Ирану пытаются помешать выбраться на поверхность

У недавних терактов в Тегеране, помимо политических целей, была еще и экономическая, о которой почти ничего не говорят

Заказчики этих нападений наверняка рассчитывали сбить волну иностранных туристов, хлынувших в Иран после недавней отмены санкций. Наш постоянный автор, известный путешественник Григорий Кубатьян побывал в этой стране незадолго до терактов и увидел, как она открывается миру. Сегодня мы публикуем его путевые заметки.

У недавних терактов в Тегеране, помимо политических целей, была еще и экономическая, о которой почти ничего не говорят
Фото автора

Вместо кальянов — велосипеды

Исфахан. В холле отеля «Аббаси» многолюдно. Фонтаны, портье в ливреях, с потолка свисает драгоценная люстра филармонических размеров.

— Великолепно! Манифико! — щебечет группа итальянцев, разглядывая богатый декор. Здесь женщины, дети, старики и даже один инвалид на кресле-каталке. Никто из них не испугался приехать в страну, в отношении которой еще недавно использовали фразы «ось зла» и «оплот тирании».

В разукрашенном историческом оте­ле так же много людей, как 300 лет назад, когда он был караван-сараем, а в его дворе разгружали верблюдов приезжие купцы. Теперь во дворе чайные столики, а свободных мест нет ни в гостинице, ни в кафе. Иран выбирается из изоляции. В вечнозеленом праздничном Исфахане это заметнее, чем в других городах.

Туристы со всего мира гуляют по площади между шахским дворцом, грандиозными мечетями и городским базаром. Местный информационный центр раздает килограммы бесплатных карт и путеводителей. С момента снятия западных санкций прошло не так много времени, а Иран уже стал модным туристическим направлением. Страна меняется.

Во всех чайханах и ресторанах запретили курить кальян. Вредно для здоровья. Теперь дымить можно только дома. Или в отдаленных деревнях, где еще не слышали про запрет. Зато на улицах некоторых городов появилась услуга — велосипеды в аренду. Полезно для здоровья. Женщинам их не всегда дают — неприлично. Считается, что женщина на велосипеде возбуждает желание. Но если она одета скромно и обещает желание не возбуждать, то и ей велосипед дадут — ничего страшного.

В Исфахане идет ремонт. Реставрируют дворцы и мечети, обновляют музеи, сажают деревья. Даже устанавливают далекие от идеологии городские скульптуры, среди которых кентавры и велосипедисты. Во дворце Чохел Сотун сбили побелку с фресок, замазанных после исламской революции. Под побелкой обнаружились… полуобнаженные барышни. В исламской республике — недопустимая фривольность, но что поделать — история.

Чадра в цветочек для иностранцев

Не меньше, чем Исфахан, бурлит и готовится к наплыву туристов романтический Шираз, место упокоения великих поэтов Хафиза и Саади. Не просто готовится — принимает. По утрам возле мечети Насироль-Мольк столпотворение туристов. Все хотят побывать в молельном зале. Утреннее солнце, проникая через стеклянные витражи, превращает его в гигантский калейдоскоп. Группы китайцев снимаются на телефон, используя селфи-палки непристойной длины.

В зеркальных мечетях Шах-Черах и Али ибн-Хамзе иностранкам выдают на входе чадру. Не монашески-черную, как иранкам. А легкую светлую. В цветочек. Чадра — не такая уж большая плата за то, чтобы увидеть невероятные мозаики, собранные из кусочков зеркал. Эту художественную технику изобрели в старину. Зеркала в Иране не делали, их привозили из Европы. Они бились по дороге — попробуйте довезти связку зеркал из Венеции в Персию на верблюжьем горбе! Чтобы не выбрасывать дорогостоящие осколки, их пускали в дело. А теперь такие мозаики — туристическая достопримечательность.

Ностальгия по дискотекам

В Тегеране восстанавливают керамическую плитку во дворце «Гюлистан». Долгое время в полузабытых стенах зияли дыры. Но сейчас реставраторы аккуратно перерисовывают расположение плиток на кальку, чтобы затем сделать такие же. И не отличишь, техника та же самая — вековая!

В центре Тегерана сохранились следы от вывесок клубов и дискотек, популярных в 70-х годах, но закрытых в годы исламской революции. Нет, их еще не открывают. Но уже показывают туристам с некоторой ностальгической ноткой и надеждой: если реформы пойдут дальше, то кто знает — возможно, уже нынешнему поколению иранцев удастся поплясать под современные ритмы. Открыто, а не на частных виллах с риском попасть под полицейскую облаву.

Заброшенная могила Дария Великого

Даже в провинциальном Кашане, лежащем в стороне от главных туристических маршрутов, наводят марафет. В этом глиняном городе не раз случались землетрясения. Самое страшное — в 1778 году. Часть купеческих домов обвалилась вместе с воздушными и водяными башнями. В полуразрушенном виде Кашан существовал с тех самых пор. И вот теперь — гляди-ка! — его восстанавливают. Подмазывают глиной купола башен, размытые дождями. Перестраивают исторические особняки, переделывая в многозвездные отели в традиционном стиле. Пока что в скороспелых отелях не слишком квалифицированный персонал, хлипкая канализация и однообразная кухня. Но главное — начало положено. Из глиняных руин на глазах вырастает очередной туристический центр.

Второстепенные достопримечательности, рядом с которыми раньше едва ли можно было встретить сторожа-билетера, становятся объектами паломничества. Возле них вырастают кафе и сувенирные лавки. Здесь можно написать клинописью свое имя на зернышке риса или купить кувшин, который невозможно вписать в дизайн современной квартиры.

Гуляем по некрополю Накше Рустам вместе с гидом Хоссейном:

— Вот здесь был похоронен Дарий Великий. Под каменной плитой, — объясняет Хоссейн. — А вот там лежит Ксеркс… Хм… Ну, или там… Точно неизвестно. Мы в Иране плохо знаем нашу историю. После исламской революции древние памятники оказались заброшены, никто их не изучал. Могилу Дария даже не вскрывали! Сегодня наши историки читают книги об Иране… изданные на Западе. Можно ли верить тому, что там написано? Но наших собственных книг не существует вовсе!

Некоторое время мы с Хоссейном обсуждаем тему «Неужели не вскрывали? Там, возможно, лежат сокровища!». А потом соглашаемся: раз в мире настолько обострился интерес к истории и культуре Ирана, значит, недолго стране осталось лежать под каменной плитой. Скоро ее сокровища станут всеобщим достоянием. И никто этому не помешает.

Больше фото смотрите в группах «МК» в Питере» в социальных сетях: facebook.com/mk.v.pitere, vk.com/mkvpitere.

Сюжет:

Санкции

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру