Могло ли кабельное ТВ убить ребенка

Полуторагодовалый мальчик погиб, коснувшись ТВ-кабеля

В Петербурге идет судебный процесс над сотрудником Ростелекома, которого обвиняют в оказании небезопасных услуг. Все началось с того, что малыш, который только учился ходить, схватился одной рукой за радиатор батареи, а другой — за разветвитель кабельного ТВ. И умер от удара током. По версии следствия, это произошло из-за того, что в доме, где жил ребенок, компания «Ростелеком» не заземлила свое оборудование. Адвокат потерпевших рассказал «МК» в Питере», что в городе есть и другие здания с такими же проблемами.

Полуторагодовалый мальчик погиб, коснувшись ТВ-кабеля

«Надо как-то дальше жить»

Это был конец мая. Два брата — полуторагодовалый Тихон и Никодим (он старше на год) — играли в комнате. Рядом была мама, папа работал. В общем, все было как всегда.

— Мы тогда как раз отучали Никодима от подгузников. И была такая ситуация, что он не справился с поставленной задачей, и мама понесла его мыть попу, — рассказывает отец детей Григорий Малиев. — Ее не было минуты четыре, за это время Тиша подполз к стене и, видимо, пытаясь подняться на ноги, схватился одной рукой за радиатор паровой батареи, а второй — за разветвитель кабельного ТВ, установленный компанией.

И малыша моментально ударило током, хотя этого и не должно было случиться. Уже потом следователи будут почти год разбираться, почему все так произошло. Пока же мама Тиши, зайдя в комнату, увидела лежащего на спине ребенка.

— Сначала она подумала, что малыш спит, — вспоминает Григорий. — Он мог днем играть, а потом устать и моментально заснуть. Она взяла Тишу на руки и почувствовала, что с ним что-то не то. Стала ловить его дыхание и не обнаружила.

Мать так перепугалась, что не смогла вспомнить телефон скорой, а потому стала звонить мужу и кричать в трубку, что их сын, кажется, умирает. Григорий вызвал скорую, прыгнул в машину и с бешеной скоростью помчался домой.

— Я приехал раньше врачей, пытался оживить малыша, делал искусственное дыхание, — говорит отец. С того дня прошло больше года, но и сейчас, рассказывая об этом, он иногда замолкает, пытается собраться или хотя бы заставить собственный голос перестать дрожать. — Я схватил Тишу на руки, выбежал на улицу, стал орать, где скорая. Так как пока ее не было, я бросился с малышом к машине и сам помчался с ним в ближайшую больницу «Адмиралтейских верфей». Вбежал в реанимацию, но, видимо... я так понимаю… малыш уже ушел... Но я не знал этого, понимаете, ведь я боролся до последнего шанса.

30 минут реаниматологи центра, приехавшая бригада скорой помощи (которую еще с работы вызвал Григорий) и детская реанимационная хирургическая бригада пытались спасти Тихона. Но не получилось, и 28 мая 2016 года в 15.02 врачи констатировали смерть малыша. Ему не исполнилось и двух лет, он только начал учиться ходить.

Оставаться в квартире, где погиб их малыш, родители не захотели. А еще они понадеялись, что переезд поможет их старшему сыну Никодиму, для которого внезапная смерть брата стала страшным потрясением.

— Понимаете, у парня был брат, а теперь у него нет брата, — говорит отец малышей. — Они очень хорошо ладили друг с другом. Помню, как старший Ника, еще не умея говорить, брал книжку и на своем каком-то марсианском языке читал младшему сказки. И Тиша внимательно слушал. Так что потеря брата сказалась на нашем сыне очень сильно. Были проблемы с задержкой речи, приходилось решать их с психологом. Сейчас, слава Богу, малыш говорит... Он сам просит: поехали к Тише. Эти поездки на Смоленское кладбище... Сначала мы думали отгородить сына от этого, но становилось только хуже. Ладно... Это надо пережить... Не знаю, получится или нет. Но как-то надо жить.

«Виновным себя не признаю»

Пока родители пытались хоть как-то прийти в себя, началось расследование произошедшего. Очень скоро выяснилось, что в квартире Малиевых на выходе разветвителя кабельного ТВ, за который схватился рукой Тихон, было напряжение 214 вольт. И это при том, что кабельная сеть (КС), вообще-то, слаботочная и напряжение там не должно превышать 1 вольта. То есть никакой опасности для здоровья, и тем более жизни, КС представлять не может.

Эксперты предположили, что большое напряжение попало в ТВ-сеть из соседней квартиры из-за близко расположенной проводки электросетей (220 вольт) и слаботочных сетей, к которым относится и телевизионный кабель. Так делать проводку, кстати, запрещено. Но даже в этом случае ничего бы с Тишей не случилось, если бы оборудование, входящее в сеть кабельного ТВ, оказалось заземлено. А этого, в нарушение всех правил, сделано не было.

— Это же немыслимо, когда родителям надо думать не просто о том, чтобы закрыть розетки, убрать провода, но еще и ждать угрозы неизвестно от чего, просто от телевизора, от антенного кабеля, — говорит Григорий Малиев.

Прокладку проводов сети кабельного ТВ и настройку оборудования в доме в Прядильном переулке, где жил Тиша, делала компания «ТКТ» еще в 2004 году. Так как изначально в старом здании, построенном еще в 1878 году, заземления не было, его должны были проложить специалисты «ТКТ». Но почему-то они этого не сделали. В 2013 году «Ростелеком» поглотил «ТКТ». С этого момента компания помимо сбора абонентской платы должна была еще и обеспечивать безопасность оказания услуг. За участок, в который входил и дом в Прядильном переулке, отвечал 50-летний Юрий Ополченный.

— Следствие определило, что именно этот человек единственный виновный в произошедшем, — говорит адвокат потерпевших Ольга Степанова. — Юрий Ополченный был старшим на этом участке, он должен был проверить оборудование, увидеть, что отсутствует заземление. Он не мог этого не заметить.

Сам Юрий Ополченный отказался давать какие-то комментарии «МК» в Питере». Он только отметил, что виновным себя не признает. В зоне его ответственности почти 2,5 тысячи домов. За полгода его сотрудники провели планово-профилактические работы почти в 400 домах (и в том числе в доме в Прядильном переулке, причем за три месяца до трагедии). Лично проверить такой объем работы, как утверждал Ополченный, одному человеку невозможно. Он этого и не делал. Например, в дом, где жил Тиша, он не выезжал, а контролировал все из собственного кабинета.

Особенности национального разгильдяйства

— Иногда меня спрашивают знакомые, коллеги, испытываю ли я какую-то ярость к обвиняемому. Но я испытываю только тоску и боль, — признается отец Тихона. — Мне кажется, ответственность Ополченного тоже есть. По идее, он должен был сказать своим подчиненным: «Ты проверил дом? Он заземлен?» Но этого, видимо, не произошло. Это такое наше национальное разгильдяйство. Но зло все-таки зарыто еще глубже. Ополченный фактически прикрывает собой компанию «Ростелеком». К сожалению, это такая система: подключать как можно больше домов, гнать объемы и при этом совершенно не задумываться, что такой принцип работы может не просто навредить здоровью, но даже лишить жизни. При этом я не говорю, что все другие компании работают лучше или хуже.

— В городе есть и другие здания, которые обслуживает «Ростелеком», — говорит Ольга Степанова. — По итогам расследования уголовного дела, органами предварительного следствия было вынесено в адрес «Ростелекома» представление, в рамках которого, будем надеяться, проверят все дома и оборудование. И больше такого случая не повторится. Но я бы советовала людям быть внимательнее, проверить оборудование, кабельные сети и обратить внимание на перепады напряжения, если такие происходят.

По словам Григория Малиева, после трагедии с его сыном «Ростелеком» уже активно заземляет оборудование в тех домах, где это сделано не было.

— Безумно тяжело рассказывать о смерти сына, выдавливать из себя слова, — признается Григорий. — Но я понимаю, что это нужно делать. Чтобы люди из «Ростелекома» чувствовали свою ответственность, вину. Чтобы больше никогда подобное не случалось. Я никому не пожелаю пережить такое горе. Когда ты хоронишь своего сына, ты вместе с ним хоронишь не только часть себя, но еще и часть какого-то будущего, которое никогда не наступит. А ведь при другом отношении людей к делу все могло быть иначе.

МК-справка

Смертельная ошибка

Если бы в доме по Прядильному переулку было сделано заземление, малыш был бы жив. По словам доцента кафедры радиосвязи и вещания университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича Глеба Рогозинского (он давал показания в качестве специалиста), в этом случае «ток стекал бы на землю через систему защитного заземления, а не через тело ребенка и радиатор отопления. В данном случае можно сказать, что ребенок, одновременно взявшись руками за токоведущий элемент сети и радиатор отопления, замкнул цепь, пропустив через себя потенциал, то есть электрический ток. При наличии системы заземления было бы невозможно нахождение напряжения 214 вольт на кабеле сети кабельного телевидения Напряжение могло бы быть, но было бы незначительным».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру