Петербуржцев бросили на стратегической стройке в Арктике

Следователи и судьи Петербурга продолжают разбираться в запутанном и, судя по всему, уходящем высоко наверх деле о мошенничестве с арктическим госконтрактом

Министерство обороны в очередной раз ошиблось с подрядчиком. В итоге государство недосчиталось порядка двух миллиардов рублей и четырех объектов «Арктического щита» Родины. Крайними в этой истории остаются почти полторы сотни рабочих, которые, как оказалось, бесплатно работали на питерскую фирму почти полгода и едва не застряли на пустынных северных островах.

Следователи и судьи Петербурга продолжают разбираться в запутанном и, судя по всему, уходящем высоко наверх деле о мошенничестве с арктическим госконтрактом
Фото из личного архива Максима Когтева

Слишком выгодный контракт

Еще в 2014 году Владимир Путин заявил, что нужно возрождать военные базы на Крайнем Севере. Министерство обороны принялось исполнять приказ. Но в условиях капитализма военным упорно не везет с исполнителями. Скандал за скандалом. В 2015-м казенные миллиарды пропали на острове Врангеля и мысе Шмидта. А с середины 2016-го вопросы у Спецстроя возникли к питерской компании «Ас-Инжиниринг». До этого фирма не занималась крупными проектами. И вдруг выиграла конкурс на 6 миллиардов рублей. По контракту с Министерством обороны предстояло выполнить работы на четырех объектах на Крайнем Севере — в Тикси, на Новой Земле и на Северной Земле. Но, похоже, такой успех вскружил голову директору компании Андрею Пантелееву. И деньги, судя по отчетам проверяющих, стали пропадать. С лета 2016-го рабочим перестали выплачивать зарплату. А в сентябре чекисты задержали Пантелеева перед посадкой на поезд, который едва не увез его в Финляндию (скорее всего, безвозвратно).

Проверка смартфона главы «Ас-Инжениринг» привела следователей в кабинет тогда еще весьма уважаемой начальницы отдела Главного следственного управления питерского главка Наталье Морозовой. По версии ФСБ, это она предупреждала Пантелеева и о возбуждении уголовного дела, и о грядущих обысках в его фирме.

И без того запутанное дело усугубляли еще и тяжба с Балтинвестбанком. «Ас-Инжениринг» оказался поручителем по кредиту обанкротившейся компании и потому задолжал финансовой структуре около 100 миллионов рублей. Не так уж много в сравнении с претензиями Спецстроя. Но из-за разбирательства с банком суд наложил арест на счета фирмы.

Медведи поселились в казармах

Заложниками этой ситуации, в которой замешаны большие деньги и высокие чины, оказались около 140 простых рабочих. Зарплату им так и не выплатили.

— Я проработал у них 1,5 года. Две смены, — рассказывает один из таких вахтовиков, петербуржец Максим Когтев. — Первая в 2015-м прошла без проблем. Правда, под конец начались задержки с выплатами денег. Но в апреле, в день начала второй вахты, когда мы вылетали из Хатанги на остров Голомянный, все долги погасили.

Максим был прорабом. На Голомянном (входит в архипелаг Северная Земля) «Ас-Инжениринг» возводил радиолокационную станцию и пункт наведения авиации. По большому счету Министерство обороны восстанавливало там бывшую военную часть.

— В советские годы на этом острове был довольно крупный военный городок. По словам метеорологов, которые там работают еще с тех лет, в казармах жило до тысячи человек — солдаты, офицеры с семьями, был даже свой детский садик, — говорит Максим. — Но в 1990-е часть закрыли, и все уехали. С тех пор на острове осталась кое-какая техника. Мы там нашли брошенный вездеход, подремонтировали и катались на нем по острову. Катались «на экскурсию» к сломанным самолетам, когда-то они неудачно приземлились, никто не погиб, но чинить их никто не стал, так и оставили.

А в опустевших домах теперь живут белые медведи. Селятся поодиночке и целыми семьями (мамаши с детенышами) — весьма удобно, не надо рыть берлоги.

— Один раз мужики пошли посмотреть, что в домах осталось. Заглянули в дверь, а им навстречу медведь. Больше мы туда не совались, — вспоминает Максим. — Мишки сами к нам приходили подкормиться на помойку. Это вообще довольно опасное соседство. На соседних островах были случаи нападения на людей. Начальник нас даже штрафовал, если кто выходил на улицу в одиночку, только парами или группами разрешалось передвигаться.

Ходить-то, правда, особо и некуда. Остров Голомянный 6 километров в длину и 800 метров в самом широком месте. Почти весь он покрыт камнями и снегом.

— Когда мы прилетели туда в апреле, то пришлось откапывать из сугробов технику. Снег сошел только в июне. Самый теплый месяц там — август. Тогда температура поднимается до +13 градусов и можно купаться в океане. Праздник у нас был, когда зацвел полярный мак. Это маленький цветочек на клочке травы. Вокруг него все фотографировались, радовались так, как будто зарплату дали, — усмехается Максим. — Зимой температура около –30 градусов, 100-процентная влажность и ветер 20–25 метров в секунду. Как-то нам привезли ветряк — хотели получать электричество с его помощью. Уж не знаю, сколько он стоил, но сломался при ветре в 17 метров в секунду — очень недолго проработал, — говорит Максим Когтев.

Планета Железяка

Рабочие «Ас-Инжениринг» на Голомянном жили по вахтовым меркам в комфортных теплых вагончиках. В гораздо худших условиях оказались рабочие на Новой Земле. Их поселили в обшарпанное общежитие, едой не обеспечивали. По контракту они должны были покупать продукты за свой счет. Но цены в тех краях в два-три раза выше питерских. И долго прожить, не получая никаких денег от работодателя, было непросто.

А задержки в зарплате начались еще в июле.

— Сперва нам говорили, что это сбой в компьютерной программе. Но в итоге так и не заплатили. У фирмы долг перед рабочими примерно в полмиллиарда рублей. Зарплаты там были хорошие, все-таки сложные условия труда. Простые работяги получали по 100 и свыше тысяч в месяц. Я побольше. В итоге лично мне они должны около 1,1 миллиона рублей. А есть люди, которым и по 2 миллиона недоплатили.

Когда начались перебои с зарплатой, вахтовики взбунтовались — отказывались выходить на работу, писали заявления на увольнение.

— В сентябре к нам с проверкой приехали из ФСБ, походили, посмотрели, вроде остались довольны. А потом друзья из питерского офиса мне рассказали, что у них идут обыски и там народ тоже увольняется. Только они-то написали заявления об уходе и свободны. А мы так и остались на острове ждать, когда нас вывезут, — рассказывает Максим.

Работа встала. Вахтовики коротали время, как могли. Благо оставались продукты.

— Мы себе сделали спортзал, сварили из подручных железяк тренажеры. Ездили в гости к метеорологам и на соседний остров к пограничникам. Те приспособили для жилья огромные бочки из-под топлива. Прямо с женами там селятся, — удивляется Максим. — Вообще с советских времен в тех краях много подобного мусора осталось. Сейчас часто говорят об экологии, о программах по очистке северных территорий. Нам на остров тоже привозили спецмашину для сбора мусора. Но я ни разу не видел, чтобы она работала. Хотя наш-то остров еще ничего — более-менее чистый. А вот соседний — Средний — мы прозвали Планетой Железяка, там все сплошь обломками техники и прочего металла усыпано.

Только в октябре арктических робинзонов-вахтовиков начали эвакуировать с острова. Большую часть забрал проходивший мимо пароход. В ноябре последних рабочих вывозили уже вертолетами МЧС. Директор фирмы к тому времени уже давно был за решеткой. Однако дело о мошенничестве до сих пор расследуется.

— Когда мы вернулись в Петербург, стали подавать иски в суд. Но не тут-то было! Счета «Ас-Инжениринг» заблокированы, идет следствие. И, похоже, никому дела нет, что по закону вообще-то сначала нам должны заплатить, а потом уже банкам. А ведь у людей семьи, кредиты, ипотеки, — говорит Максим. — А так, если бы не денежные проблемы, я бы с удовольствием туда вернулся — красиво там и работа интересная.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру