В жизни так бывает: власти проблемы решать не успевают

В республике Коми прошло заседание Правительства и Кабинета министров

Издание выяснило, о чем говорили чиновники, и какие сложности вне стен высоких кабинетов обсуждают жители региона

В республике Коми прошло заседание Правительства и Кабинета министров
Фото: commons.wikimedia.org / PartizanishRus

Жители покидают моногорода

В моногородах республики Коми на начало 2017 года проживает порядка 130 тысяч человек. Это 15 процентов всего населения республики. И с каждым годом численность жителей сокращается. В наибольшей степени на это влияет миграционный отток. Больше всего мигрантов – из Вокруты и Инты. В том числе народ, стремясь заработать на жизнь, переселяется в районы Крайнего Севера.

- Наибольший уровень безработицы сложился в Емве – 3,8%, наиболее низкий в Жешарте, - 1,1%. При этом доля занятых на градообразующих предприятиях – от 5% в Емве до практически 40% в Жешарте. Основными проблемами рынка труда моногородов являются сокращение вакантных рабочих мест работодателями, дефицит квалифицированных кадров, - сообщил Председатель Правительства Республики Коми, министр промышленности, природных ресурсов, энергетики и транспорта Николай Герасимов.

Своих сложностей хватает в каждом моногороде. Например, после трагедии на шахте «Северная» было принято решение о консервации шахты, объемы добычи предприятия «Воркутауголь» снизились. Из 1049 человек, подлежащих переводу, на середину мая трудоустроили 849 сотрудников.

В Инте ситуация более тяжелая. Среди проблем местного предприятия – снижение потребления угля на внутреннем рынке, неплатежи за поставленный уголь, осложнение горно-геологических условий, которые повлекли приостановку ведения горных работ, снижение объемов добываемой и отгружаемой продукции. В 2016 году дважды объявлялся аукцион по продаже пакета акций АО «Шахта «Интауголь», но каждый раз был признан несостоявшимся из-за отсутствия заявителей. Сейчас пакет акций выставлен на торги при минимальной цене в 812 миллионов рублей. При этом на 18 мая задолженность по зарплате перед сотрудниками составила 130,2 миллиона рублей. Дебиторская задолженность предприятия – более 120 миллионов.

Среди основных задач, которые ставит перед моногородами приоритетная программа развития: создание 703 рабочих мест, ремонт мест ожидания и зон регистрации пациентов, входных групп в поликлиниках и больницах, покупка «скорых» (по 2 на моногород), а также благоустройство и ремонт центральных улиц. На последнее предусмотрено 145 миллионов.

По мнению Правительства республики, благоустройство моногородов и реконструкция или строительство новых объектов инфраструктуры привлечет на эти территории инвесторов, а попутно повысит качество жизни людей.

Дорогое тепло

Немало сложностей и с предстоящей подготовкой к новому отопительному сезону. Для начала подготовки к нему органы местного самоуправления должны не только подготовить жилфонд и инфраструктуру, но и... повысить собираемость платежей, попутно обеспечив покрытие накопленных долгов.

По данным заместителя Председателя Правительства, министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Константина Лазарева, общая задолженность потребителей ЖКУ на сегодня составляет 7,4 млрд. рублей. Население не расплатилось на 4,2 млрд. рублей, бюджетные организации на 541,4 млн. рублей.

Средний уровень собираемости сейчас составляет 87,3%. Самый низкий уровень платежей за «коммуналку» в Воркуте (69,2%), Инте (79,2%), Печоре (83,1%), Вуктыле (90,1%), а так же в Сыктывдинском, Усть-Вымском и Княжпогостском районах.

- Просроченная задолженность действующих предприятий ЖКХ перед крупными предприятиями ТЭК увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,5% до 2,8 миллиардов рублей, - сообщил Константин Лебедев.

В 3,1 раза выросли и долги предприятий перед газовиками. Сегодня этот долг составляет 224,4 млн. рублей. Ситуация прямо скажем сложная, особенно, если учесть, что на носу подписание соглашения с ПАО «Газпром» по социально-экономическому сотрудничеству на более чем 2 миллиарда рублей.

На собак и их владельцев натравят чиновников

Во внеочередном порядке на заседании Правительства рассматривался вопрос о безнадзорных животных. Слишком много стало сообщений о нападении бездомных собак на людей. С начала 2017 года в медучреждения за помощью обратились более 500 человек (за начало 2016 года их было 474 человека). Больше всего людей пострадало в Печоре (103 человека), Усинске (93), Ухте (36), Инте (30). В Прилузском, Усть-Вымском и Корткеросском районах собаки покусали более 20 человек. А ведь совсем скоро начнутся школьные каникулы, а значит, число покусанных, особенно среди детей, может возрасти.

По словам министра сельского хозяйства и потребительского рынка республики Коми Анатолия Князева, в 2017 году на мероприятия по отлову и содержанию бездомных животных в бюджете региона предусмотрено более 8 миллионов рублей. Однако на сегодня освоено всего 2% этих средств. В итоге на заседании Правительства прозвучал риторический вопрос: о каком доверии к власти может идти речь, если в городе, районе, муниципальном образовании люди боятся выйти на улицу из-за безнадзорных животных? Прозвучало и предупреждение – если руководству республики станет известно еще хоть об одном случае нападении собак на людей, отлавливать животных будут сами чиновники. Лично.

По данным Минсельхоза, административная ответственность за нарушение содержания домашних животных в регионе законодательно закреплена. Но в большинстве муниципалитетом эта работа не организована. Например, Инте, Сыктывкаре, Усинске, Вуктыле, Сыктывдинском, Ижемском и Удорском районах протоколы на владельцев свободно гуляющих собак не оформляют и штрафы не выписывают.

Фото: kazved.ru

В больницах - очереди, врачей не хватает

Помимо уже перечисленных, в республике Коми есть и другие вопросы, требующие пристального внимания и решения. Например, низкое качество и доступность медицинской помощи. Недавно проведенный активистами Общероссийского народного фронта опрос показал, что люди недовольны сложившейся ситуацией. По мнению большинства, доступность медпомощи, в том числе транспортная, с начала 2016 года осталась на прежнем уровне.

Жители республики назвали следующие проблемы: большой срок ожидания лабораторных и диагностических исследований (рентген, маммография, УЗИ, КТ), долгое ожидание (свыше отведенных законом 20 минут) бригад «скорой помощи». Центральной же проблемой региональной медицины уже много лет остается нехватка медицинских работников – врачей, фельдшеров, медсестер.

Между тем, по словам руководства Минздрава республики, «оказание скорой медицинской помощи приобретает особое значение в протяженных регионах с низкой плотностью населения, каким является республика Коми. В этих условиях очень важно правильно организовать работу всех взаимодействующих служб».

А вот последнее – организация взаимодействия – пока не складывается. Профессиональное сообщество на своих конференцию не только отчитывается об успехах, но и активно перечисляет проблемы, которые необходимо решать. По словам председателя профсоюза работников здравоохранения Коми Ольги Федуловой, в регионе наблюдается стабильный отток медицинских кадров. Например, на январь 2015 года укомплектованность врачами составляла всего 51%. При этом половина всех медиков в республике – врачи в возрасте от 60 лет. Выпускники же медколледжей предпочитают устраиваться на работу в частные клиники.

Бывает и такое, что в медучреждениях некоторых районов работает аж несколько главных врачей.

Представители педиатрии в свою очередь заявляют, что в республике есть проблема, связанная с детской смертностью от внешних причин: дети погибают в ДТП, их убивают, с ними жестоко обращаются.

Врачи из сел говорят о нехватке специалистов. Необходимо решать и такую проблему как транспортная доступность на селе. Некоторые поселки растягиваются на 10 километров, и добраться до пациента бывает совсем непросто. А часто у сельских фельдшеров нет вообще никакого транспорта. Отдельно на селе стоит проблема с медицинским оборудованием. Например, в Усть-Вымском районе есть всего один маммограф, который работает на три района. А нужно 5 таких аппаратов.

Фото: medrussia.org

По мнению представителей ОНФ, республика должна решить вопрос и со строительством инфекционной больницы. Иначе, на фоне частого в последнее время отказа родителей от прививок детям и активно развивающегося зарубежного туризма, вскоре республика может столкнуться с большими неприятностями.

Пока же эти вопросы не решены, местные СМИ продолжают рассказывать читателям о том, с чем приходится сталкиваться жителям республики. О том, как сотрудники «скорой» тащат носилки по сугробам, спасая жизнь пациенту с инфарктом. Просто потому, что из-за неубранных дорог «неотложка» не смогла подъехать к дому. О том, как пациент с пересаженной почкой не может получить необходимые ему лекарства, и вынужден экономить на всем, чтобы самостоятельно купить дорогостоящее, но буквально жизненно необходимое лекарство.

Радуйтесь детям, а не льготам

Еще одна тема, которая не обсуждается в верхах, но тревожит жителей республики – отмена льгот для многодетных семей. Да-да, в то время, когда руководство страны говорит о необходимости поддержки таких семей, о необходимости поддерживать демографию, а Коми депутаты решили льготы отменить. Благо, что не все, но семьям, в которых три и больше ребенка он этого не легче.

16 января было принято распоряжение администрации Сыктывкара, отменяющее льготы в виде компенсации родительской платы за детский садик. А это 50 процентов от суммы платы. В некоторых семьях за троих детей она достигала 9 тысяч рублей. Теперь этот денежный груз лег на родителей. Но, поговаривают, что эту ситуацию сейчас разрешают – слишком много и громко возмущались мамы и папы.

А вот ситуация с отменой ежемесячных выплат малоимущим семьям, в которых родился третий ребенок, похоже, пока не разрешится. По республиканскому закону, размер выплаты равен установленному в регионе прожиточному минимуму на ребенка. Деньги семьям должны выплачивать, пока малышу не исполнится 3 годика.

- С 2017 года на детей, рожденных после 31 декабря 2016 года, такой выплаты не будет, - сообщила в ответ на вопрос одной их семей начальник отдела социальных выплат Министерства труда, занятости и соцзащиты республики Коми Светлана Матухно. – Из-за отсутствия оснований для федерального софинансирования программу предоставления этой меры соцподдержки на текущий год не продлили.

Фото: nn.mk.ru

Автобусов нет, а проезд дорожает

Сразу несколько ведомств заявляет о глобальных проблемах с общественным транспортом. Это и старый автопарк, и нехватка машин, и хамское поведение водителей, большое количество ДТП с ними, проезды на «красный» и многое другое. Общий вывод таков: общественный транспорт в республике вымирает. Зачастую людям проще вызвать такси или «скинуться» на него, чем дожидаться автобуса или ехать в некомфортных условиях. Уже сейчас на конечных остановках можно увидеть очередь из частников, которые успешно конкурируют с разбитыми рейсовыми автобусами.

Повышение платы за проезд на автобусах вызвало среди специалистов ожесточенное обсуждение. Долго решали, какая сумма может устроить пассажиров и спасти автотранспортные предприятия.

- Хорошо, сделаем мы 35 рублей. У кого денег нет, будут ходить пешком. У кого есть, либо будут ездить на своих машинах, либо поедут на такси. Разница между такси и автобусом будет мизерной, а условия, которые в такси, в автобусе не предоставить, - сообщила депутат горсовета Галина Лапшина.

Депутат Госдумы Иван Медведев в свою очередь привел пример по Усть-Кулому: «Там цену на билеты из поселков подняли до 50 рублей, чем сразу убили автобусы. Все перестали на них ездить. Частники выстраивались перед автобусами, брали по 40. И везли трех человек».

Довольно неожиданное резюме дебатам подвела и.о. председателя горсовета Анна Дю. Оказалось, из-за того, что в последние годы город активно застраивался, у чиновников просто нет актуальной информации по пассажиропотоку. Они просто не знают, сколько людей, на какой остановке ждут автобуса.

Опрос, проведенный активистами, это подтвердил. Из-за неразберихи с маршрутами, 55 процентов опрошенных признались, что часто вынуждены ездить в переполненных автобусах, а 38 процентов указали, что ждут вожделенных транспорт более 15 минут. И каждый четвертый сталкивается с хамством кондукторов и водителей.

Анна Дю же, завершая свой монолог о ситуации с общественным транспортом, неожиданно встала на защиту бизнеса, а не жителей Сыктывкара: «С тем, что надо идти в ногу со временем и повышать тарифы, я согласна. Автопарк старый. Его постепенно надо обновлять и предприятию, естественно, нужны деньги. Но никто не будет работать себе в убыток».

В бездорожье виноваты... большегрузы

На днях сети Интернет облетело видео «плывущего» по дорогам республики Коми автобуса. И это не интернет-прикол, а результат паводка. Водой залиты многие дороги. Казалось бы, беда, проблема, которую нужно решать. Но жители республики отшучиваются: «Зато ям не видно».

Проблема с состоянием дорог в регионе давняя. И, похоже, не решаемая. На днях активисты Общероссийского народного фронта в Коми подвели предварительные итоги рейтинга самых плохих дорог в регионе. Их на интерактивной карте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» отмечали сами жители республики. В итоге люди отметили 75 участков дорог общей протяженностью 127 км. Такие есть в Сыктывкаре, Ухте, Сосногорске, Усинске, Инте, Печоре, Сыктывдинском, Прилузском, Усть-Куломском, Корткеросском, Троицко-Печорском, Ижемском, Удорском, Усть-Вымском и Койгородском районах.

Определились и участки, которые, по мнению граждан, требуют первоначального ремонта. Например дорога до деревни Гарь Прилузского района, дорога Сыктывкар - Усть-Кулом, улицы Поселковая и Нагорная в селе Объячево того же Прилузского района, улица Малышева в Сыктывкаре. Самая сложная обстановка, когда дорогу уже называют не дорогой, а направлений, сложилась на участке до Гари. Здесь ямы и выбоины достигают более метра в ширину и полуметра в глубину. Руководство района не первый год обещает провести ремонт, но ямы и ныне там. 

По мнению чиновников, в происходящем виноваты не власти, которые не спешат вкладываться в ремонт дорог, а предприниматели, которые гонятся за сверхприбылью. Мол, владельцы большегрузов устраивают на дорогах вакханалию, наплевав на требования весового контроля.

Решить эту проблему, прекратить вакханалию и разработать систему мер по организации постоянного контроля за движением большегрузов поручено Минстрою и Минпрому. Правда, первое пока с моногородами разбирается. Потом, глядишь, и до владельцев фур дело дойдет. А там, может быть, и ремонтом займутся. Если к тому времени все сугробы не сгладят. В общем, поживем, увидим. А пока... пока можно и поплавать. Под лужами ям не видно, а меры по борьбе с вышедшим из под контроля паводком, широко чиновниками не обсуждается.

Фото: vk.com/onfkomi

Кстати

А народ-то беднее

По данным Комистата, за прошедший год доходы населения республики снизились. Средняя зарплата жителей Коми за 2016 год составила 31,5 тысячи рублей. Для сравнения, в 2015 году она составляла 33 777 рублей.

А вот у чиновников и политиков ситуация с зарплатами иная. Растет. Если интересно, насколько, загляните на сайт Комистат. Там уже опубликованы декларации о доходах глав и министров.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру