Лейкемия — не приговор, а диагноз

Ведущие специалисты России и Германии рассказали, каких высот удалось добиться в лечении болезней крови

Зачастую нам кажется, что за границей нашей необъятной родины — в Европе, Израиле, Соединенных Штатах Америки — с болезнями крови справляются, а вот у нас пока нет. Однако это — заблуждение. Реальность совершенно иная: сегодня методики и препараты, которые применяются в России, практически идентичны зарубежным. Об этом, в частности, шла речь на международной научно-практической конференции, приуроченной к 50-летию Петербургской гематологической службы и 40-летию Детской городской больницы № 1.

Ведущие специалисты России и Германии рассказали, каких высот удалось добиться в лечении болезней крови

Путь длиною в 50 лет

Детская городская больница № 1 — наглядный и исчерпывающий пример того, что с гематологическими недугами в России и Петербурге умеют эффективно справляться. Врачам этой клиники удалось добиться значимых успехов в лечении острого лимфобластного лейкоза. В настоящее время 85 детей из 100 полностью выздоравливают от этого недуга. Все это благодаря внедрению новых технологий и профессионализму наших медиков. А ведь двадцать пять лет назад это заболевание считалось практически неизлечимым. 

Сегодня специалисты знают, как развивается лейкемия. Это очень сложный процесс, зарождающийся в результате случайных мутаций в генетическом аппарате клетки, в результате которых клетка становится самовоспроизводимой. Данный процесс «накопления мутаций» может начинаться во внутриутробном периоде, приводя к развитию лейкемии в младенческом возрасте, а также на более поздних этапах развития ребенка.

Лейкемия — это клональное заболевание, при котором клетки, составляющие субстрат болезни, являются потомками одной лейкемической стволовой клетки, которая приобрела такие способности к самоподдержанию и беспрерывному самовоспроизведению. 

— Юбилейная конференция — это попытка представить то, что достигнуто на сегодняшний день, результат того многотрудного пути, который пройден за эти годы детской онкогематологией. За сравнительно непродолжительный период времени — с начала 90-х годов ХХ века — в лечении детских онкологических заболеваний произошла революция, — говорит доктор медицинских наук, главный внештатный детский гематолог Санкт-Петербурга, заведующая отделением онкогематологии СПб ГБУЗ «Детская городская больница № 1» Эльмира Бойченко (на фото). — Раньше дети лечились беспрерывно в течение пяти лет: каждые полтора месяца ребенок получал курс химиотерапии, люмбальную пункцию и пункцию костного мозга. При таком лечении выживали от 5% до 19% (по данным разных клиник).

У нас было до 20 пункций ежедневно! Без наркоза, без местной анестезии… 
Сейчас лечение ребенка длится ровно 2 года, спустя которые большинство пациентов выздоравливают, социально адаптируются и становятся полноценными членами общества. В онкогематологическом отделении ДГБ № 1 лечат детей от 0 до 18 лет. Самой маленькой пациентке, которой понадобились помощь и профессионализм гематологов этой клиники, было всего 2 дня от роду. 

А помнишь, как все начиналось…

Эти слова были лейтмотивом нескольких выступлений-приветствий, ведь в юбилейной конференции приняли участие врачи, ставшие основателями гематологической службы Санкт-Петербурга. 
— 15 сентября 1966 года была учреждена группа научных сотрудников. Нас было всего четверо, и мы совсем не понимали, что это такое — создание гематологического отделения. Все пациенты с болезнями крови тогда лечились в обычных больницах. Перед нами стояла задача создать отделение, лечить детей с гематологическими недугами. Причем не только из Санкт-Петербурга, но и шести областей Северо-Запада. Сложностей было много. Нужно было найти помещение, оборудовать его, носить на себе мебель. Отдельно стоял вопрос подбора кадров. Гематологов-то не было, — рассказывает о том, как зарождалась гематологическая служба Северной столицы, один из ее основателей — Николай Алексеевич Алексеев. — Именно наша группа научных сотрудников выдвинула концепцию, что острый лейкоз неоднороден.

Первое отделение для детей с заболеваниями крови было открыто в Санкт-Петербурге в 1967 году. Помещение для него выделила Детская городская больница № 2. Спустя десятилетие, в 1977-м, это отделение перевели в открывшуюся Детскую городскую больницу № 1, перед которой стояла задача стать передовой многопрофильной клиникой. В стенах ДГБ № 1 гематологическое отделение работает уже 40 лет. За это время служба разделилась на два отделения: общей гематологии и онкогематологии. 

С 2008 года Детская городская больница № 1 входит в состав мультицентровой международной группы, в которой состоят 50 гематологических центров России, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Казахстана и Узбекистана. 

Среди почетных гостей юбилейной конференции, прошедшей в стенах ДГБ № 1, были также и представители зарубежной онкогематологии. Мероприятие посетили стоявшие у истоков создания концепции программной химиотерапии профессора Гритта Янка-Шауб и Гюнтер Хенце. Господин Гюнтер Хенце возглавил в своей стране исследование по рецидивам лимфобластных лейкозов. Именно под его руководством исследование сначала проводилось в Германии, а сегодня, по сути, распространилось по всему миру. 

По программе, разработанной профессором Гриттой Янка-Шауб, в Петербурге лечили детей с 1992 по 2008 год. Именно она не просто передала технологию, но и в течение длительного времени руководила лечением и консультировала коллег.

Гостья вспомнила, что впервые приехала в Санкт-Петербург в 1990 году. Запомнились и холод, и русское гостеприимство. Правда, несколько удивило, что первыми врачами, приехавшими в рамках сотрудничества клиник Санкт-Петербурга и Гамбурга, были женщины. Помимо этого, она была поражена горячим желанием российских медиков научиться как можно большему, внедрять самые актуальные методики лечения, а также участвовать в разработке протоколов.

— Наверное, русские доктора постоянно платили за перевес при перелетах из Гамбурга. Очень много протоколов лечения увозилось на бумажных носителях, чтобы потом в России передавать их коллегам, — сообщила фрау Янка-Шауб. — Сегодня же я могу с уверенностью сказать, что родителям не нужно возить детей с онкогематологической патологией за границу, всю необходимую помощь можно получить уже в Санкт-Петербурге.

Наука вне рамок

Гематология, которая появилась как наука о крови, сегодня является наукой, лежащей на стыке многих специальностей. 

— Уже через несколько лет после создания гематологической службы гематологи начали активно втягивать в работу иммунологов, которые до этого считались исключительно лабораторными работниками. После наступил момент, когда гематологи, проявившие большую активность, стали привлекать и онкологов, — сообщил академик РАН, доктор медицинских наук, главный внештатный детский специалист-гематолог Министерства здравоохранения Российской Федерации Александр Румянцев.

На этом, впрочем, медики, специализирующиеся на лечении болезней крови, не остановились. Сегодня секции, на которых обсуждаются современные возможности диагностики онкогематологических заболеваний, интересны не только гематологам, но и инфекционистам, рентгенологам, иммунологам, реаниматологам, генетикам и, конечно, педиатрам. 

Врачи гематологических отделений ДГБ № 1 работают в тесном сотрудничестве с Детским городским диагностическим центром № 1, НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой, отделением детской онкогематологии городской клинической больницы № 31 и городским гемофильным центром. Все вместе они составляют детскую гематологическую службу Санкт-Петербурга. 

Важные контакты

Первые контакты между клиниками России и Германии инициировал академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, главный детский гематолог МЗ РФ, президент НОДГО, руководитель головного института по детской гематологии и онкологии — ФГБУ ННПЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачева МЗ РФ Александр Григорьевич Румянцев. 

В Петербурге был свой инициатор, продвигавший и налаживающий российско-германское сотрудничество гематологов — доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, директор НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р. М. Горбачевой ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова Борис Владимирович Афанасьев.

Наиболее тесные связи у Северной столицы сложились с Гамбургской клиникой, поскольку Петербург и Гамбург — города-побратимы. 

Москва же выстраивала тесные взаимоотношения с Берлином.

Как понять, что у ребенка лейкемия?

Зачастую начальные проявления болезни «маскируются» под неспецифические проявления других, как правило, простудных заболеваний: недомогание, вялость, слабость, лихорадка, не реагирующая на антибактериальную терапию. Нередко беспокоят костные боли, приводящие к ограничению подвижности и нарушению походки. То, что настораживает в отношении нашего заболевания, — это изменения в анализах крови, увеличение размеров печени, селезенки и лимфатических узлов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру