Проблема несанкционированных свалок становится экологической катастрофой для Петербурга

К такому выводу пришли участники дискуссионного клуба «Родина на Неве», которые собрались обсудить острые вопросы вывоза, переработки и утилизации отходов на территории нашего региона

В дискуссии приняли участие руководители предприятий отрасли, представители общественности, бизнеса, науки. Однако ни одного представителя от городской и областной власти на мероприятии почему-то не было.

К такому выводу пришли участники дискуссионного клуба «Родина на Неве», которые собрались обсудить острые вопросы вывоза, переработки и утилизации отходов на территории нашего региона
Фото: vkonline.ru

Свалкам закон не писан

Обсуждение насущной проблемы начали с актуальных цифр, которые привел председатель Общественного экологического совета при губернаторе Ленинградской области Юрий Шевчук.

— На одного жителя Петербурга в год приходится 385 килограммов мусора, — заметил спикер. — Соответственно, в день каждый петербуржец в среднем производит килограмм отходов. Если сложить все отходы, произведенные жителями за сутки, полученного мусора хватит, чтобы на полметра засыпать весь Московский проспект от начала до конца. С предприятиями мусорная арифметика еще страшнее. В среднем одно петербургское производство за год производит 27 тонн твердых отходов. При этом за последние два десятилетия в регионе не было построено ни одного мусороперерабатывающего завода. Хотя проекты подобных предприятий предлагались.

Естественно, когда сегодня речь идет о создании мусороперерабатывающих объектов, имеется в виду территория области, потому что, согласно действующему законодательству, мусорных полигонов в черте населенного пункта быть не должно, и в этом есть разумная логика. Впрочем, еще Демокрит давным-давно заметил, что «закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется». А то, что сегодня происходит в Петербурге и Ленинградской области, иначе как мусорным беззаконием назвать нельзя. 

Первый полигон, о котором вспомнили участники дискуссии, — знаменитая свалка, открыто действующая в Приморском районе культурной столицы. Чтобы перечислить все нарушения, которые происходят на полигоне, прозванным в народе «Новоселки», не хватит газетной страницы. При этом собравшиеся специалисты отметили, что в свое время на проект рекультивации этого полигона были потрачены миллионы, только вот конкурс на саму рекультивацию так и не объявили.

— Ситуация вокруг «Новоселок» усугубляется длительным непринятием каких-либо решений, которые запустили бы процесс рекультивации, — отметил председатель совета директоров СРО «СПАР» Всеволод Хмыров. — Предприятие, которое отвечает за этот полигон, находится в тяжелом экономическом положении, что не позволяет ему осуществлять экологические мероприятия для улучшения ситуации. В связи с этим затянулся процесс дегазации. Не осваивается 20 гектаров территории, которая была технически подготовлена для создания технопарка, что значительно облегчило бы участь полигона с точки зрения отбора вторичных ресурсов. К сожалению, по-прежнему не развита и система сортировки, хотя все предпосылки для этого есть. Полигон должен быть закрыт по закону, и рекультивация должна быть произведена, но... при условии наличия альтернативных пунктов по сбору мусора.

Те есть если «Новоселки» закроют, то поток отходов, которые туда стекались, хлынет в другое место, автоматически породив еще один мусорный очаг.

Единственно законный путь городского мусора — в Ленинградскую область. Но, к сожалению, и там отходы не находят мусорного покоя. Ситуация с областными полигонами, обостренная стихийными свалками, также находится в критическом состоянии. При этом проблема их возникновения понятна даже ребенку. Несколько лет назад по непонятным причинам отменили лицензирование на перевозку отходов. Все, у кого был грузовик, начали заниматься этим бизнесом, суть которого сводилась к тому, что перевозчик, получая деньги за вывоз мусора в начале пути, отвозил его куда глаза глядят, потому что везти до пункта назначения, особенно если тот далеко, не было абсолютно никакой мотивации. Мало того, что этих перевозчиков по сей день никто не контролирует, Административный кодекс не дает права задерживать их транспортные средства, а штрафы, которые грозят нарушителям, до смешного малы.

Инновации на ветер

С середины февраля идут общественные волнения на мусорную тему в Гатчине. Шумиха началась после того, как закрыли полигон «Южный» на Волхонском шоссе, мусорные потоки потянулись к гатчинскому полигону «Новый Свет — ЭКО».

История этого полигона началась в конце 90-х, когда компания АТП № 1 «Спецтранс» получила разрешение на освоение заброшенной после развала Советского Союза территории района, где планировалось размещение хранилища для отходов свиноводческого комплекса. Со временем на полигоне появилась первая в России станция дегазации и выработки из свалочного газа электроэнергии. Здесь же функционирует комплекс по сортировке отходов, который выбирает фракции для последующей переработки. На других полигонах подобных объектов нет.

Вместе с дополнительной порцией мусора в сторону полигона «Новый свет — ЭКО» полетел негатив жильцов Гатчины и общественности в лице политических движений и коммерческих организаций, преследующих свои интересы. Не осталась в стороне и власть, которая высказала в сторону гатчинского полигона претензии по поводу превышения его мощностей по приему отходов. Дело в том, что Федеральное управление Роспотребнадзора согласовало полигону «Новый свет — ЭКО» повышение высотности, но губернатор области заявлял о намерениях опротестовать это разрешение, поскольку ни правительство Ленобласти, ни региональный Роспотребнадзор не поддерживают повышения высоты данной мусорной свалки.

Между тем сами сотрудники полигона проблему понимают и готовы ее решать.

— Если наш полигон раньше принимал 250–300 тонн в сутки, то после закрытия Волхонки он стал принимать 1,5 тысячи тонн, — комментирует ситуацию генеральный директор компании «Новый свет — ЭКО» Евгений Дегтярев. — На начало этого года на нашем полигоне было зафиксировано 7,5 миллионов тонн мусора. В перспективе мы можем работать еще лет десять и принять 10,5 миллионов тонн. В год мы принимаем 450–500 тысяч тонн отходов. Мы хоть сегодня можем внедрить сортировку и принимать в два раза меньше мусора. И, что бы сегодня ни говорили, у нас вся разрешительная документация для безопасного ведения этой работы есть. Говорить о том, что мы рады увеличению мусорной нагрузки, более чем некорректно. Если будет принято соответствующее решение, мы завтра же безоговорочно закроемся. Но… куда в этом случае отправятся машины с мусором?

Получается, что решить проблему смогла бы организация раздельного сбора мусора, но такие эксперименты в Петербурге уже были и потерпели фиаско.

— Организовать раздельный сбор мусора в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в наших бытовых условиях, по всей видимости, в ближайшей перспективе нереально, — считает генеральный директор Научно-технического центра «Технологии 21 века» Михаил Кнатько. — Гораздо проще навести порядок со сбором отходов производств, которые могут использоваться в качестве сырьевых компонентов.

К слову, такая технологическая цепочка в свое время в экспериментальном порядке была реализована на том же гатчинском полигоне. Там пробовали перерабатывать бытовые отходы в укрепленный техногенный грунт, который может быть использован для рекультивации карьеров, укрепления откосов, планировочных работ. Единственная преграда на пути реализации этой инновационной идеи — отсутствие административного потенциала и... финансирования. По мнению большинства экспертов, инновации в нашей стране востребованы только на бумаге и на отчетно-показательных мероприятиях, потому что применить их на практике законодательно практически невозможно.

В результате на сегодня в приграничной зоне области с Санкт-Петербургом более-менее легальные объекты размещения отходов можно пересчитать по пальцам, некоторые из них, например «Красный Бор», уже исчерпали свой ресурс, а другие — близки к заполнению.

Поговорили. А дальше что?

Дискуссия продолжалась почти три часа. За это время прозвучало много справедливых и разумных вариантов решений проблемы. При этом собравшиеся практически единогласно считают, что ее решение возможно лишь в совместных действиях губернаторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А также при условии наличия региональных операторов, в основные обязанности которых должны входить координация в системе сбора, вывоза и утилизации отходов. К слову, в соответствии с недавно принятым законом «Об отходах производства и потребления» как раз до 2019 года каждый субъект РФ и должен выбрать оператора, который будет курировать весь процесс сбора, перевозки, переработки и захоронения отходов, а также утверждать единый тариф на услугу и заключать договоры с жителями. Остается надеяться, что операторы (если они все-таки появятся) будут профессиональными специалистами, которые будут действовать не для галочки, а действительно разберутся в проблеме.  

В заключение хочется отметить, что все, о чем говорилось в ходе мероприятия, словно дежавю, звучит из года в год. Только вот высота мусорных гор пока только увеличивается.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №18 от 26 апреля 2017

Заголовок в газете: Дежавю у мусорной горы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру