Как распознать у себя это артрит, чтобы вовремя начать терапию

На сегодня в Петербурге около 25 тысяч человек страдают от очень тяжелого заболевания — ревматоидного артрита

И это только те, кому уже поставлен диагноз. Реальное количество значительно больше. Какие симптомы скажут о том, что у вас данное заболевание? И каков сегодня процент наступления ремиссии? На эти и другие вопросы «МК» в Питере» ответил директор института ревматологии им. В. И. Насоновой (Москва), профессор, доктор медицинских наук Александр Лила.

На сегодня в Петербурге около 25 тысяч человек страдают от очень тяжелого заболевания — ревматоидного артрита

О чем нужно сообщать терапевту

— Александр Михайлович, если говорить простым языком, что такое ревматоидный артрит? И каковы его симптомы?

— Прежде всего это воспаление мелких суставов кистей. А также симметричность поражения. И, что важно заметить, — утренняя скованность — человеку с ревматоидным артритом нужно с утра 2–3 часа, чтобы разработать суставы. Это основные признаки. Дополнительно может наблюдаться повышение температуры тела. И очень важный диагностический признак, который выявляется при сдаче анализов, — появление антител к циклическому цитруллиновому пептиду. Если у вас есть перечисленные симптомы, сообщите о них терапевту.

— А что будет дальше?

— По ревматоидному артриту уже давно все расписано: лечение, ведение пациента и так далее. Главное — заниматься этим должен профессионал. Терапевт этого не сделает. Но от него требуется заподозрить наличие заболевания, провести минимум исследований и отправить пациента на консультацию к ревматологу.

— Если уровень диагностики вырос, как за последние годы изменилось количество больных и выявляемость ревматоидного артрита?

— Число больных стабильно. Но сейчас значительно увеличилась выявляемость анкилозирующего спондилита, он же болезнь Бехтерева (воспалительное заболевание позвоночника. — Прим. ред.). В институте нами разработаны специальные программы по диагностике. Результаты уже есть — если несколько лет назад средний срок от первых симптомов болезни Бехтерева до диагноза составлял 12–14 лет, то сейчас он сократился до 5–7 лет. В Казани, где регионально начали осуществлять данную программу раньше, этот срок сократился до 2 лет. Здесь все зависит от организации работы.

Лечиться можно и в России

— Сейчас, когда людям ставят более-менее сложные диагнозы, у них возникает вопрос: а где лечиться?

— Да, пациенты зачастую интересуются, куда при таком диагнозе, как ревматоидный артрит, ехать. Нужно ли искать клинику за границей. За 15 лет подход к таким пациентам и качество терапии в нашей стране изменились колоссально. В настоящее время в России есть все для диагностики и лечения ревматоидного артрита. Все, что есть везде в мире, будет назначено и в российской клинике, но на русском языке.

— При ревматоидном артрите очень высок процент инвалидности. А каков процент наступления ремиссии?

— По программе Treat to target («Лечение до исцеления») в ближайший год мы у 50–60 процентов получим или низкую активность заболевания, или ремиссию. Эти понятия очень близки. Конечно, есть часть пациентов, у которых есть противопоказания для того или иного препарата, могут возникать побочные эффекты. Но, если мы возьмем для расчетов всю популяцию больных, примерно у 70 процентов мы можем получить ремиссию. А в случае с ревматоидным артритом ремиссия — то, чего мы должны достичь.

— Как я понимаю, достигать таких результатов позволяют современные препараты. Но насколько они доступны?

— Чуть больше месяца назад в Минздраве собиралась комиссия как раз по утверждению современных препаратов, необходимых для лечения таких пациентов. И все они, за исключением препарата для лечения системной красной волчанки, — были одобрены для использования в терапии. Это значит, что на них будет зафиксирована цена и они станут более доступными.

— А какова среди них доля российских? Они же должны быть дешевле импортных...

— Сегодня в медицине большое внимание уделяется генно-инженерным препаратам. Это «хай-класс». В России есть компания, которая сейчас разрабатывает такие. И на сегодня уже поставляется российский «Ритуксимаб» («Ацеллбия»), на выходе еще ряд препаратов. Импортозамещение в нашей стране сейчас осуществляется на очень высоком уровне.

— И что можно сказать об их качестве?

— Разработчики четко понимают, что эти препараты не могут быть плохими. Ведь, если ввести недостаточно очищенный препарат, вы сразу же получаете массу побочных эффектов. А это недопустимо. Поэтому качество выпускаемых и разрабатываемых в России препаратов высоко.

МК-история

Ревматоидный артрит — не молодое заболевание. Самые первые его следы относятся к 4500 году до нашей эры! Следы этого заболевания обнаружили на остатках скелетов индейцев в Теннесси (США). На самом первом документе (из обнаруженных на сегодня), в котором описываются симптомы, очень напоминающие ревматоидный артрит, значится 123 год.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру