Что происходит в Крыму — на полуострове, полностью изменившем жизнь России

Что происходит в Крыму — на полуострове, который до неузнаваемости изменил жизнь России? Этим вопросом в стране задаются многие. И как сильно изменился сам Крым, оказавшись три года и пять месяцев назад в «родной гавани»? В последний раз я был здесь в 1992-м. Когда независимая Украина пыталась захватить, переподчинить себе Черноморский флот. Было непривычно и горько наблюдать, как такой знакомый и близкий с детства Крым уплывает. Теперь непривычно осознавать, что он вернулся. За 25 лет я успел от него отвыкнуть. И вот снова попал в Севастополь. Как будто заново открывал для себя Крым.

Что происходит в Крыму — на полуострове, полностью изменившем жизнь России

Несбывшийся прогноз

Перед началом летнего сезона многие эксперты предрекали: из-за возобновления авиасообщения с Турцией турпоток в Крым сильно упадет. Подводить итоги еще рано. Но первый признак, что все не так драматично, — тип самолета, на котором мы летели. Огромный «Боинг-747» был заполнен пассажирами. Кстати, и официальная статистика аэропорта Пулково подобные тревоги не подтверждает.

МК-справка

В июне 2016 года из Питера в Симферополь и обратно было перевезено 71 072 пассажира, а в июне 2017-го — уже 80 158 (плюс 13 процентов). Для сравнения: пассажиропоток в Сочи составил 58 897 человек. Так что даже дешевая Турция не отбила у питерцев желания лететь в Крым.

Перемены в судьбе Крыма видны уже в аэропорту Симферополя. Там строится здание нового аэровокзала. Это один из главных инфраструктурных проектов, с которыми пришла в Крым Россия. Наряду с Керченским мостом и объектами энергетики.

На выходе вас, разумеется, атакуют таксисты. В первый момент по сравнению с Питером цены приятно удивят. За доставку к нужному дому в Севастополе (а это расстояние под 100 километров) просят полторы тысячи рублей на двоих. Но важно удержаться от соблазна и идти дальше. Таксисты в задних рядах предлагают уже тысячу. Однако если и тут проявить твердость и заставить себя пройти еще сто метров да автовокзала, вы узнаете, что доехать до Севастополя (в нашем случае на микроавтобусе «Мерседес») стоит всего 142 рубля 50 копеек с человека плюс 14 рублей 25 копеек за чемодан. Правда, довезут вас не до подъезда, а только до севастопольского автовокзала. Но там по телефону можно вызвать дешевейшее местное такси, которое за 200 рублей доставит вас на другой конец города. В общем, поездка обошлась нам в итоге в 500 рублей на двоих.

МК-справка

Стоимость проезда в Севастополе:

— Троллейбус — 12 рублей

— Маршрутка — 17 рублей

Первое, чего ждет какой-нибудь «продвинутый» пользователь «Фэйсбука», верящий западным или украинским СМИ, — это явного присутствия в Крыму военных. Страшные слова «аннексия» и «оккупация» подразумевают вооруженные патрули, блокпосты... За неделю путешествий по Южному берегу Крыма, Севастополю и его окрестностям, мы так и не встретили людей в военной форме. Ни одного! И даже почти не видели полицейских, включая гаишников. А ведь еще недавно, «при Украине», последних, по рассказам таксистов, было немало, и мзду они брали исправно. Но теперь на столбах в Севастополе установили много видеокамер. Да и ряды местных силовиков и правоохранителей сильно почистили. Заменили сотрудниками с Материка. Так крымчане называют Россию.

Автомобильный бум

Дороги, по которым лично нам доводилось ездить, были вполне приличными. Но в целом местные на них жалуются. Настоящий коллапс случился в декабре прошлого года. В Крыму, где автомобилисты не знают, что такое зимняя резина, выпал снег. Дороги замерзли. Много машин побилось. Но еще больше пострадало, когда потеплело. Снег сошел, оставив на память о себе дыры в асфальте, в которые угодили сотни автомобилей. Да и вообще нагрузка на дороги сильно увеличилась. Потому что с возвращением Крыма в Россию на полуострове заметно выросло число машин. Это такой чисто крымский феномен, о котором стоит сказать отдельно. Дело в том, что нынешняя Украина сильно напоминает Россию бардачных 90-х годов. Не доверяя обесценивающейся национальной валюте, люди там в расчетах друг с другом активно используют доллары, и все, включая пенсионеров, хранят в них свои сбережения. До недавнего времени так вели себя и крымчане. А в 2014 году, когда они благополучно покинули «сумасшедший дом имени Бандеры» и начались разные геополитические катаклизмы, — рубль обесценился вдвое, гривна — втрое. Из этой разницы можно было извлечь выгоду. Многие крымчане продавали свои старые машины за валюту на Украине и покупали в Краснодарском крае за рубли новые, которые обходились им в полтора, а то и в два раза дешевле.

Такие примеры резкого улучшения материального благополучия только усиливали всеобщую эйфорию в связи с возвращением в «родную гавань».

Свет, газ, вода — без перебоев

Перед поездкой в Крым мы были наслышаны о всяких неудобствах жизни на полуострове. Перебои с подачей электричества, газа, горячей и даже холодной воды... Не верьте, все это чушь. Украинская блокада доставляла неудобства крымчанам лишь в первое время, пока не заработал энергомост. Знакомый, переехавший почти год назад из Питера в Симферополь, свидетельствует, что за все это время в его квартире не было никаких отключений. О том же говорят приятели, давно живущие в Севастополе и на западе полуострова, в районе мыса Тарханкут. Причем заметим: плата за коммунальные услуги в Крыму в два раза ниже, чем в Питере.

Реальное неудобство — дорогой роуминг. Поэтому самый выгодный вариант мобильной связи в Крыму для туриста — купить местную симку.

Еще существует заблуждение, что на полуострове невозможно пользоваться банковскими картами, а стало быть, отдыхающим необходимо как в дремучие годы везти с собой крупную сумму наличными. Оказалось, страхи преувеличены. Это карты Visa и Mastercard, выданные где-нибудь в США или Европе, в Крыму не работают. А теми, что выпущены в России, на полуострове спокойно можно расплачиваться в кафе, на заправках, в сетевых магазинах... И снять наличные в банкомате не проблема. Правда, с комиссией в 1–3 процента. Потому что ни один собственно «материковый» банк (кроме банка «Россия») в Крыму не представлен. Существуют разные способы более выгодного обналичивания денег туристами, их легко можно найти в интернете. Но мы этим не заморачивались. Слишком мелкая проблема по сравнению с теми плюсами, которые дает отдых в Крыму.

Вежливые люди

Во-первых, неописуемая красотища! Даже многие раскрученные курортные районы Италии, например, Сардинии и Сицилии, уступают Крыму в великолепии береговой линии. А уж какой-нибудь Римини по сравнению с ним выглядит просто отстойно. Южный берег Крыма прекрасен не только днем. Ехать после заката по плавному серпантину Южнобережного шоссе — особое удовольствие. Трасса отличная. Фонарей на ней почти нет. Вместо них — красные и белые цепочки огней светоотражателей на поворотах. Слева в свете луны блестит море. Справа из темноты вырастают белые крымские горы. Дух захватывает!

Во-вторых, в Крыму нет никаких языковых проблем, а значит, никакого психологического напряга.

В-третьих, вокруг тебя — вежливые люди. Это не шутка. Мы брали машину напрокат («Дэу Ланос» — 1000 рублей в сутки, ОСАГО, залог — 10 тысяч). Сразу бросилось в глаза очень корректное поведение водителей на дорогах. Вообще крымчане произвели впечатление спокойных, отзывчивых и неконфликтных людей. Даже в ситуациях с бывшими соотечественниками по Украине.

Сцена в универсаме. Девушка пробивает на кассе чипсы, орехи и пиво.

— У вас есть паспорт? — спрашивает кассир.

— Ни, — удивляется девушка. — А зачем?

— Лицам до 18 лет пиво не продается.

— А у нас в Харькове такого нет.

— По закону Российской Федерации продажа алкогольных напитков лицам до 18 лет запрещена, — повторяет кассир.

— Между прочим, Севастополь — украинский город, — сердито огрызается девушка, оставшаяся без пива. Другие покупатели начинают над ней смеяться. И уже к месту конфликта спешит охранник.

— Девушка, вы это хоть двадцать раз повторите, все равно ничего не изменится, — говорит он с улыбкой. — Чипсы и орешки брать будете?

Каких-то серьезных конфликтов между бывшими соотечественниками на крымских пляжах и улицах нет. Украинцев в Крым приезжает все еще много, но ведут они себя смирно.

А подавляющее большинство самих крымчан и сейчас, спустя три года, горячо поддерживают возвращение в Россию. Открытых противников «Крымской весны» встретить трудно. Но попадаются «воздержавшиеся».

Пляжи — народу!

Мы остановились в Севастополе у друзей, недалеко от парка Победы. Он напоминает Парк 300-летия Петербурга. Тоже заканчивается большим пляжем и аквапарком. Отличное место отдыха с множеством развлечений. В последние украинские времена парк прозябал, утопал в мусоре. Теперь с ним опять все нормально. В аквапарке «Зурбаган», который раскинулся на двух квадратных километрах (взрослый билет на весь день — 1200 рублей, детский — 1000), и на пляже — многолюдно. Над сообщениями украинских СМИ о пустующих крымских пляжах местные жители смеются. В июле на мелкой гальке парка Победы яблоку негде было упасть.

Можно взять большой зонт за 150 рублей, лежак — за 100. Можно не брать. Пляж чистый, есть зона для инвалидов. На наших глазах одного привезли на коляске, по раскладной деревянной дорожке подкатили к воде, а дальше надели жилет, пересадили в специальную надувную конструкцию, из которой он, впрочем, быстро уплыл и плескался наравне с остальными. При Украине подобного отношения к «особенным людям» не наблюдалось. На набережной — скалодром, сегвеи, магазинчики, ресторанчики, шашлыки, чебуреки... Да чего только нет!

Если же говорить в целом о Крыме, то пляжная инфраструктура еще далека от совершенства и, можно сказать, создается заново. Лично мы, помимо Севастополя и его окрестностей, посетили Форос, Симеиз, Ялту, Курпаты. Нам везде было здорово, но друзья приводили и негативные примеры. Например, на общественном пляже в Солнечногорском — ни кабинок, ни урн. Хотя за сезон в этом маленьком поселке отдыхает под 20 тысяч человек. Но у местной администрации, видимо, нет сил и ресурсов для того, чтобы нормально встретить гостей. Возможно, обустроить инфраструктуру таких вот поселочков и поможет курортный сбор.

Есть и платные пляжи. Великолепные, чистые, с защитой от медуз. Но входная цена вас рассмешит — всего 30 рублей. И еще одно принципиальное новшество — российская власть потихоньку расчищает людям доступ к воде. В украинские времена почти вся береговая линия была кем-то захвачена, отдыхающим оставили крошечные пляжные резервации, которые еще нужно было умудриться найти. Теперь ситуацию приводят в соответствие с российским законодательством, запрещающим ограничение доступа к водоемам.

В том же Севастополе рядом с парком Победы всех желающих теперь пускают на пляжную территорию пятизвездочного курортного комплекса «Аквамарин». Мы купались на пляже санатория «Курпаты», который открыли только в этом году. И на пляже санатория «Форос», когда-то построенного по заказу управделами КПСС, где дорога к морю лежит через великолепный санаторский парк, созданный в ХIХ веке и более напоминающий ботанический сад. Ветки некоторых деревьев разрослись метров на 10–15, их поддерживают металлические подпорки.

От Путина до барабульки

В Крыму хватает экзотики. Например, в других городах России (возможно, за исключением Чечни) вы не увидите столько портретов и изречений Путина на рекламных постерах. Как не увидите жареной барабульки — маленькой розовой рыбки. Для крымчан она такая же местная достопримечательность, как для нас корюшка. Какая рыба лучше? Тут дело вкуса. Лично я голосую за барабульку. На пляже парка Победы ее можно было попробовать как в ресторане (370 рублей за 200-граммовую порцию), так и в рыбном киоске (220 рублей за те же 200 грамм). В киоске вкуснее, да и готовят у тебя на глазах. А еще в Крыму обязательно надо попробовать местных черноморских креветок и моллюсков-рапанов. Повсюду там продают живых раков. В последнее время появились новые хорошие вина. А те же «Массандра» и «Инкерман» в Крыму, понятное дело, дешевле, чем в Питере.

В магазинах — изобилие. Но цены на продукты примерно такие же, как у нас. Даже на фрукты (черешня в июле — 250–300 рублей, персики, абрикосы — 90–120 рублей). Это было неприятным открытием, особенно с учетом того, что зарплаты в Крыму по сравнению с питерскими небольшие. Отчасти причина в нынешних сложностях с доставкой товаров. Но приятель из Симферополя уверяет, что на рынках основные продукты — мясо, овощи, фрукты — ощутимо дешевле, чем в магазинах, и местные затариваются именно там. Есть надежда, что ситуация с ценами изменится после открытия Керченского моста, который улучшит продуктовую логистику. Но эта надежда может не сбыться. Причина — в психологии крымского бизнеса.

Кто оккупант?

Здесь привыкли заряжать цены. Особенно в курортный сезон. Не слишком заботясь при этом о качестве предоставляемых услуг и товаров. На протяжении последних десятилетий в Крым ездили отдыхать по большей части украинцы. Это публика непритязательная. Готовая довольствоваться жильем в съемных халупах и ходить на пляж со своим салом и супом. А россияне уже освоили зарубежные курорты и привыкли совсем к другим стандартам сервиса. Когда Крым стал российским, местные жители обрадовались, что сейчас к ним вместо украинцев хлынут более состоятельные российские туристы, и тупо подняли цены. На все. Включая те же халупы.

Приятель с Тарханкута рассказал об одном знакомом украинце, который в ожидании «богатых москалей» задрал цену на свою летнюю пристройку в саду с удобствами во дворе. Да так и не смог ее сдать. Теперь осталась надежда только на украинских дайверов, которые уже привыкли ездить к нему каждый год и жить в спартанских условиях. А перед более серьезными украинскими бизнесменами, купившими или построившими в свое время недвижимость на берегу с целью стричь деньги с туристов, встала проблема в лице российского законодательства. Теперь владельцы турбаз и гостевых домов обязаны делать все как положено — пройти лицензирование, соответствовать определенным стандартам, платить налоги. Многие не могут или не хотят. В результате им запрещено обслуживать туристов. Некоторые турбазы простаивают. А немалая часть объектов, как выяснилось, и вовсе построены незаконно. Их здесь называют шалманами.

И, слава богу, эти самострои уже начали сносить. В мае-июне власть ликвидировала целый шалман-городок на одной из главных крымских достопримечательностей — горе Ай-Петри, куда ведет канатная дорога.

Шалман — это то, во что превращала Крым украинская власть. Десятилетиями не вкладывая ни копейки в инфраструктуру республики, она только высасывала соки из полуострова и всюду насаждала вот эти времянки — ларьки и халупы. Но при этом не забывала раскрашивать стены, заборы и мусорные баки в жовто-блакитные цвета. Так ведут себя захватчики, оккупанты. Это, кстати, подтверждается и количеством войск, которые до 2014 года держала Украина в Крыму. На маленьком полуострове, который составлял 1/22 часть государства, было сосредоточено 30 тысяч военных — 1/6 часть ВСУ!

Чего не хватает для полного счастья

Россия пришла в Крым всерьез и надолго. Это видно. И крупные инфраструктурные проекты, такие как Крымский мост, новый аэропорт, электростанции, конечно, очень позитивно скажутся на экономике полуострова. Но также заметно, что Крыму очень не хватает крупных российских игроков — сетевых магазинов, ресторанов, гостиниц и т. д., которые стали бы распространителями новых стандартов сервиса. Как не хватает нормальных руководителей. Многие бывшие украинские чиновники по большей части из «Партии регионов» быстренько переметнулись в «Единую Россию» и продолжают рулить. Часто именно они тормозят или даже саботируют перемены. Например, снос шалманов и незаконных построек, на появление которых сами же в недавние украинские времена закрывали глаза...

Сегодня местные крупные компании стараются набирать топ-менеджмент в России. Они понимают, что люди с материка могут вывести их бизнес на новый уровень. Но сами эти менеджеры признаются, что им нелегко. Приходится постоянно бороться с местным менталитетом — обосновывать, доказывать, казалось бы, очевидные решения. И эти люди, кстати, как ни парадоксально, приветствуют возобновление туристического сообщения между Россией и Турцией. Они надеются, что конкуренция отрезвит местных крымских отельеров, которые, пытаясь сорвать максимум прибыли, завышают до неприличия цены в высокий сезон.

Главное впечатление — полуостров, как и вся Украина, застрял где-то в 90-х годах, но на глазах поднимается из этих руин. Хотя и не так быстро, как хочется. Например, по всему Крыму меняют коммуникации. Начали со школ и детских садов. Потихоньку добрались и до жилых домов. Один севастопольский сантехник рассказал, что ему звонили недоуменные обитатели микрорайона Летчиков — спрашивали, почему у них после замены в подъездах труб и стояков потеплели змеевики в ванных. Севастопольцы уже позабыли, что змеевики и должны быть теплыми!

— Я езжу на работу одной и той же дорогой, — рассказал знакомый петербуржец, ставший недавно крымчанином. — Год назад она была убита, и я добирался за полчаса. Но теперь ее отремонтировали, и я трачу только 15 минут. Год назад на газонах и обочинах вдоль этой дороги лежал мусор. Теперь его нет.

Привет Украине!

Вот, чтобы украинцы не увидели подобных перемен, чтоб и дальше пребывали в уверенности, что в Крыму голодно, холодно, пусто и страшно, власти «незалежной» организовали в июле очередную блокаду. Резко усложнили пропускной режим на границе для своих соотечественников, желающих приехать на отдых в Крым. В один из первых дней блокады с полуночи до 6 часов утра из 48 машин пропустили только 24. По четыре машины в час! Не важно, что в этой очереди были матери с детьми, в том числе совсем маленькими. А на КПП никаких удобств — только вагончик для пограничников. Люди с автоматами не проявляли никакого сочувствия к соотечественникам, только ходили, посмеивались. Украинские власти говорят, что у них теперь европейские ценности, безвиз, венская опера, кофе в Париже... Да они и к своему населению относятся, как оккупанты. А о прелестях безвиза пусть украинцам расскажут молдаване, один из самых нищих народов Европы. Визы им отменили в 2014 году, но от этого они жить лучше не стали.

Мне доводилось видеть украинцев в итальянском Неаполе. Но они не были похожи на «любителей оперы». Там недалеко от вокзала собирается украинская толкучка, что-то вроде уличной биржи труда. Стоят с табличками «Ищу работу» несчастные, бедно одетые, с плохими зубами тетки и мужики. И находят. Официантками, посудомойками, сиделками при итальянских пенсионерах... Тут же на бирже лоток с украинскими газетами на русском языке со злобными антироссийскими заголовками. В воздухе алкогольные пары, мова и русский мат. На лобовом стекле старой «Газели», на которой эти «еуропэйцы» доехали до Неаполя, указан обратный маршрут «Киев, Луцк». Как же надо было намучиться, добираясь из Киева сюда, за тридевять земель, через несколько стран на этой разбитой машине! Добро пожаловать в новую жизнь! Теперь это ваша судьба. Базар-вокзал и черная работа в мусорном криминальном Неаполе — вот такая у вас Европа. Живите в ней. А Крыма вы не заслуживаете. Предателям нет места в раю.

Сюжет:

Возвращение Крыма

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №34 от 16 августа 2017

Заголовок в газете: Возвращение в рай. Субъективные заметки о Крыме

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру