Роберт Городецкий — о том, как дети нападают на артистов, а артисты — на зрителей

76-летний клоун Роберт Городецкий, которого друзья и коллеги во всем мире называют папой, давно вошел в историю

Это он придумал знаменитый номер «Блю канари», который стал визитной карточкой Театра «Лицедеи». В интервью «МК» в Питере» клоун рассказал, почему ему бывает стыдно за публику.

76-летний клоун Роберт Городецкий, которого друзья и коллеги во всем мире называют папой, давно вошел в историю
Фото Замира Усманова

Фокусы с водкой для монтеров

— Почему клоуны во всем мире называют вас папой?

— Давным-давно вместе с Театром «Лицедеи» мы были на гастролях в Одессе. Я вышел к морю подышать свежим воздухом и вдруг увидел на берегу юное создание лет 16. Конечно, подошел поговорить, познакомиться. В это время к нам присоединился Валерий Кефт, который шутки ради вдруг заявил девушке: «О, здравствуйте, а это мой папа». Это он про меня так. В театре Славы Полунина я был самым взрослым, вот прозвище и закрепилось. Постепенно меня стали называть папой все клоуны в мире. Мне это, конечно, приятно.

— А дети, которые приходят на ваши представления, как вас зовут?

— Дядюшкой Робертом. Дети считают меня настоящим волшебником, думают, что я все могу. Как Дед Мороз. А что я могу? Я добрый, улыбаюсь им, даю возможность посидеть на коленях, сфотографироваться. А они, представляете, подарки мне несут, шоколадки.

— Вы выросли в послевоенном Ленинграде. Времена тогда были тяжелые и не очень располагали к тому, чтобы стать клоуном...

— Наверно, так же думали и мои родители... По крайней мере, когда я решил ехать в Москву, чтобы поступать там в цирковое училище, они спрятали мой паспорт. Родители говорили, что я должен сначала получить нормальную профессию. Поэтому после школы пришлось идти в техническое училище на базе Кировского завода на специальность конструктора. Какое-то время я даже работал в конторе, которая делала световую рекламу по всему городу, а в обеденный перерыв показывал монтерам фокусы. Самый любимый их фокус был, когда я доставал из пустой газеты, свернутой кульком, бутылку водки. Работа после этого окончательно прекращалась. Примерно тогда же, в 60-х годах, я узнал, что при Дворце культуры имени Ленсовета работает первая в стране студия пантомимы, которую основал известный театральный артист, клоун Анатолий Сергеевич Славский. Я поехал туда, и мне так понравилось, что ни о чем другом я думать больше не мог. Но клоуном стал далеко не сразу. Поначалу был фокусником, акробатом, жонглером. И только потом, когда познакомился со Славой Полуниным, меня потянуло в клоунаду. Правда, к тому времени у меня уже был придуман номер «Блю канари», который Слава быстро взял в «Лицедеи».

«Городецкий, вы гений!»

— Вы ожидали, что он станет хитом для нескольких поколений?

— Да, ожидал. Помню, на старой пластинке услышал песенку «Блю канари» (в переводе на русский «Печальная канарейка». Эта песня в исполнении болгарского дуэта Марии Косевой и Николы Томова стала популярна в СССР в 1963 году. — Ред.) и тут же придумал номер — трое клоунов играют на гармошках. Я тогда подошел к зеркалу и сам себе сказал: «Городецкий, вы гений!» Шел 1981 год. В прошлом году мы праздновали 35-летие этого номера. За это время никто, похоже, так и не разгадал секрет «...канарейки». Как говорит Слава Полунин, вы ничего на сцене не делаете, а оторваться невозможно. Помню, как-то Юрий Гальцев решил исполнить с нами «...канарейку». Мы поставили его в середину с сачком в руках. Так он измучился от безделья и от ощущения, что ему на сцене делать нечего. Я тогда прошептал ему на ухо: «Юра, сделай счастливое лицо и смотри вперед».

Кто только за эти 35 лет не участвовал в номере «Блю канари»: Аркадий Арканов, Александр Ширвиндт с Михаилом Державиным, Михаил Жванецкий и даже Валентина Матвиенко! Дело было на пляже Петропавловской крепости, где мы поставили шапито со Славой Полуниным.

— Номер «Блю канари» сейчас исполняете не только вы, но и другие артисты. Они платят вам авторские отчисления?

— Авторские я получаю от Славы Полунина и от Театра «Лицедеи». Остальные мне ничего не платят. Например, несколько лет назад фигурист Илья Авербух сделал номер на льду: три клоуна выезжали на коньках под эту же музыку. Я тогда позвонил Илюше, а он мне ответил: «Это не я номер ставил, это все хореограф». Так я и махнул на него рукой. А в другой раз Филипп Киркоров по телевизору исполнил мой номер (вместе с Дмитрием Биланом и Валентином Юдашкиным. — Ред.). Я пытался разобраться с ним через российское авторское агентство. Закончилось все очень странно: мне выслали 500 рублей... Какая-то странная сумма, смешная. Но разбираться дальше я не стал. Бог с ними. Воровство не делает людей счастливее. Я из-за этого не стану беднее, а они — богаче.

Опасная профессия

— Вы на сцене больше 50 лет. За это время вам было когда-нибудь стыдно за зрителей?

— Несколько раз такое действительно было. Однажды мы отправились на гастроли в город Сарапул в Удмуртии. Ехали поездом и всю ночь вместе с партнером ремонтировали кольца для жонглирования, которые потрескались во время наших предыдущих шоу. Очень старались, не спали... А на следующий день уже выступали в местном ДК: пока мой партнер работал на свободной проволоке (специальный трос, который не туго натягивается, а провисает, создавая для артиста неустойчивость. Поэтому на свободной проволоке нельзя быстро бегать, прыгать, исполнять сальто. Зато на ней, например, жонглируют. — Ред.), я по сценарию лежал рядом на полу. Вдруг слышу: из зала доносится какой-то странный шум. Поднимаю голову, а там здоровенный парень из первого ряда собирает около сцены разлетевшиеся кольца для жонглирования, которые мы всю ночь клеили, и ломает их. Дождавшись, пока мой партнер закончит работу, я поднялся с пола, но пошел не к проволоке, а прямо в зрительный зал. Подошел к этому парню и спросил у него: «Вы почему мешаете зрителям?» А он смотрит на меня как рыбина и молчит. Ну тогда я извинился перед публикой, снял цилиндр, перчатки, размахнулся и как следует влепил ему. Потом собрал переломанные кольца и пошел на проволоку. Еле отработал номер, ноги гуляли только так. Но вот концерт закончился, я ушел в гримерку и вдруг слышу из коридора какую-то ругань. Оказывается, это тот самый парень из первого ряда пришел ко мне выяснять отношения, а музыканты его не пускают. Ну, я пригласил его в гримерку, он сел и вдруг заплакал: «Ты знаешь, у меня было такое тяжелое детство...» Я обалдел, детство у него тяжелое! Да я точно так же говорю, когда хочу познакомиться с юным созданием! В общем, прогнал я его на улицу... Еще один неприятный случай был, когда я выступал в варьете в гостинице «Советская». Ко мне подошли два пьяных зрителя и специально перемешали карты, которые я заранее подготовил для фокуса. Я не растерялся, догнал одного из парней, похлопал его по плечу, а когда он обернулся, дал ему по роже. Никто из зрителей и слова не сказал. А оркестр даже сыграл туш.

— А за детей вам бывало неловко?

— Только один раз. Мы тогда с «Лицедеями» гастролировали в Грузии и возвращались после выступления в гостиницу прямо в костюмах и в гриме. И почему-то тбилисские мальчишки решили, что клоунов можно бить. Они увязались за нами и стали давать нам пенделей под зад. Первым не выдержал Коля Терентьев. Он повернулся к одному мальчику и тихо сказал ему: « А ведь мне больно...» И дети тут же как-то притихли, поникли. Почему-то считается, что нет ничего страшного в том, чтобы побить клоуна, ему ведь не больно. На детских праздниках есть даже такая забава, когда ребята набрасываются на артиста. Напасть могут даже на девушку-клоуна, подергать ее за косички, толкнуть, проверить, настоящая она или нет. Вроде со стороны это так смешно, а человек потом весь в синяках.

— Несмотря на все трудности профессии, вы по-прежнему продолжаете выходить на сцену...

— А что мне дома делать? Грустно там сидеть. Я сейчас работаю в том числе с театром «Клоун-герлз» — играю в спектаклях, занимаюсь с ребятами пантомимой, жонглированием, фокусами. А еще выступаю в Театре «Лицедеи», работаю на «Снежном шоу» у Славы Полунина. Вот и получается, что я все время тружусь. Привык вертеться, иначе скучно жить.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру