Кто поддержит малый бизнес?

«МК» в Питере» выяснил, какие отрасли в Петербурге развиваются активно, а в чем предпринимателям нужна помощь

О том, что происходит на рынке, кто готов оказывать поддержку малым и средним предприятиям и в чем сегодня нуждается бизнес, эксперты рассказали в ходе круглого стола, организованного «МК» в Питере» совместно с порталом ttfinance.ru.

«МК» в Питере» выяснил, какие отрасли в Петербурге развиваются активно, а в чем предпринимателям нужна помощь

Ситуация с малыми и средними предприятиями в городе неоднозначная. Сначала профильный комитет сообщает о том, что их число в Северной столице растет, затем о том, что оно сокращается. В то же время, как говорят эксперты, количество зарегистрированных предприятий — вовсе не показатель. А все потому, что рыночные условия таковы, что один человек для оптимизации и безопасности производственного процесса может зарегистрировать несколько юридических лиц. 

Есть куда расти

Владимир Меньшиков, председатель Совета НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга»:

— Если мы хотим понять, что происходит на рынке, нам необходимо смотреть вовсе не на количество юридических лиц. Думаю, самый правильный показатель — количество налоговых поступлений и количество занятых. В странах с развитой экономикой субъекты малого бизнеса генерируют до 50% ВВП, в Петербурге это 25%. И это, надо отметить, один из лучших показателей по стране.
Чтобы показатели изменились в лучшую для предпринимателей и страны сторону, необходимо менять ситуацию на государственном и социальном уровнях. Однако задача это сложная и не может быть решена быстро. Почему? Это связано прежде всего с тем, что сейчас у нас предприниматель зачастую не защищен, а законодательная база строится так, что он в любом случае виноват. 
Например, в случае отзыва лицензии у банка, что в последнее время происходит довольно часто, предприниматель не может получить свои средства, но обязан продолжать платить налоги и выплачивать зарплату. Выходом могло бы стать страхование вкладов юридических лиц. Вообще любые законодательные изменения, трансформация всей системы, которая повысила бы защищенность предпринимателей. 

При той ситуации, что сложилась в экономике и законодательстве сейчас, сложно говорить о хорошем инвестиционном климате. 

А довольные есть?

Несмотря на то, что у бизнесменов всегда найдется, на что пожаловаться, в общем сами же предприниматели в целом позитивно оценивают происходящие в экономике изменения.

Александр Хайкинсон, директор Департамента малого и среднего бизнеса Санкт-Петербургского филиала ПАО «Промсвязьбанк».

— Наш банк совместно с «ОПОРОЙ РОССИИ» ежеквартально замеряет индекс деловой активности МСБ — Индекс опоры RSBI, и мы видим, что на протяжении всего 2017 года он растет. Например, по итогам 9 месяцев 2017 года он составляет 53 базовых пункта (значение индекса выше 50% оценивается как позитивное настроение участников. — Прим. ред.). При этом показатели деловой активности по среднему бизнесу порядка 57%. Безусловно, чем крупнее бизнес, тем предприятие чувствует себя увереннее, и у них раньше происходят изменения в положительную сторону.

Какие сферы развиваются?

Понятно, что бизнес идет туда, где есть потенциал развития. Где его видят петербургские предприниматели?

Как показывает статистика, основная масса работает в сфере торговли (они же чаще других обращаются за кредитами в банк). 50% этого рынка именно за малым бизнесом. На втором месте — предприятия, совершающие операции с недвижимостью. На третьем — небольшие компании, предоставляющие различные услуги, в том числе общественного питания. На четвертом — маленькие и не очень строительные организации. 

Готов ли бизнес кредитоваться?

В начале 2015 года многие банки из-за нестабильной экономической ситуации в стране отказались от кредитования малого и среднего бизнеса. А оставшиеся выставляли такие барьеры, что через решето требований могли просочиться лишь 10–20 процентов клиентов. Что происходит сейчас? Готовы ли бизнесмены брать, а банки давать займы под развитие бизнеса?

Александр Хайкинсон:

— Промсвязьбанк не прекращал кредитовать предпринимателей. Но объемы кредитования снизились в 2015 году. Бизнесу нужно было перестроиться под новые экономические реалии, а банкам — разобраться со сложившейся ситуацией. И уже к середине 2015 года обозначилась определенная стабильность. Со второй половины 2016 года наметился рост, динамика выдачи кредитов увеличилась. С начала 2017 года объем выдачи кредитов малому и среднему бизнесу в Промсвязьбанке вырос на 50%. В Санкт-Петербурге объем выдачи за 9 месяцев 2017 года составил более 90% от выдачи 2016 года. Мы готовы финансировать малый и средний бизнес на сумму до 250 млн рублей. Средний же чек на сегодня составляет примерно 15–20 млн рублей.
Антон Большаков, заместитель управляющего Петербургским филиалом ЮниКредит Банка, коммерческий директор региона «Санкт-Петербург Север»:

— В нашем банке также отмечают очевидный прирост числа клиентов сегмента МСБ. В Петербургском филиале он составил порядка 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На это есть несколько причин. Во-первых, отзыв лицензий и тревожный информационный фон имеют влияние на настроения клиентов, которые, не желая терять деньги, переходят в более надежные, на их взгляд, банки. Сейчас при выборе кредитной организации позиции банка более приоритетны, чем привлекательная стоимость обслуживания.

Во-вторых, сегодня в банк приходят все более подготовленные клиенты: они понимают, для чего банку нужны те или иные документы, и готовы их предоставить. Многие процессы автоматизируются и упрощаются, это позволяет ускорить процессы взаимодействия с клиентами, что благоприятно влияет на работу. В-третьих, на прирост числа клиентов в нашем банке повлияла запущенная банком программа «Свободная касса», в рамках которой мы предоставляем клиентам сертификат на приобретение кассы нового образца. Однако это частный случай, не оказывающий сильного влияния на общую картину.

А кто еще поддержит?

С «натренированными» бизнесменами понятно — они знают, как получить кредит, и активно этим продуктом пользуются. А что делать представителям микробизнеса? Или тем, кому нужно поручительство? Таким предпринимателям приходит на помощь профильный Фонд. И объем заявок в него лишь растет. 

Александра ПиткЯнен, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса:

— Мы наблюдаем положительную динамику как с точки зрения оформления документов, так и качества поступающих заявок. Несмотря на то, что в связи с отзывом лицензий количество банков-партнеров сократилось с 60 до 51 партнера, оставшиеся игроки с малым бизнесом работают активно. Особенно госбанки и крупные коммерческие. Практически все они работают с программой «Шесть с половиной».

В этом году мы пересмотрели свои программы, теперь по поручительству предприниматель может получить поддержку до 100 млн рублей. Помимо этого, мы снизили размер комиссии на 1%, и теперь он составляет 0,75% годовых. 

В этом году мы получили 250 млн рублей, из них 200 млн направлены на программу получения поручительств, а 50 млн зарезервированы на программу микрофинансирования. Программа пользуется очень большим спросом. Чтобы получить микрофинансирование, предпринимателю необходимо обратиться в Фонд, представить пакет документов, который значительно упрощен по сравнению с банковским: уставные документы, отчетность, формы, разработанные Фондом. Также необходимо залоговое обеспечение — недвижимость, оборудование или автотранспорт. По программе микрофинансирования можно получить до 3 млн рублей, ставка для производственных компаний у нас составляет 5% годовых, для остальных — 10%. Заявки рассматриваются в течение 3–5 дней с момента составления полного комплекта документов. 

Только цифры

По данным Александры Питкянен, в текущем году количество обращений в Фонд увеличилось на 50%. Уже просмотрено 280 заявок, в виде поручительства предприниматели получили 2,5 млрд рублей. Было обеспечено около 6 млрд кредитных средств. 

За весь период деятельности Фонда было рассмотрено 3800 заявок, на более 18 млрд рублей было заключено договоров поручительства, 48 млрд рублей предприниматели привлекли в свой бизнес при поддержке Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса. 

Помогут и советом

Еще несколько лет назад банки создавали «Клубы клиентов», организовывали бизнес-встречи и обучающие семинары, даже телефоны дарили. Сегодня, как говорят эксперты, этим мало кого завлечешь. Предприниматели точно знают, что хотят от банка, и выбирают исключительно по своим актуальным для них запросам. 

Антон Большаков:

— Сегодня мы уделяем большое внимание сервису. Стараемся, чтобы клиент получил качественную консультацию. Клиент, например, может прийти к нам с конкретным бизнес-кейсом, и наши специалисты помогут ему разобраться с появившимися проблемами и вопросами. 

Также существуют различные программы, которые действительно включают в себя подарки для клиентов, бизнес-встречи и семинары. Они по-прежнему актуальны для клиентов, но скорее являются дополнительным нюансом при выборе из схожих предложений в различных банках. При этом можно констатировать, что в настоящее время сам рынок поставляет клиентов, приходят те, которые хотят прийти. И любой банк, если он имеет хорошую репутацию и хорошие перспективы развития, уже получает конкурентные преимущества. А временные программы — скорее бонус для клиентов, чем элемент конкурентной борьбы. 

Александр Хайкинсон:

— Мы видим будущее в развитии digital-направления. Чтобы клиент мог онлайн получить аналогичные продукты и услуги, что и офлайн. Мы видим банк будущего как некий финансовый гипермаркет, где можно купить любую услугу за разумную рыночную стоимость, не тратя на это много времени. Депозит, эквайринг, банковские гарантии — все это уходит в онлайн. Но при этом в офисах оформляется юридическая и финансовая поддержка, есть специальные пакетные предложения по страхованию с нашими партнерами. Суть в том, чтобы клиент, приходя в банк для открытия счета, получил возможность воспользоваться всеми необходимыми ему финансовыми и юридическими услугами.

А если банки не кредитуют?

Еще одно направление, способствующее развитию малого и среднего бизнеса, — лизинг. Появилось оно относительно недавно, но постепенно начало набирать обороты. На сегодня доля лизинга на рынке составляет 8%. И это, как уверены эксперты, далеко не предел. К тому же статистика говорит о том, что интерес к этому продукту лишь возрастает. К слову, программу лизинга планирует запустить и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. 

Дмитрий Белодед, представитель Объединенной лизинговой ассоциации, директор филиала АО «ЛК «Европлан» в г. Санкт-Петербурге:

— По данным агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса за 1-е полугодие 2017 года вырос на 55%, до 427 млрд рублей, что стало рекордным значением для первых 6 месяцев за всю историю лизингового рынка в России. Драйверами в текущем полугодии выступили транспортные сегменты: авиационный, автомобильный и железнодорожный, прирост объема нового бизнеса которых составил 91, 38 и 77% соответственно. Автолизинг остается крупнейшим сегментом рынка. Так, прирост объема лизингового бизнеса за 6 месяцев 2017-го по легковому автотранспорту составил 24%, а по грузовому — около 55%. В целом позитивную динамику показали 13 сегментов, что на 1 сегмент больше, чем в предыдущем году. Будущее рынка лизинга — за специализированными компаниями, которые сфокусированы на определенных сегментах. При этом сегмент автолизинга, долгие годы развивавшийся за счет успешной работы частных лизинговых компаний и не являющийся критичным в плане регулирования, продолжит двигать вперед весь лизинговый рынок.

Клиенты выбирают лизинг по нескольким причинам. Во-первых, на выбор влияет стоимость лизингового продукта. Конкурентоспособный продукт зависит от совокупности факторов, один из немаловажных — фондирование на рынке заимствований. Во-вторых, лизингополучателей привлекают сервис и скидки, которые они получают от специализированных лизинговых компаний, и государственные программы поддержки автопрома. В-третьих, возможность повторного финансирования на еще более выгодных условиях.

В чем нуждается бизнес?

В ходе нашего общения с экспертами сложилось полное впечатление, что выход и варианты у бизнеса, какими бы ни были его размеры, найдутся всегда. Но, как известно, нет предела совершенству. Что же нужно бизнесу, чтобы в России, как в странах с развитой экономикой, субъекты малого бизнеса генерировали до 50% ВВП?

Владимир Меньшиков:

— Я думаю, важно, чтобы в ближайшее время не было каких-то законодательных изменений. Так как часто они происходят неожиданно, и люди просто не понимают, как работать в сложившихся реалиях. Самое главное — зафиксировать правовую базу.

Анатолий Дижевский, заместитель главы координационного центра общественных приемных профсоюза малого и среднего бизнеса «Единение»:

— Мы, как общественная организация, которая регулярно общается с предпринимателями, видим, что предприятия малого и среднего бизнеса готовы принимать участие в госзакупках, но есть такая сложность, как предоставление обеспечения и отсутствие гарантий. Как правило, в этом случае большим преимуществом обладают более крупные компании. Предпринимателям, как правило, сложно выделить крупные суммы на обеспечение, возврат которого к тому же часто длится очень долгое время. Я считаю, что это большая проблема, и ее решение стало бы большим толчком к развитию малого и среднего бизнеса в нашей стране. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру