Уже в 2025-м эксперты предсказывают полную смерть бумажного учебника

В России нужно обучать не детей, а учителей и родителей

Современные школьники не мыслят себя отдельно от интернета, а в школе по-прежнему работают педагоги, которые иногда даже не могут вставить в компьютер флешку. Российское образование не в состоянии угнаться за стремительными изменениями технологий, а дети просто теряют интерес к школе, в которой тетрадка все еще важнее планшета. На недавнем Петербургском экономическом форуме эти проблемы поставили выше забот финансовых.

В России нужно обучать не детей, а учителей и родителей

Школу шатает, как старую клячу

Нынешние девятиклассники к 2030 году станут основой российской экономики, уверены в Министерстве образования. Радоваться или грустить по этому поводу пока рано, однако стоит задуматься: а что сейчас происходит в школах?

Пока у каждого ученика благодаря смартфону в кармане фактически доступ ко всей информации мира, а предприимчивые подростки зарабатывают деньги на «лайках» и видео в интернете, учителя подчас не могут объяснить, как именно пользоваться возможностями этих технологий и мотивировать непрерывно учиться. Школьники, в свою очередь, сменили грамотность на «инстаграмотность». А установка «Без диплома тебя никуда не возьмут», которую исповедует большинство родителей, полностью себя исчерпала.

Начать участники форума предлагают с головы — президент холдинга «Просвещение» Владимир Узун сравнил систему российского образования с конягой из произведения Салтыкова-Щедрина, которая больше не выдержит и пары «мешков» инноваций и реформ. По словам инвестора, сейчас в России отсутствуют прямое финансирование школ, четкая система оплаты труда учителей. Отсюда перекосы в разных регионах и расбалансировка, и российскую школу шатает, как старую клячу.
Глава «Северстали» Алексей Мордашов назвал главными проблемами образования тотальное незнание английского языка и базовых наук, даже после вузов. Российские школы и институты выдают стандартную программу, не имеющую ничего общего с реалиями — предприятиям нужны одни навыки, а Министерство образования штампует одинаковых детей, не заинтересованных в чем-либо.

Когда исчезнут бумажные учебники

Президент Фонда «Центр стратегических разработок» Павел Кадочников подтверждает идею — нельзя работать по принципу фабрики, и современные школы должны взращивать каждого ребенка индивидуально, но где найти на это ресурсы? На этот вопрос, видимо, придется отвечать бизнесу.
— Мы часто говорим про цифровые технологии и инновации. Переименовали урок труда уроком технологий, но продолжаем делать табуретки. Так нельзя! — негодует Кадочников.

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов оценил перспективу 2025–2035 годов для российского образования. Уже в 2025-м эксперты предсказывают полную смерть бумажного учебника, а к 2035-му более половины молодых людей до 25 лет будут проходить обучение вне школы, на смену учителям придут искусственный интеллект и интернет.

— У человека заберут рутинное принятие решений. Что это такое? Это школьные задачи, — предсказывает Кузьминов. — Современные технологии через пять лет перечеркнут принципы обучения. В 2025 году за каждого ребенка подберут задачу, за него ее решат, за него приведут примеры и напишут эссе. Это страшный вызов для нашего образования.

Министр образования Ольга Васильева внимательно слушала аргументы коллег, однако ничего шокирующего не сказала.

— Революция неизбежна, но мирным путем, — уверила глава Минобразования, добавив, что никакие технологии никогда не заменят голову.

Васильева согласна, что образование в России существенно отстает от технологий. И прежде всего обучать стоит самих учителей — как пользоваться интернетом, электронными пособиями. Но важно, подчеркивает глава министерства, чтобы ни у кого при этом «не возникло дискомфорта». Как именно планируется запихнуть в педагогов современные технологии, пока не ясно, но существует огромный проект «Российская электронная школа», который призван привить учителям навыки обращения с тем, во что первоклассники вовлечены уже с пеленок. 

Залогом успешного развития зампредседателя главы правительства Ольга Голодец тоже называет непрерывное обучение педагогов, а не детей, как может показаться логичным на первый взгляд.
— У педагогов и родителей — самый низкий спрос на изменения в образовании, — заявила Голодец. — Это связано с тем, что людям проще воспроизводить то, что уже делалось раньше.

Вице-премьер добавила, что главное, к чему стремится правительство, — это повышение качества работы учителей — а это увеличение заработной платы, непрерывное обучение и омоложение педагогического состава. 

— Современные дети рождаются с юэсби-разъемом вместо пупка, — заключает Марина Ракова, основатель альтернативных школ — «кванториумов», в которых молодые учителя становятся наставниками для своих воспитанников в бесконечном мире интернета. Обычным школам пока еще только предстоит перерасти советские уроки информатики и стать современными.

Высшее образование умерло?!

Отдельно на ПМЭФ-2017 обсуждали состояние высшей школы в России. Образовательные программы в вузах еще более громоздкие, а значит, успеть за меняющимися реалиями там еще тяжелее. Участники дискуссии провели опрос среди присутствующих — умерло ли высшее образование. 33 процента респондентов считают, что да. Такой результат напугал не только оптимистично настроенных чиновников, но и тех, кто изначально был настроен пессимистично.
Лектор-музыковед Михаил Казиник считает, что в России сейчас и вовсе высшее «недообразование».

— Я против высшего образования, если нет «ОБРАЗОВАНИЯ». Я буду против, если из школы станут выходит дети с клиповым сознанием. Ни один учитель географии, истории или биологии не связывает свой предмет с остальными, а просто воздействует на отдельный участок мозга ребенка. 10 лет качественного образования в школе вполне достаточно, чтобы высшее образование стало лишь необязательным дополнением, — заявил Казиник.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру