Сдай батарейку — спаси ежа

Как петербуржцы в Год экологии выстраиваются в очередь к экомобилям

7 ноября 2017 в 17:59, просмотров: 1228

Уже более семи лет по Петербургу колесят «Экомобили» — передвижные пункты приема опасных отходов у населения. Горожане спешат к ним кто с севшей батарейкой, кто с комплектом зимней резины от внедорожника. Все вместе уже успели собрать и сдать более тысячи тонн нехорошего пластика, металла, резины — всего того, что могло долгие столетия валяться на свалках и отравлять жизнь нескольким поколениям.

Сдай батарейку — спаси ежа

Арифметика опасности

Экологи любят приводить такой пример: одна выброшенная в лесу пальчиковая батарейка загрязняет примерно 20 квадратных метров территории. А это ареал обитания в среднем одного ежа, двух кротов и примерно тысячи дождевых червей. Все они рискуют насмерть отравиться содержимым батарейки. Страшно подумать, сколько живности может полечь, если, например, в лес, поле или городской парк выкинуть старый аккумулятор от машины. Не менее опасны для природы, а в конечном счете и для человека, просроченные лекарства, бытовая химия, автопокрышки. Даже навороченные смартфоны, стоящие десятки тысяч рублей, в итоге все равно выходят из строя и могут быть вредны и для хозяев, и для окружающей среды. Поэтому их нельзя выбрасывать в обычную помойку. Из нее отходы свозят на свалки, не сортируя, а там все опасные субстанции постепенно растекаются по полигону, впитываются в почву, испаряются и разносятся ветром. Ответственный человек сдает такой мусор на переработку. Впрочем, легко быть ответственным, если это не требует особых усилий. А если «переработчиков» еще надо поискать, тогда все разговоры о раздельном сборе отходов, о заботе об экологии остаются пустым звуком.

Семь лет назад в Петербурге был запущен проект «Экомобиль». Сначала одна машина, потом две стали ездить по городу (по вечерам они стоят в определенное время в заранее оговоренных местах) и принимать у населения опасные отходы. И народ довольно быстро отозвался на это благое начинание. Пусть с ошибками, спорами, недопониманием, но горожане потянулись к экомобилям и стали отдавать сборщикам старые градусники, батарейки, оргтехнику, банки из-под масляных красок и флакончики от лака для волос.

Ни дня без «улова»

На прошлой неделе корреспондент «МК» в Питере» тоже дошла до «Экомобиля». В тот день он стоял на углу Конного переулка и Кронверкского проспекта. Моя кучка отработавших свое батареек из диктофона затерялась в общей массе таких же севших «элементов питания». Местные жители подходили к автомобилю с более крупным «уловом». Одна женщина сдала целый мешок энергосберегающих лампочек.

— Почти за год скопились. Тут мои и соседкины, — прокомментировала она, отдавая «груз» экологу.

Другой пенсионер сдал пакет с ртутными лампами дневного света. Зашел, прогуливаясь вечером с собакой. Еще в «Экомобиле» к тому времени уже скопилось пара комплектов автопокрышек, груда разномастных лампочек, старый аккумулятор, в отдельных контейнерах прятались просроченные таблетки и старые ртутные градусники.

— У нас не бывает такого, чтобы мы приехали на точку, а никто не пришел. В худшем случае 1–2 человека будут. Но в среднем за вечер у нас бывает человек 20–30, — рассказал специалист-эколог «Экомобиля» Леонид Бардашов. — Несут в равной степени все, что мы принимаем, много лампочек, батареек, лекарств. А сейчас еще сезон старых покрышек. Так бывает два раза в год — осенью и весной. Когда люди меняют колеса, старые часто сдают нам.

По словам Леонида Бардашова, за прошедшее время, что «Экомобили» работают в городе, петербуржцы к ним привыкли, научились пользоваться, большинство разобралось, что является опасными отходами, а что нет.

— Мы не принимает стеклянные банки и бутылки, макулатуру — этим занимаются другие организации, — объяснил Леонид. — Мы не берем отходы юридических лиц, по закону они должны утилизировать их официально, заключая договоры с соответствующими организациями. Бывает, что и нам пытаются сдать штук по 200 люминесцентных ламп. Но понятно же, что в обычной квартире столько не нагорит. Таким «клиентам» отказываем, иначе это станет нормой, что неправильно.

По наблюдениям экологов, к «Экомобилям» приходят самые разные люди — то дети прибегают с коробочкой батареек, то старушки «оптом» сдают просроченные медикаменты. Есть и идейные экоактивисты, и проходящие мимо случайные люди. Сдают и старые утюги, и предпоследние разбитые айфоны.

Промышленности нужны ваши градусники

За один вечер «Экомобиль» обычно заезжает на две точки в городе. Время работы этих мобильных пунктов сбора опасных отходов рассчитано так, чтобы к ним было удобно подойти вечером после работы. И уже почти ночью машины уезжают «на базу» — на пункт сортировки мусора на Волхонском шоссе. Там дневной улов разбирают и в дальнейшем распределяют по полигонам или предприятиям. Что же происходит с разного рода мусором:

Ртутьсодержащие вещи — градусники, энергосберегающие лампочки и прочие приборы — разбирают на демеркуризационной установке. Добытая ртуть затем снова используется в промышленности.

Отработанные элементы питания (батарейки и аккумуляторы) передаются на специализированное предприятие, где из них извлекаются тяжелые металлы и железо, которые снова уходят в производство.

Бытовая, компьютерная и оргтехника разбирается на отдельные составляющие — пластик, металл (в том числе в малых дозах драгоценные металлы), отходы печатных плат. Все это уходит на вторичное использование.

Отходы бытовой химии и химические вещества, отработанные масла скапливаются на площадке в Петербурге, а затем отправляются на обезвреживание. После этого их можно утилизировать.

Лекарственные препараты с истекшим сроком годности, использованные и просроченные шприцы и иглы передаются на спецпредприятия для термического обезвреживания и уничтожения.

Автомобильные аккумуляторы разбираются на составные части, свинец после этого идет на переплавку, электролит на обезвреживание.

Автомобильные покрышки направляются на предприятие, где из них делают резиновые изделия.

Что можно сдать в «Экомобиль» и в стационарные экопункты:

— ртутные лампы (люминесцентные и компактные энергосберегающие). Обычные лампы накаливания не относятся к опасным отходам и их не принимают;

— ртутные термометры и другие ртутьсодержащие приборы;

— отработанные батарейки и аккумуляторы;

— бытовую, компьютерную технику и оргтехнику (но только от частных лиц).

— бытовую химию, лаки и краски. Только обратите внимание на упаковку. Если на ней есть значок перечеркнутого мусорного бака, означающий, что эту емкость нельзя выкидывать в обычную мусорку, смело несите ее экологам. Если же такого значка нет — все в порядке, флакон можно смело выбрасывать в помойку;

— лекарства с истекшим сроком годности, использованные и просроченные шприцы и иглы (таблетки и прочие медикаменты при этом необязательно доставать из упаковок);

— автомобильные аккумуляторы;

— отработанные масла;

— автомобильные покрышки.

Узнать о времени и месте стоянки «Экомобилей», а также адреса стационарных экопунктов можно на сайте ecomobile.infoeco.ru.

Что можно сдать в экотерминалы:

— компактные энергосберегающие лампы;

— ртутные термометры;

— батарейки.

Что можно сдать в экобоксы:

Только севшие батарейки и небольшие аккумуляторы, например, от сотовых телефонов.

Кстати

Не прячьте вы таблеточки по банкам и углам

Экомобиль — не единственная возможность сдать опасные для окружающей среды отходы. Помимо передвижного пункта сбора, есть еще и восемь в разных районах города.

Кроме того, уже по всему городу установлены экотерминалы (их уже около 200). И, наконец, с недавних пор стал развиваться проект экобоксов. Их ставят в крупных магазинах, на заправках, в спортивных комплексах, на предприятиях, в школах и даже просто в подъездах многоквартирных домов. В общем, теперь было бы желание — и опасные мелочи всегда можно выкинуть или сдать аккуратно, чтобы не навредить природе и себе.

МК-Статистика

За первые 9 месяцев 2017 года петербуржцы сдали

Ртутных ламп — 25,8 тонны

Лекарств — 4,4 тонны

Батареек и мелких аккумуляторов — 56,2 тонны

Автопокрышек — почти 86 тонн

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга





Партнеры