Ради жилого «муравейника» в Купчино снесли больше двух тысяч гаражей

Еще в июне на Малой Бухарестской улице стоял большой гаражный кооператив — 2100 гаражей

Сегодня от него осталась груда битого бетона, свалка мусора и разбитые надежды пары тысяч петербуржцев. Компания «Стройтрест», образно выражаясь, выкинула людей куда подальше, а вот их вещи и даже машины выкидывали из гаражей в прямом смысле слова. Читайте репортаж «МК» в Питере» из новой горячей точки Петербурга.

Еще в июне на Малой Бухарестской улице стоял большой гаражный кооператив — 2100 гаражей
Фото Елена Михина

С вещами на выход

«Шаверма» возле бывшего гаражного кооператива теперь — штаб заговорщиков. За чаем четверо активистов-гаражников жалуются мне на несправедливость. Были гаражи — и нет. За окном на наших глазах экскаватор крушит стену с гордой надписью «Петербургу-300». За 15 минут от «юбилея» остается лишь пыль и куски бетона. А ведь это тоже были чьи-то гаражи — крайний ряд.

— Эх, жалко я с завода не вынес в свое время взрывчатки, я бы им!.. — горячится Петр Петрович Рацкевич.

Он только что вернулся с «поля боя» — прорвался к своему гаражу под угрозой вызова полиции, прокуратуры и, кажется, президента. Его гараж еще стоит. В нем осталось немого вещей хозяина.

— Они там замки сбивают просто кувалдой, топорами. Вещи выносят, грузят в «Газели» и увозят куда-то. Машины выталкивают и составляют в отстойник, — делится последними наблюдениями Рацкевич.

Журналистов, естественно, на территорию кооператива не пускают, охрана встает грудью у входа. Впрочем, посмотреть на творящийся беспредел несложно через проломы в стенах или из соседнего кооператива. С крыши еще стоящих гаражей хорошо видно открытые настежь двери боксов. Группа рабочих вычищает очередной из них.

— За выходные все снесут, — «обрадовал» новостью подошедший к нам Евгений Попонов. Он гараж в кооперативе купил всего два года назад.

— Брал за 150 тысяч. Теперь мне за него предлагают только 51 тысячу, — разводит руками Евгений.

Мужики в унынии. Они, конечно, еще и в суд собираются, и независимую оценку своего имущества проводят, и письма во все инстанции пишут. Но экскаваторы тем временем ровняют гаражи с землей. Бизнесмены будут возводить здесь очередной жилой «муравейник» на пять тысяч жителей.

Галантные цены

Участок гаражного кооператива приглянулся компании «Стройтрест». В 2013 году у нее вышел скандал. На месте бывшего велотрека ее дочерняя фирма «СтройТрестГалант-2» хотела построить жилой комплекс, хотя изначально и не имела на это прав. Жители соседних домов подняли бучу. И участок отстояли. Взамен город каким-то непонятным образом предоставил застройщикам другой кусок земли — тот самый, на котором стоял гаражный коо­ператив «ПО-3» — на Малой Бухарестской.

— В документе, который губернатор Полтавченко подписал в мае 2016-го, написано, что оба участка равноценны и их кадастровая стоимость составляет 1,6 миллиарда рублей, — рассказывает финансовую подноготную председатель инициативной группа гаражников Фикрет Ализаде. — Но позвольте, площадь участка на Малой Бухарестской — 7,5 гектаров, на Мориса Тореза — 2,8. У нас тут развитый район, рядом метро строят. А в Смольном считают, что это равноценные земли? К тому же мы нашли, сколько стоили по кадастровым ценам эти территории до обмена: 109 миллионов на Тореза, 880 миллионов на Малой Бухарестской. Но в 2016-м они вдруг стали стоить одинаково.

Больше всего гаражников возмущает то, что их «продали» вместе с землей.

— Как крепостных! И ведь все тайно провернули, так, чтобы у нас и времени не было ни на что, — говорит Фикрет. — Мы, когда начали защищаться, отыскали соглашение между «СтройТрестГалантом-2» и Всероссийским обществом автомобилистов (ВОА). Они его заключили еще в 2013-м! То есть уже тогда все было понятно. Но ни власти, ни застройщик, ни даже то самое общество автомобилистов, которое должно вроде как защищать наши права, нам ничего не сказали.

В том соглашении, кстати, «галантные» строители гарантировали, что обладают достаточными финансовыми средствами, чтобы оплатить членам ВОА компенсации.

По факту за бетонный гараж дают сейчас 51 тысячу рублей, за металлический — 40 тысяч. Как пошутил один из «выселенных» пенсионеров, это стоимость хорошего велосипеда. Цены, предложенные новым собственником земли, ниже рыночных примерно в три раза.

— Может, вы выкупите гаражи по рыночной цене? — предложил замдиректору компании-застройщика Ирине Топталовой депутат Госдумы Михаил Романов на проходившей на днях встрече гаражников и строителей.

— Нет. Цены объявлены, — пресекла всякие намеки на справедливость Топталова.

Блокадники бывают разные

О том, что на месте кооператива будут строить дома, гаражникам сообщили осенью прошлого года. Стройфирма и власть договорились по-тихому, заключили, судя по всему, обоюдовыгодную сделку. Бизнесменам достался задешево лакомый кусок земли. Смольный, видимо, тоже в убытке не остался. Может быть, стоит проверить эту сделку на «коррупционную составляющую»?

Гаражники попытались оспорить решение. Обратились в суд, но проиграли. На время разбирательств прокуратура запретила любые работы на территории кооператива. Однако уже тогда начались первые выдворения. Часть собственников согласилась с условиями инвесторов и продала им свои гаражи по предложенной цене. Но многие попытались сопротивляться.

— Тогда нас перестали пускать к гаражам, даже чтобы забрать свои вещи и машины. Охрана говорит, что только если подпишем договор продажи гаража по предложенной цене, тогда нам разрешат пройти. Но это же принуждение к сделке, — возмущен Петр Рацкевиц. — А тех, чьи вещи уже вывезли, заставляют платить за их хранение. Это тоже навязанная услуга. И такое ощущение, что полиция на их стороне. Полицейские даже помогают им вскрывать замки.

Гаражный кооператив «ПО-3» появился в Ленинграде, на Малой Бухарестской улице, в 1974 году. Земли тогда еще на окраине города были выделены Всероссийскому обществу автомобилистов по сути на болоте. Люди сами здесь все обустраивали, проводили мелиорацию, строились. Всего появилось 2100 гаражей — бетонных и металлических. Среди владельцев по сей день остаются ветераны войны, блокадники, владевшие боксами больше 40 лет.

Кстати, генеральный директор «Строительного треста» Евгений Резвов сам житель блокадного Ленинграда. Но ни о каком блокадном братстве речи не идет. На войне как на войне. И побеждает сильнейший, точнее тот, у кого больше денег.

 

Похожий случай

Пожары и мародерство — методы застройщиков?

Гаражные войны в Петербурге — явление не новое. Началось все в 2006 году, когда под снос массово пошли гаражи, оказавшиеся в зоне строительства Западного скоростного диаметра в Кировском и Московском районах. Тогда уничтожили 3200 гаражей в разных кооперативах. Собственники боролись против «захватчиков» даже с помощью «коктейлей Молотова». Против гаражников был брошен ОМОН. За снесенные боксы город предлагал компенсации — по 19 тысяч рублей за железные гаражи и по 30–50 тысяч за бетонные (к слову, спустя 11 лет цены компенсаций почти не выросли).

В 2008-м сразу в нескольких гаражных кооперативах в разных районах города вспыхнули пожары. В поджогах подозревали инвесторов, которые таким образом освобождали территории.

На Парнасе в 2010 году при строительстве огромного жилого комплекса «Северная долина» было снесено 13 тысяч гаражей. Тогда, так же как и на Малой Бухарестской, двери вскрывались без ведома владельцев. А по словам активистов, пытавшихся противостоять застройщикам, содержимое гаражей зачастую пропадало бесследно (то есть его попросту украли!). А часть автомобилей оказалась погребена под бетонными завалами.

Кстати

Закон-пустышка

Скандал с гаражами на Малой Бухарестской заставил питерских законодателей вновь обратить внимание на существующую проблему. Дело в том, что по действующему закону компенсации владельцам гаражей положены, только когда город расторгает с людьми договоры аренды на землю. Если же территорию отдают инвестору вместе с кооперативами, то выплаты за снос оказываются исключительно на совести нового собственника.

В конце июня на последнем перед летними каникулами заседании питерского ЗакСа депутаты одобрили проект поправок в закон о компенсациях за снос гаражей. Однако, как считает оппозиция, законопроект единоросса Елены Раховой на самом деле ничего не решит, так как изменения будут внесены лишь в преамбулу, а не в основную часть текста.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру