«Вам нас не напугать. Мы сильные!»

Как петербуржцы преодолевали панику и транспортный коллапс после взрывов в метро

Теракт в метро затронул всех горожан. В первые минуты людей захлестнула паника — петербуржцы боялись новых взрывов, не могли дозвониться до родных, узнать достоверную информацию. После закрытия всех станций метро тысячи людей оказались в ловушке и не знали, как добраться домой.

Как петербуржцы преодолевали панику и транспортный коллапс после взрывов в метро
Фото fontanka.ru

Повсюду мерещились террористы

О том, что в городе произошла трагедия, петербуржцы начали узнавать из соцсетей. Очевидцы стали выкладывать фотографии из метро, писать о задымлении, взрыве, закрытии станций. Информацию подхватили СМИ. Сайты официальных структур долго молчали, так что точные сведения о том, что же случилось, появились только к вечеру понедельника.

А первое время даже считалось, что взрывов прогремело два — один на «Сенной», второй на «Технологическом институте». Из­за нехватки информации по соцсетям начали расползаться слухи, домыслы и откровенные «вбросы». Один за другим появлялись сведения о ЧП в разных частях города — якобы взорвались автобусы в Купчино, на Петроградке, в Озерках. В панике люди репостили выдуманное «преду­преждение»: «Умоляю, никуда не двигайтесь. Пакеты со взрывчаткой раскиданы по всем станциям метро». Писали о гранате, рванувшей на «Удельной». Людям повсюду мерещились несостоявшиеся террористы: «Где­то в 14:10–14:25 на переходе между «Гостиным двором» и «Невским проспектом» видел молодого худощавого парня со спортивной сумкой, он ее еле тащил — было очень тяжело. Как­то стало не по себе, быстро обогнал и ушел вперед. Может, совпадение», — писал Максим Беляев. «Молодой человек с бородой стоял, молился и что­то читал на «Площади Восстания», я подошла к дежурной, сказала об этом. Она стала звонить», — рассказала Нэля Хафизова.

Кто-­то вспомнил про то, что летом 2016-­го на станции метро «Спортивная» проходили учения экстренных служб города. Тогда со статистами, красочно загримированными, отрабатывали как раз ситуацию теракта на станции. Фотографии с тех учений также расползались по соцсетям и добавили ужаса.

Из­за того, что петербуржцы стали звонить друг другу, чтобы узнать, все ли в порядке, в городе начались проблемы с телефонной связью. От перегрузки «упали» сайты многих электронных СМИ.

Некоторые не сильно одаренные личности попытались прославиться благодаря трагедии. Коллеги­журналисты жаловались, что появились ложные пострадавшие — люди раздавали интервью, говорили, что якобы были на станции в момент взрыва, и все только ради того, чтобы попасть в телевизор.

Юная пользовательница «Инстаграма» стала «звездой», потому что будто бы преду­­преждала о взрывах за 7 часов до того, как все случилось. «Давненько не было терактов... Сегодня будет... Ждите» — написала девушка под ником _.negodovanye. Когда ее завалили вопросами и угрозами, она призналась, что всего лишь отредактировала свою старую запись и никакого отношения к убийствам не имеет.

Город встал

Как только через час после взрыва в тоннеле все станции метрополитена закрылись на вход и выход, в городе начался транспортный хаос. Большинство жителей Петербурга, оказавшиеся в это время — в пять-­шесть часов вечера — в центре города, не знали, как им попасть домой. Корреспонденты «МК» в Питере» оказались в таком же положении.

На «Звенигородской» к 17:30 никаких объявлений не было, но двери в метро были закрыты. Рядом курили несколько сотрудников метрополитена.

— Мы понятия не имеем, когда метро заработает, — сообщали они прохожим, каждую минуту подходившим к ним с вопросами. — Думаем, до завтра точно не заработает, все обыскивают на предмет взрывчатки. Мы сами не знаем, как нам домой ехать.

Люди шли на соседнюю «Пушкинскую». Там громкоговоритель монотонно оповещал каждую минуту, что «по распоряжению руководства метрополитена все станции метро закрываются». Народ толпами собирался на автобусных остановках напротив Витебского вокзала, пытаясь понять, как выбраться из центра. Каждую минуту к остановке подъезжали автобусы — на некоторых из них было обозначение «1­М». Это подразумевало, что они бесплатно едут по маршруту синей ветки метро, но далеко не все были в курсе этого обозначения. Кроме того, автобусы, прибывшие со стороны «Технологического университета», были битком забиты пассажирами, поэтому найти свободное место удавалось далеко не всем желающим.

— Ну­ка все вдохнули, подтянули ремни! — командовал кто­то из пассажиров.

Те, кому места в автобусе не досталось, или те, кому нужно было торопиться, пытались поймать такси. Возле Витебского вокзала к каждому автомобилю с «шашечками» подбегали сразу несколько человек, но, побеседовав с водителем, разочарованно отходили.

— Занят, говорит, ждет заказ, — разводила руками женщина с чемоданом. — Уже хоть за любые деньги, хоть бы уехать отсюда!

Почти сразу после закрытия метро несколько крупных таксомоторных компаний объявили, что в знак солидарности с петербуржцами они будут возить всех пассажиров бесплатно. Правда, количество вызовов зашкалило, и найти свободное такси стало почти нереально. Впрочем, благотворительные начинания поддержали далеко не все таксисты.

— Вы свободны? — спросил у одного из таксистов прохожий, вышедший с Витебского вокзала. — Да? До Аллеи Поликарпова довезете? Сколько?! Две тысячи рублей? Нет уж, спасибо.

В ста метрах от таксиста на остановке автобусов какой­то автолюбитель, высунувшись из окна автомобиля, выкрикивал: «Север города, Озерки, Просвещения, кому надо? Подвезу бесплатно!»

Впрочем, наземный транспорт — что автобусы, что автомобили — оказался не лучшим средством передвижения — к шести вечера весь центр встал в одну сплошную пробку. Многие решили, что самое надежное — передвигаться пешком.

— Ощущение, что город — после салюта или футбольного матча, — поделился впечатлениями один из прохожих, глядя на толпы людей, идущих по Загородному проспекту. — Только повод не такой веселый.

Кое­кто из горожан решил доехать до дома на электричке. От Витебского вокзала шли пригородные поезда до Купчино, турникеты открыли, и сотрудники вокзала всех пропускали бесплатно. На самом вокзале усилили меры безопасности — всех входивших пропускали через рамки, а их вещи — через ленту металлодетектора. «В обычные дни он не работает, но сегодня включили», — пояснила одна из пассажирок, ездящая с Витебского вокзала постоянно.

С Финляндского вокзала можно было бесплатно уехать на север города — до Ланской, Кушелевки, Девяткино. Правда, контроль здесь был жестче, чем на Витебском: всех входивших прогоняли через строй из омоновцев, некоторых отводили в сторону и обыскивали отдельно.

К 22 часам метро частично заработало, ближе к 23 часам автомобильные пробки рассосались, и большинство застрявших в центре людей смогли­-таки добраться до дома.

Бесплатные бензин, печенье и кровь

Общая беда сплотила горожан. Уже через полчаса после закрытия всех станций метро в соцсетях появились сотни предложений автомобилистов­добровольцев — они сообщали свой маршрут, номер телефона и количество свободных мест, чтобы взять себе в попутчики тех, кто оказался не на машине. Чтобы структурировать эти предложения, ввели даже специальный хештег #домой, по которому можно было найти подходящий для себя маршрут. Такие же предложения массово высвечивались на «Яндекс­картах». Власти объявили, что до конца дня весь общественный транспорт будет бесплатным, на ЗСД подняли все шлагбаумы, чтобы машины могли проезжать свободно. Правда, случались и накладки — например, пассажирам троллейбуса № 45 за проезд пришлось заплатить, потому что до кондуктора информацию о новых правилах не донесли. Водители маршруток тоже денег с пассажиров не брали: «Доехал бесплатно на маршрутке 91а, причем даже не знал, что транспорт бесплатный. Сую как обычно деньги водителю, а он мне: «Спасиба, нэ нада, ми памагат, безплатна» — рассказал в Сети один из пользователей.

Пришло распоряжение в детские сады работать не до 19:00, а до «последнего ребенка». Волна солидарности захватила не только автомобилистов — кафе, рестораны и креативные пространства в центре города вывешивали объявления, что всех застрявших бесплатно напоят чаем и накормят печеньем. На Московском проспекте какой­то безымянный доброволец раздавал с машины тем, кто идет пешком, бутылки с водой и бананы. Одна из крупных сетей АЗС обещала всех заправить бесплатно на сумму 500 рублей.

Многие решили сдать кровь для пострадавших — причем доноров оказалось так много, что станции переливания ближе к вечеру написали, что крови на сегодняшний день хватает и массовой сдачи не требуется.

«Вам нас не напугать! Мы сильные, мы выстоим!» — писали в соцсетях петербуржцы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру