сообщают, что идет сверка данных с конкурсным управляющим (хотя эта сверка, по его словам, уже закончена).
— А когда я сам звоню с вопросами о конкретных людях и с конкретными фамилиями, мне отвечают, что по ним идет работа. Но когда она будет закончена — не сообщают, — рассказывает Константин Поздеев.
Это, впрочем, основная проблема — неизвестность. Не получая никакой информации, дольщики начинают опасаться, что денег им так и не выплатят.
— На 28 апреля назначено окончание процедуры банкротства компании «Норманн-Запад». Нам, конечно, обещают, что сроки продлят. Но если нет? Тогда все, кто не успел получить выплаты, уже ничего не получат, — высказывает опасения своих товарищей по несчастью дольщица Юлия Ильичева.
В самом «ДОМ.РФ» конкретных сроков пока не называют.
— В конце 2019 года на Наблюдательном совете Фонда защиты прав дольщиков было принято решение о восстановлении прав 479 дольщиков ЖК «Морошкино» через механизм выплаты компенсаций. Выплаты по ЖК стартовали 16 декабря. По состоянию на 4 марта 2020 года более 60% дольщиков уже получили деньги (311 дольщиков), — поясняет Управляющий директор по Северо-западу банка «ДОМ.РФ» Аркадий Бочарников. — В процессе обработки заявлений на выплату компенсаций дольщикам ЖК «Морошкино» были выявлены неточности и\или нехватка данных, представленных со стороны Конкурсного управляющего, примерно по 70 дольщикам. В этой связи Фондом защиты прав дольщиков были запрошены и обработаны данные со стороны Конкурсного управляющего с корректными или недостающими данным для осуществления выплат. Проводится работа по информированию дольщиков о возможности подачи заявлений на получение компенсаций. Все участники долевого строительства ЖК «Морошкино» получат смс-сообщение или звонок от оператора горячей линии Фонда защиты прав дольщиков для записи на удобное время и дату.
Тем временем, на странице фонда «ДОМ.РФ» в социальной сети «ВКонтакте» фонд рапортует об активной работе. А в комментариях дольщики пишут, что сложности с выплатами и их назначением не только у владельцев квартир в долгострое «Морошкино», но и у других людей, в том числе у покупателей квартир в проблемных ЖК в других регионах страны.